Главная >> 5 >> 1

Летнее взятие Зимнего

В этот понедельник Марк Рудинштейн представит проект оборудования Дворцовой площади под нужды международного кинофестиваля, который должен состояться в Петербурге следующим летом. Презентация дизайн-проекта пройдет без директора Эрмитажа Михаила Пиотровского - главного оппонента Рудин-Штейна. Таким образом, понятно, что страсти вокруг 1-го Петербургского международного кинофестиваля улягутся не скоро.


Все споры идут вокруг возможности и вариантов использования Дворцовой для проведения фестиваля. Михаил Пиотровский считает, что на площади надо провести только церемонии закрытия-открытия, а кинозалы устроить во дворах Эрмитажа и Главного штаба. На прошлой неделе стало окончательно понятно, что эта идея не будет реализована. По официальной версии - исключительно по техническим причинам. Главное управление МЧС по Санкт-Петербургу сообщило, что "Управление гос. пожарного надзора... изучив вопрос о возможности использования внутридворовых территорий (Восточного крыла Главного штаба) для размещения открытых кинотеатров и проведения Международного кинофестиваля в июле 2006 г., не находит возможным разрешить использование данной территории, ввиду несоответствия их требованиям действующих норм и правил пожарной безопасности и необеспечения безопасного пребывания людей на случай возникновения пожара".


В общем, все опять вернулось на Дворцовую площадь. В понедельник Марк Рудинштейн продемонстрирует общественности дизайн-проект, разработанный архитектурной мастерской А. Асадова. Мастерская эта московская, архитекторы придумали проект города-миража, который, по их замыслу, будет полностью растворяться в фасадах знаменитого ансамбля Карло Росси.


О концепции проекта "Городу" рассказал технический директор кинофестиваля Александр Смирнов.


- Судя по картинке, павильоны фестивального городка будут расположены симметрично?


- Да, городок раскинется наподобие крыльев, в своем движении повторяя движение Восточного крыла Эрмитажа и Генерального штаба ВВС Ленинградской области. С одной стороны - вдоль Восточного крыла Эрмитажа - расположится основной кинозал фестиваля, рассчитанный на 1800 зрителей...


- Там и собираются провести церемонии открытия-закрытия фестиваля?


- В частности, да. А рядом - но со стороны Певческого мостика - расположится своего рода "резервная" зона, включающая рестораны, кафе для широкой публики, а. также параллельную сцену для проведения каких-то дополнительных культурных мероприятий. С другой стороны - вдоль Главного штаба - павильон, вмещающий три кинозала, опять же для широкой публики. Дальше, уже ближе к Невскому, - пресс-центр.


- То есть все будет происходить в одном месте - на Дворцовой площади?


- Конечно. На площади до Александрийской колонны раскинутся зонтичные кафе. Только что был подписан договор с питерской компанией, занимающейся производством солнцезащитных зонтичных кафе. Возможно, будут какие-то элементы благоустройства: цветомузыкальные фонтаны, газоны, легкие клумбы. Но об этом пока рано говорить.


- А красная дорожка?


- Роль "красной дорожки" выполнит подиум высотой метр 20, по которому участники фестиваля со стороны Певческого мостика пройдут до арки Главного штаба.


- Противники проведения фестиваля на Дворцовой говорят, что фестивальный городок испортит архитектурный ансамбль, историческое покрытие площади, что Дворцовую превратят в один большой туалет. Вы собираетесь решать эти проблемы?


- Во-первых, мы соблюли необходимый разрыв между зданием Восточного крыла Эрмитажа и нашими павильонами.


- Вы имеете в виду те три метра мостовой Дворцовой площади, которые принадлежат Эрмитажу?


- Да. Так вот, скажу больше - разрыв между конструкциями фестивального городка и зданием Генштаба - 10 - 12 метров. Уникальность ситуации заключается в том, что изначально техническим заданием было поставлено условие: мы никоим образом не должны углубляться под мостовую Дворцовой площади. И первая особенность проекта в том, что все 10 тысяч кв. метров площадей созданы конструкциями, которые непосредственно не крепятся к основанию Дворцовой площади. То есть, есть некий структурный каркас, и в качестве балласта будут использованы деревянные полы.


- Как-то ненадежно.


- Не беспокойтесь, пригруз рассчитан на то, что конструкции выдержат ураганные порывы ветра. Согласно проекту мастерской Асадова, все павильоны фестивального городка снаружи закроются так называемой драпировочной сеткой, цветонепроницаемым материалом категории "blackout" (производства фирмы Ferrari Stamoid), на котором с помощью цифровой печати будет создана имитация фасада ансамбля Карло Росси. А по вечерам контуры конструкций будет подчеркивать освещение. Если говорить о технической стороне дела, то нам нельзя использовать торшерные светильники - они при ветре при падении могут повредить зданиям, Александрийскому столпу. Скорее всего, будут использованы современные светильники, крепящиеся к каркасу самих павильонов. А если говорить об эстетике, то как известно, если дневной облик городов создают архитекторы, то ночной - световые дизайнеры.


- Трудно представить, каков будет эффект от подсвеченной светонепроницаемой ткани. Это вряд ли будет похоже на ансамбль Росси.


- Но это-то и интересно - увидеть иную реальность, когда привычное пространство наполняется новыми красками.


