Главная >> 5 >> 16

Неложное обещание Воскресения

Уважаемые читатели, мы продолжаем знакомить вас с жизнеописаниями наших родных святых, прославивших Господа на земле Подмосковья в трагическом XX веке. Завтра, 14 марта. Русская Церковь чествует нескольких новомучеников и исповедников Российских, но мы расскажем лишь о двух из них. Жизни священномученика Петра (Любимова) и мученицы Надежды (Аббакумовой) были связаны с Успенским храмом села Кишкино Домодедовского района Московской области. Ныне этот храм именуется Сергиевским, в честь преподобного и богоносного Сергия Радонежского, придел которого был в церкви издавна.


О том, что священник Петр (Любимов) был человеком деятельным, красноречиво свидетельствует тот факт, что Успенская церковь в Кишкино была построена по его инициативе и при его непосредственном участии. 22 мая 1908 года он направил прошение Преосвященному Трифону (Туркестанову), епископу Дмитровскому, с просьбой разрешить постройку нового храма, объясняя это тем, что "настоящий храм во имя Пресвятой Богородицы ныне стал ветх и грозит разрушением". Проект новой церкви был разработан архитектором И. Д. Боголеповым. Получив 2 марта 1909 года необходимое разрешение, община сразу же приступила к строительству. Использовались пожертвования благотворителей, так как приход в Кишкино не располагал необходимыми средствами. Настоятель храма отец Петр Любимов и церковный староста Михаил Титов обратились за помощью к императору Николаю Александровичу Романову. Как сообщали "Московские церковные ведомости" в начале XX века, Николай II, выслушав доклад об этой просьбе, "соизволил пожаловать на означенный предмет от монарших щедрот 500 рублей". В свою очередь консистория выдала церкви пособие в 50 рублей на приобретение утвари для строящегося храма. На эти деньги удалось не только завершить строительство, но и возвести каменную колокольню. Когда совместными трудами церковь была отстроена, то ее украсили резным иконостасом и новыми иконами. Великолепный, обновленный храм в небольшом живописном подмосковном селе был освящен 29 июля 1912 года. В том, что все это произошло, была немалая заслуга настоятеля храма.


Каким же он был, настоятель новой Успенской церкви в Кишкино священник Петр Любимов, и чем угодил Богу, что Церковь ныне именует его святым?


Священномученик Петр родился 6 января 1867 года. До календарной реформы, проведенной большевиками в 1918 году, этот день - 6 января - не имел другого цифрового обозначения. Итак, угодник Божий появился на свет в праздник Крещения Господня. Он родился в селе Свитино Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика - Любимова Павла Петровича. У Петра было две сестры - Олимпиада и Наталия, и брат Иван.


В августе 1877 года десятилетний Петр пошел в подготовительный класс Перервинского Духовного училища, которое успешно окончил в 1882 году. Затем он поступил учиться в Московскую Духовную семинарию. Ее курс он окончил в 1888 году. Прошедши богословскую подготовку, Петр Павлович становится учителем Ваниловской церковно-приходской школы Бронницкого уезда. В сентябре 1893 года он перешел в церковноприходскую школу села Вертково того же уезда, где и прослужил до 1990 года. Государство отметило его педагогическую деятельность двумя медалями в 1897 и в 1900 годах.


Но вот, в 1900 году, в возрасте 33 лет Петр Павлович Любимов оставляет светскую карьеру и становится псаломщиком в храме святителя Николая в Плотниках, на Арбате. К этому времени Петр Павлович уже был женат на Татьяне Петровне; его избраннице в начале XX века было чуть более 20 лет. В 1902 году у молодой супружеской пары родилась дочь Клавдия.


26 сентября 1903 года Петр Павлович Любимов был рукоположен во священника и определен настоятелем упомянутой ранее Успенской (ныне Сергиевской) церкви села Кишкино Бронницкого уезда. Надо заметить, что сейчас такого района в Московской области нет. В конце 30-х годов решением большевиков Бронницкий уезд был расформирован, и разные его части отошли к разным районам Подмосковья. Село Кишкино сегодня входит в состав Домодедовского района, находясь на самой его окраине. Не прошло и десяти лет со дня определения священника Петра Любимова в настоятели Успенского храма, как церковь его трудами и молитвами была обновлена. Несмотря на революционные потрясения начала XX века, православная Россия с верой в Господа смотрела в будущее: строила и обновляла храмы Божьи.


