Главная >> 5 >> 13

ВРЕМЕНА ГОДА

КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ РОССИИ


***


ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?


РЕВУН, ХМУРЕНЬ, ВЕРЕСЕНЬ


Самое простое: седьмой по счету - по календарям древности, девятый - по нынешним. Но разве характер в счете? И в счете его поэзия? Его настроение? Ну уж никак не согласятся с этим те, кто зовет его Ревуном - по его срывающимся с цепи ветрам; Хмуренем -по хмурому небу, а в дождях - и по хмурым далям; Задумчивым - по его вслушивающейся тишине; Руеном - по золотому цвету осени и Рюином - по его свадьбам оленей;


Месяцем стай и Журавлиных Ключей, замыкающих небо; Листопроводцем - по молчаливой обреченности листьев; Вересенем - по цветущему в ту пору вереску; Зоревником - по пожарам заката и лучезарным вечерам... Ну и, конечно, Летопроводцем. Было, ушло, проводил. Чему уж тут радоваться? Но и о чем грустить? "Время жизни, как и время года, надо благодарно принимать", -так, кажется, в песне?


***


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ,


- что день в сентябре убывает на 2 часа 13 минут, тепла - примерно вдвое по сравнению с летним, а значит, в любую ночь можно ждать заморозков. Но на прощание, в утешение еще вполне возможна поздняя гроза - на теплую долгую осень.


- что первыми из птиц в 1-й и 2-й декаде улетают стрижи и городские ласточки, иволги и чибисы, козодои и зяблики, а в третьей - почти все, как правило, ночными молчаливыми стаями, нередко за 5-6 тысяч километров, с вполне автомобильными скоростями (утки - 90 километров в час, а стрижи - 110).


***


К ПОРТРЕТУ СЕЗОНА


Здравствуй, осень!


Пришла нежданная, постучалась незванная... Гляжу в окно и не узнаю. Откидывает золотую березовую прядь:


- Неужели забыл? Выхожу навстречу:


- Представь себе! Все-таки год не была...


Смеется:


- Тогда давай вспоминать вместе.


И, не дожидаясь ответа, она уходит хозяйкой в сад, а я затопляю печь и, согреваясь у огня, верю и не верю, что она опять со мной. И опять уйдет. Но три месяца, да наши.


В ту же пору год назад она пришла из августа, 28-го, молодым Бабьим летом, лучистая, жаркая, хоть и с холодком в глазах. Ее молодости хватило на две недели и еще одну, уже хмурясь, звалась все тем же Бабьим летом, но уже Старым, и даже предпочитала свое книжное имя - Начало осени. И, любя, я спрашивал ее:


- А как будешь зваться потом?


- Потом Золотая осень - с 24 сентября по 14 октября, дальше, с 15-го, недельку, - Глубокой осенью, с 23-го октября по 26 ноября - уже Предзимьем, а с него до декабря, как ни жаль, Первозимьем. Мой век - 93 дня. Но у кого больше? И разве для любви этого мало? Ты только встречай меня, как в старину мою бабушку: 14-го, в Семен-день - Семеона Летопроводца, 21-го, на Рождество Богородицы, в праздник всех женщин, и на день Феодоры, 24 сентября, куда даже не всякое Бабье лето дотянет. А все другое время - как жизнь, с делами, прощаниями и даже печалью, когда я уйду. Но, уходя, я запомню дорогу к тебе и вернусь. Нескоро. Но учись ждать.


И все ее 93 дня мы были вместе, подшучивая и не признавая ученых, считающих, что астрономически она начинается 22 сентября, с осеннего равноденствия, Лесного календаря Бианки, открывающего осень с 21-го, тоже отнимающего у нас Бабье лето и даже календаря фенологического, делящего ее на два скучных периода -от первых заморозков до конца листопада и от конца листопада до начала зимы. Правда, из календаря Бианки мы все же кое-что взяли -название ее месяцев: первого - "Месяц прощания перелетных птиц с родиной", второго - "Месяц полных кладовых" и третьего - "Месяц зимних гостей".


Но, кажется, она уже на дворе, игриво стучится веткой в окно, входит, кладет мне на плечи настылые руки:


- Ну вот мы и вместе. И не спрашивай: "Надолго ли?" Скажи: "Как хорошо, что ты пришла. Здравствуй, осень!"


***


ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ


ПОКЛОН - ЗЕМЛЕ, ДУШЕ - ОТРАДУ


В допетровской Руси 1 сентября было новогодним праздником. К этой поре все было убрано, сделано, посеяно. Как не дать душе передых, а земле не поклониться? Начинались осенние свадьбы, новоселья, веселые посиделки. С осенин наступала пора капустных вечерок, которые длились целых две недели. Капуста в крестьянской избе была на них "первой барыней", именинницей. При свете лучины в те долгие осенние вечера девушки и женщины рубили кочаны, пели, шутили.


В Древней Греции и в Древнем Риме капуста считалась пищей богов. Но только славяне первыми научились квасить и запасать капусту впрок. Эта работа называлась на Руси капустником.


Устраивали шуточные похороны мух и тараканов (чтоб они совсем пропали), топили бани с хвойной водой - омыть пропотненное тело. Отмечали свой праздник псарные охотники, отправляясь с борзыми на русака и лисицу, а с гончими - в лес на зайца-беляка. В три года впервые сажали на коня мальчика.


У предков белорусов олицетворением осени был мифологический Жыцень, имя которого произошло от слова "жито" (рожь). По народным представлениям, это худощавое, малорослое существо пожилых лет, с суровым выражением лица, с тремя глазами и косматыми, всклокоченными волосами. Он появлялся в садах, на огородах и нивах после снятия урожая и придирчиво смотрел -все ли убрано как следует в добром хозяйстве? Заметив колосья, не срезанные или оброненные жницами, собирал их, связывал в сноп и переносил его на тот участок, где урожай убран чисто. В результате на будущий год там, где он оставлял сноп, бывала обильная жатва, а поле, где подбирал колосья, ждал неурожай. Во время осенних посевов он также незримо присутствовал на полях и утаптывал в землю случайно просыпанные зерна, чтоб не пропали зря.


В один из дней сентября отмечали Рябинники. Запасали рябину впрок - на случай угара. По ее урожаю предсказывали погоду. Много рябины - к сырой осени и морозной зиме. Бытовал и день "луковой слезинки", когда убирали "крестьянского целителя". Свивали его в золотые косы, говорили: "В нашем краю, ровно в раю, луку да рябины не переесть".


В середине месяца героями праздника были вилы. Теперь они "копен не кидают, пластов не поднимают", никуда не спешат - тихо в сенях лежат.


А что за празднество осенью без каравая из муки нового урожая да молодой рассыпчатой картошки? Хвалебные оды пели хлебу первому всюду, а второму - особенно на Брянщине и Белой Руси, угощая драниками и рулетами, запеканками и кулебяками и многим другим - на что горазда хозяюшка.


Сегодня старинные осенние обряды помнят немногие - потеснены новыми обычаями и традициями. Мне лично из них больше всего по душе праздник матерей, для которых в этот день срезаются самые лучшие цветы, пекутся пироги, говорят самые ласковые слова. Жаль не везде.


Валерий МИРОНОВ, фольклорист. пос. Болшево, Московская область.


***


[Фотофакт]