- Кто будет заниматься технической стороной дела?


- Генеральный подрядчик фестиваля - крупнейшая в Западной Европе и одна из крупнейших в мире компаний по устройству фестивалей, праздников и саммитов (кстати, возможно, именно она будет обслуживать саммит "восьмерки" в Петербурге, который пройдет накануне нашего кинофорума) - французская компания GL Evan. Эта же компания работает и с Берлинским, и с Сан-Себастьянским кинофестивалями. Компания, основанная в 1978 году, сегодня имеет огромное количество офисов по всей Европе, в Штатах, в Австралии, Африке, Китае. Это я вам рассказываю, чтобы вы понимали, что за организацию кинофестиваля в Петербурге взялись профессионалы высочайшего уровня.


Что касается цветозвукооборудования, то, поскольку Петербургский кинофестиваль задумывается ранга Каннского, Венецианского, Берлинского кинофестов, все техническое оборудование - самое современное, не старше 2 лет. Задействованы будут последние поколения светильников, звуковых аппаратов, проекционных аппаратов, экранов и т. д. Надо сказать, что Санкт-Петербургский кинофестиваль и для GL Evan уникален. Как правило, они устанавливают оснащенные необходимой "начинкой" павильоны, безо всякой архитектурной придумки, как та, что предложил Асадов. Подобное, помнится, было только на выставке промыслов Эльзаса, когда плоский фасад павильона целиком декорировали пленкой, имитирующей вид старинного эльзасского дома. Но это был один дом. В нашем случае - "опечатать" необходимо 10 тысяч квадратных метров. И сделать это максимально быстро и так, чтобы не было ощущения стройки.


- Это возможно?


- Да, на Дворцовой площади не будут стоять грузовики, фуры. Монтажники - российские специалисты, но при участии шефмонтажников из Франции, - будут работать "с колес": приехала фура, быстро выгрузили все необходимое, смонтировали в один прием...


- А как с туалетами?


- Это действительно серьезная проблема, учитывая массовость мероприятия. Одних туалетов должно быть порядка 150 кабин.- И куда их поставят?


- Они будут все находиться в задней части павильонов и также "запечатаны" цветонепроницаемой пленкой. Так что никто не скажет, что мы заставили площадь туалетами - снаружи все будет очень красиво: белые тенты, фонтаны... А все необходимое для жизнедеятельности фестиваля - внутри павильонов.


- А мусор куда?


- Город уже имеет большой опыт в проведении массовых праздников, так что он в состоянии справиться с такого рода проблемами.


***


Комментарий


Марк РУДИНШТЕЙН, идеолог фестиваля


- Почему вы не пытаетесь найти какой-нибудь другой варит проведения кинофестиваля- не на Дворцовой, раз уж она вызывает столько споров? - А зачем? Во-первых, какого-либо "третьего" варианта просто не существует. Согласно постановлению губернатора, фестиваль должен проходить именно на Дворцовой площади. А во-вторых, я по-прежнему убежден: если проводить в Петербурге международный фестиваль такого уровня, то только на Дворцовой площади - самом красивом месте Петербурга.


Петербург строился как парадная площадь империи, где должны были проходить главные парады, главные торжества. И праздничная площадь этого города задумывалась как главная в стране. Понимаете, мы всего лишь следуем традициям.


Так что вполне естественно, что именно центральная площадь города становится местом проведения столь глобального проекта. Сегодня площадь, безусловно, хороша. Но она - "не живая", как, например, площадь Святого Марка в Венеции, многие центральные площади европейских городов и даже площади у храмов. А ведь Дворцовая площадь не намелена, она - исключительно светское место.


И я уже не раз говорил: мы хотим создать некое единое фестивальное пространство. Как улицы Петербурга стекаются к Адмиралтейской игле, так и фестиваль должен быть сосредоточен вокруг Дворцовой площади. После посещения многих кинофестивалей мира я понял - ни на одном из них нет комфортной обстановки для общения, фестивали как бы растаскиваются по всему городу, они "теряются".


Теперь главное - не просто не навредить площади, а напротив, организацией фестиваля продемонстрировать наиболее деликатный подход к "освоению" культурного пространства. Надо Пристроиться очень тактично к этой красоте. И в идеале мне видится своего рода "город-мираж" (столь излюбленный мотив Петербурга), прозрачная конструкция, которая будет "мимикрировать" в окружающей среде. В этой идее - проведении международного кинофестиваля - важно найти формулу, по которой действительно возможно сделать праздник без дискомфорта. Хотя я уверен, что это проблема трех лет. Постепенно будут выявлены все недочеты: художественные, технические, которые можно будет исправить. Хотя уже сегодня с нами работают настоящие профессионалы, в частности, к нам присоединился г-н Жан-Пьер Вида (Jean-Pierre Vidal), технический директор Каннского кинофестиваля уже на протяжении 26 лет. Так что главное, чтобы не было истерики и мы могли нормально работать.


***


Кинофестиваль все-таки проведут на Дворцовой площади.


***


Общая предполагаемая площадь фестивального городка - 10 тыс. кв. метров. Высота - 14м. Общая вместимость всех кинозалов - 3600 посадочных мест. Пропускная способность фестивального городка - 50 - 60 тыс. в сутки (рассчитано на 8 кинопоказов в день).