Все это время отец Петр не прекращал и свою педагогическую деятельность. С утверждения епархиального начальства он состоял с 1903 по 1919 годы законоучителем Кишкинского начального земского училища.


В 1917 году мирная жизнь прихода храма в Кишкино, как и прочих, оборвалась. У церкви отняли землю, а все ее имущество, включая и само здание,


стало "народным достоянием". 4 марта 1926 года приход заключил договор с Бронницким уездным Исполкомом о принятии в пользование "здания культа... с предметами культа". 57 прихожан разделили со священником и приходским советом ответственность за храмовое имущество, поставив свои подписи под этим документом. К тому времени часть церковного имущества - все имевшиеся у прихода серебряные предметы, напрестольные кресты, Евангелие - уже была изъята "в пользу голодающих". Ограбив храм, новая власть не могла не тронуть и его священнослужителя. В 1923 году отец Петр был лишен избирательных прав и оставался "лишенцем" вплоть до 1938 года. Кроме того, в 1930 году его хозяйство подверглось раскулачиванию. У него отобрали корову и другое имущество.


В начале 20-х годов отца Петра постигла тяжелая утрата - умерла его верная спутница жизни Татьяна Петровна.


В очередную волну гонений, в начале 30-х годов, власти закрыли многие соседние храмы, и отцу Петру, тогда уже пожилому священнику, приходилось много ездить и служить по окрестным деревням. Когда в середине 1930-х годов был выслан, а затем и арестован священник ближайшего села Мартыновское отец Петр Кедров, обездоленный приход своего друга стал окормлять протоиерей Петр Любимов. В это время его надежной опорой стала староста храма в Мартыновском - Аббакумова Надежда Петровна. Села расположены в очень красивом месте Подмосковья и находятся на небольшом расстоянии друг от друга.


Мученица Надежда родилась в 1880 году в селе Мартыновское Коломенского уезда (ныне Ступинский район) Московской губернии в крестьянской семье. Ее судьба складывалась как у большинства крестьянок того времени. С раннего детства ей приходилось много работать по хозяйству, поэтому образование она не получила. Вышла замуж, и у них с мужем Василием родилось четверо детей.


Революция и последовавшие за ней события резко изменили жизнь этой простой женщины. Она овдовела, и ей пришлось одной поднимать четверых детей в условиях голода, постоянных конфискаций и продразверсток. Одновременно с этим начались гонения на Церковь, которые ясно показали, кто исповедовал православие только по паспорту, а кто был готов претерпеть до конца, но не отречься от Христа. Отстаивая храм, в 1925 году Надежда Петровна стала членом церковного совета. Известно, что старостой в это время был ее родственник Андрей Петрович Аббакумов. Вскоре, в 1928 году, обязанности церковного старосты легли на плечи Надежды Петровны. В те годы церковный староста, кроме обычных хозяйственных дел (ремонта храма, покупки свечей и т. д.) должен был общаться с властями, регистрировать приход, собирать деньги на уплату налогов и пошлин, помогать священнику. Конечно, все это требовало много времени, и все меньше и меньше его оставалось у Надежды Петровны для ведения своего хозяйства.


Когда власть провозгласила курс на коллективизацию, Надежда Петровна открыто выступила против организации колхозов. Числясь крестьянкой-единоличницей, она должна была платить налог, который был непосильным для их семьи, поэтому Надежда Петровна четыре раза была судима народным судом Малинского района за неуплату налогов и невыполнение хлебопоставок. Так как задолженности после этого так и не были покрыты, в 1935 году сельсовет изъял у Надежды Аббакумовой единственную корову.


