Главная >> 5 >> 11

Веселый бизнес

Идея открыть магазин по продаже карнавальных аксессуаров появилась у Сергея Соколова в безрадостном 1998 году. Сегодня он утверждает: таким бизнесом могут заниматься только фанатики.

Тяжелый 1998 год. Кризис. Дефолт. Ряды компаний малого бизнеса редеют на глазах. Безработица. Люди осаждают банкоматы и устраивают ночные бдения около банковских офисов. И в это время, сидя у себя на кухне, Сергей Соколов подумал: "Хорошо бы открыть не просто бизнес ради бизнеса, а бизнес для души. Чтобы и самому было приятно, и другим хорошо".

Подумал - и открыл. Уже 10 лет под брендом "Надувной опельсин" Сергей Соколов продает воздушные шары, яркие карнавальные костюмы, парики, маски и аксессуары. "Большой ассортимент необходим, чтобы выжить, - объясняет Сергей Соколов. - Людям все время нужно что-то новенькое, свежее и оригинальное. Иначе им попросту будет неинтересно".

Начали с шариков

Тогда, в 1998 г., Сергей Соколов уже не был новичком в бизнесе. До этого он торговал мехами и промышленными алмазами. На покупку торгового павильона площадью 73 м2 потратил $100 тыс., на закупку товара - еще около $30 тыс. собственных средств. Так появилось ООО "Авалон-Арт".

"Параллельно мы начали заниматься оформлением праздничных мероприятий воздушными шариками, - рассказывает Сергей Соколов. - А сегодня еще и предоставляем услуги по организации праздников и развлечений, начиная с написания сценария, подбора профессиональных артистов, заканчивая пошивом карнавальных костюмов". Со всем этим справляется штат в 10 человек.

Вообще, по словам Сергея Соколова, этот вид бизнеса довольно нестандартен, как и сам предмет торговли. "Почти 70% продаж приходится на Новый год, - говорит он. - Но товар необходимо обновлять круглый год, это требует постоянных вложений. А чтобы обновлять, нужно постоянно ездить в заграничные командировки, что тоже требует инвестиций. В России и в странах СНГ не производят ни карнавальных масок, ни праздничные париков".

Уже в процессе работы предприниматель пытался взять в банке кредит на развитие бизнеса, но ни одно из 10 кредитных учреждений, в которые он обратился, не смогло одобрить заявку. "Они вообще не считают бизнесом управление таким узкоспециализированным магазином", - сетует Сергей Соколов.

Рискованная ниша

Праздничная индустрия - в России довольно сложная для освоения ниша. И довольно рискованная. Она первая ощущает колебания рынка. Малейший экономический спад - и тут же снижаются продажи. "Если колбасу человек купит в любом случае, то без карнавала и гавайских костюмов предпочтет пока обойтись", - отмечает Сергей Соколов.

С фирмой "Надувной опельсин" на рынке конкурирует несколько компаний. Однако все они имеют разную специализацию и прямой, жесткой конкуренции другу к другу пока не составляют. Так, по словам Сергей Соколова, сеть магазинов "Веселая затея" специализируется на воздушных шарах и бумаге и работает по методу "кэш энд керри". А, например, в магазинах "Гришко" традиционно продаются маски, грим, балетные пачки, а в последнее время еще и костюмы для танца живота.

Сопутствующие услуги

Около 3-х лет назад для развития бизнеса Сергей Соколов предложил клиентам еще одну услугу: интерактивные аттракционы. "В основном они востребованы на корпоративных праздниках. Согласитесь, мало одеть людей в карнавальные костюмы, нужно еще и создать атмосферу карнавала, - улыбаясь, отмечает он. - И аттракционы с этой задачей справляются хорошо, да и сплачивают команду".

Сергей Соколов уверяет: такой вид бизнеса очень узок. Владельцы магазинов по продаже карнавальных аксессуаров хорошо знают друг друга - не просто в границах своей страны, но и во всем мире. Цикличность бизнеса обуславливает его дороговизну. Например, только чтобы закупить товар сегодня потребуется не менее 6 млн рублей. Торговая площадь должна находиться в собственности. В арендуемом помещении такой бизнес попросту не сможет существовать.

***

В цифрах

Дмитрий Соколов, генеральный директор ЗАО "Инвестиционная компания "Энергокапитал":

"Нельзя расценивать ситуацию с кредитованием малого бизнеса как однозначно негативную: банки отказываются от кредитования малого бизнеса, и все. Этому есть вполне объективные и понятные причины.

Одна из причин таких отказов в выдаче кредитов, скорее, заключается в том, что это направление сопряжено с более высокими, чем при кредитовании крупного и среднего бизнеса, рисками. Эти риски к тому же порой довольно сложно оценить из-за недостаточной прозрачности малых предприятий.

Все это приводит к тому, что в результате при спросе малого бизнеса на кредитные ресурсы (это спрос, кстати, оценивается в $30 млрд) удовлетворяется только около 20% потребности в них.

Однако я считаю, что в ближайшие годы кредитование малого бизнеса продолжит развиваться. Этому будет способствовать в том числе и усиление внимания государства к проблеме малого предпринимательства.