Главная >> 5 >> 1

КУАИ, ТЫ МОЙ КУАИ

Если спросить любого нормального человека, где он предпочитает жить - в собственном доме или на съемной квартире, то ответ несложно будет предугадать. Данный постулат касается и любого творческого коллектива, который в идеале хотел бы иметь свой собственный дом. И желательно еще в таком состоянии, о котором можно было бы сказать - пригодно для существования. Но, к сожалению, желания не всегда совпадают с возможностями.


Вот театр "Самарская площадь" наверняка хотел бы справлять юбилей своего художественного руководителя Евгения Дробышева в собственном здании. Но никак не завершающийся ремонт внес коррективы в планы коллектива, и юбилей режиссера прошел в ДК железнодорожников им. Пушкина. Юбилей - всегда праздник, но почему-то именно в эти дни особенно болезненно встает вопрос о том, сколько еще времени муниципальный театр будет жить без своего зала. Ответ на этот вопрос мог бы дать мэр Самары Георгий Лиманский, но он, как известно, не является большим поклонником театрального искусства. Могла бы помочь театру и городская дума, но она так занята борьбой с мэром, что на решение проблем творческого коллектива у нее просто нет времени. Кроме того, депутаты данного созыва в большой любви к театру также не были замечены, и меценатская деятельность нынешнего большинства ограничивается массовыми праздниками ширпотребовского уровня.


Сегодня меценатов найти легко, но вот сделать их деятельность цивилизованной пока еще сложно. Во-первых, люди не научились просто так расставаться с деньгами, а во-вторых, в них достаточно силен стереотип "кто платит, тот и заказывает музыку". Со вторым тезисом поспорить сложно, но при всей его правильности возникает опасение, что в этом случае процветать будет только поп-культура.


Вероятно, именно опасность творческой зависимости от финансовых источников заставляет большинство деятелей культуры с тревогой смотреть в завтрашний день. Они прекрасно понимают, что выбор спонсоров в небольших, а по сравнению с Москвой любой населенный пункт можно назвать небольшим, городах сравнительно мал. Значит, перед учреждениями культуры будет стоять простой выбор: или идти на поклон к тем, кто есть, попадая при этом не только в финансовое, но и творческое рабство, или просто прекращать свое существование. Второй вариант сегодня кажется наиболее реалистичным. Первый же таит изменения творческих концепций, которые будут направлены лишь на удовлетворение зрительского спроса. Таким образом, театры станут продолжением нашего телевидения, над качеством которого уже устали смеяться Жванецкий, Задорнов и все команды КВН. Главное, что зрители готовы платить за халтуру деньги, а художественная часть пусть остается на втором плане.


Если возвращаться к юбилею, то стоит отметить, что вообще-то Евгений Дробышев счастливый человек, поскольку у него очень много друзей. Повезло ему еще и в том, что первый свой диплом он получил в Куйбышевском авиационном институте (КуАИ). Выпускники этого вуза не только строят самолеты, но и успешно занимаются бизнесом. Именно они, институтские друзья, поддерживали и поддерживают театр. И хотя со временем у них появились помощники, но они никак не были связаны с теми, кому принадлежит власть в нашем городе. И последнее. На юбилее Евгения Дробышева Галина Рязанова, единственное официальное лицо, присутствовавшее на этом празднике, объявила, что городские власти выделили 200 тыс.рублей на очередную постановку. Вот только руководитель городской культуры не уточнила, в курсе ли этого шага мэрии депутаты и не получится ли так, что в результате борьбы между мэром и думой театр останется один на один со своими проблемами, уповая лишь на выпускников КуАИ.