Как было сказано выше, церковь в селе Мартыновском лишилась своего пастыря - священника Петра Кедрова. В это труднейшее время приходы сел Мартыновское и Кишкино сблизились. Протоиерей Петр Любимов, настоятель Успенского храма села Кишкино, стал окормлять осиротевший приход в Мартыновском, а Надежда Петровна всеми силами помогала батюшке в этом служении. Она принимала активное участие в отправлении службы в церкви села Кишкино. Надежда Петровна не только помогала отцу Петру Любимову в приходских делах, но и неоднократно организовывала сбор денег и продуктов для священника. В 1936 году и в мае 1937 года она организовала и сама провела такие сборы для настоятеля храма в Кишкино, не имея на то разрешения сельсовета. Конечно, она рисковала своей жизнью. Но такая помощь отцу Петру была необходима для уплаты налогов и выполнения обязательств по поставке продуктов, чего советская власть требовала даже от 70-летнего священника. Так, в мае 1937 года отцу Петру Любимову сельсовет вручил обязательство на поставку картофеля несмотря на то, что в семье был всего один работоспособный человек - дочь Клавдия, а на иждивении находилась старшая сестра жены священника - Пелагея и внучка Антонина.


Дети Надежды Петровны к этому времени жили и работали в Москве. Хозяйство ее было разорено, и она полностью посвятила себя служению Церкви. Ее самоотверженность и вера, которую она бесстрашно исповедывала в эти годы, не остались незамеченными органами НКВД...


Отец Петр среди всех испытаний своим жертвенным служением являл образец истинного пастыря. Священночалие Русской Церкви высоко оценило заслуги священника Петра Любимова. В 1907 г. он был награжден набедренником, в 1913 г. - скуфьею, в 1916 г. -камилавкой, золотым наперсным крестом - в 1920-м году, а позже возведен в сан протоиерея и награжден палицей и митрою. Но безбожную советскую власть стойкость отца Петра, его горячая проповедь и дар объединять вокруг себя людей раздражали.


Протоиерея Петра Любимова и церковную старосту Надежду Аббакумову арестовали 2 марта 1938 года по обвинению в антисоветской контрреволюционной агитации. Отцу Петру вменяли в вину создание "антисоветской и контрреволюционной организации на территории Михневского и Малинского районов".


Дело против отца Петра было сфабриковано на основе показаний лжесвидетелей. Власти решили любым способом избавиться от мужественного священника, который не ушел за штат, а продолжал нести слово Божие, несмотря на немощи, нищету и притеснения.


Судя по ордеру на арест и протоколу обыска, органы рассчитывали изъять у протоиерея Петра, как у "руководителя крупной организации", оружие и переписку, но так ничего и не найдя, они забрали приготовленные для уплаты налога деньги, паспорт и кресты. После ареста священника держали в Каширской тюрьме, где его и без того подорванное здоровье ухудшилось.


На допросах 5-го и 6-го марта 1938 года следователя интересовала "контрреволюционная связь" отца Петра со старостой храма Аббакумовой Н. П., а также причины высылки брата отца Петра - Ивана Павловича Любимова, который до ареста служил псаломщиком на родине - в селе Свитино Красно-Пахорского района. Протоиерея Петра обвинял в "систематической антисоветской контрреволюционной деятельности, распространении гнусной клеветы против советской власти, партии, колхозов и проч." Ни в одном из предъявленных обвинений отец Петр виновным себя не признал.


Надежде Петровне Аббакумовой на допросах следователь задавал сходные вопросы. Мученица Надежда также не признала себя виновной в антисоветской агитации.


9 марта 1938 года "тройка" НКВД приговорила протоиерея Петра Любимова и Надежду Петровну Аббакумову к расстрелу. 14 марта 1938 г. приговор был приведен в исполнение. Место захоронения настоятеля и старосты церкви в Кишкино неизвестно.


После ареста и расстрела священника Петра Любимова и Надежды Аббакумовой богоненавистники продолжили уничтожать святыню - Успенскую церковь села. Сейчас храм восстанавливается, но следы безжалостного истребления все еще ранят душу: апсида церкви изъедена, будто стальные зубы какого-то гигантского чудовища пытались поглотить ее, и церковной колокольни нет - она была разобрана в то страшное время мнимого торжества злых сил; на ее месте соорудили деревянную пристройку магазина, обосновавшегося в трапезной части церкви, а в алтарной части храма безбожники разместили совхозный склад. Колокольню разобрали - с целью построить в селе каменный дом для некой местной партийной работницы. Какова судьба заблудшей? "Да она умерла",- только и сказали о ней нынешние прихожане церкви. Был уничтожен дом батюшки Петра. Он находился рядом с церковью, напротив. Теперь здесь новое каменное строение и кто-то живет там...Есть на селе люди, которые помнят священника Петра и старосту Надежду. По воспоминаниям сельчан, которые тогда были малыми детьми, святые являли образец истинно верующих людей. Сельчане помнят богослужения, совершаемые отцом Петром, помнят, как неравнодушно он относился к жизни. Добрая память сохранилась и о мученице Надежде, которую в храме тепло именуют матушкой... В Сергиевской церкви еще нет иконы священномученика Петра, но с любовью оформлена его большая фотография. Батюшка на ней изображен в полном священническом облачении, стоящим на амвоне церкви, в его руках крест. Лучи солнца пронизывают пространство богато убранного храма, за священником виден красивый резной иконостас. Наверное, фото было сделано после литургии.


Дочь священномученика Петра Клавдия и другие его родственники покинули село: нашлись люди, которые не стыдились смеяться над ними. Такое было время. Говорят, что родственники священномученика, перебравшись в Москву, вскоре умерли от недоедания.


После закрытия церкви и расхищения ее имущества, устраивая на святом месте склад и магазин, безбожники зачем-то залили на полметра бетоном церковный пол, закрыли своды деревянными потолками (в некоторых местах их было по несколько штук), заложили кирпичом оконные проемы... Трагичен ход российской истории XX века. К его началу святыня древнего поселения - Успенская церковь, известная еще с XVI века, пришла в ветхость. Для села Кишкино XX век начался с обновления Успенского храма, и вот уже в 30-х годах, того же двадцатого столетия, не безжалостное время, а люди стремятся разрушить храм. XXI век начинается с восстановления Успенской церкви. Какая идет напряженная духовная битва! Как много надо мужества христианам и готовности отдать саму жизнь за святость православной веры! Новопрославленные святые угодники Божьи деятельно помогают нам обрести необходимую твердость веры. Священномученик Петр и мученица Надежда, духом своим, ощутимо присутствуют на приходе в Кишкино, благословляя, освящая своими молитвами восстановление поруганной святыни. Около трех лет совершаются службы в возрождаемом храме. Первое богослужение в престольный праздник, на преподобного Сергия Радонежского - 8 октября 2001 года - совершил благочинный Домодедовского церковного округа протоиерей Александр Васильев. Много пришлось потрудиться прихожанам: освобождены от кирпичей окна, очищен пол храма, раскрыты своды церкви, устроен скромный алтарь. Верующим удалось сохранить некоторые храмовые святыни. Ласково смотрит с большой иконы "вернувшийся" в родной храм преподобный Серафим Саровский. Благочестивые люди сохранили в нелегкое время храмовое распятие Спасителя. Объемная фигура Господа Иисуса Христа вырезана из дерева. Перед ней теплится неугасимая лампада. Сохранились, под слоем ужасной краски, настенные росписи церкви. Угодники Божьи - святитель Николай, преподобный Сергий, благоверный князь Александр Невский - с верой и любовью взирают на молящихся, а вверху, на своде, прекрасный образ Воскресшего Иисуса Христа. Эту роспись очистили от скрывавшей ее краски накануне памяти священномученика Петра. Господь Иисус Христос, Его Светлое Воскресение, к которому готовятся Великим постом православные христиане - неложное обещание Воскресения и Сергиевской церкви села Кишкино. А в соседнем Мартыновском, полностью уничтоженный храм также будет восстановлен. Такая благородная задача поставлена и постепенно решается. Не очень богаты эти скромные сельские приходы и ждут своих добровольных помощников и жертвователей. Помоги нам, Господи, восстановить и эти святыни по молитвам святых Твоих - священномученика Петра Любимова и мученицы Надежды Аббакумовой, память которых мы завтра будем светло праздновать.