Главная >> 5 >> 16

За 9 месяцев до Рождества

Почему в Благовещение птица гнезда не вьет, девица косу не плетет


На этой неделе 7 апреля православные всего мира отмечают Благовещение -один из наиглавнейших христианских праздников, входящий в число двунадесятых и который Иоанн Златоуст называл корнем праздников


В этот день Мария, будущая мать Иисуса Христа, получила от Архангела Гавриила благую весть, что Она имеет во чреве от Духа Святого: "Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус". Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю? Ангел сказал ей в ответ: "Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим" (Евангелие от Луки; 1: 30-35}.


Согласно же Евангелию от Матфея, Мария зачала еще до замужества: "По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого". Имя Иосиф означает по-древнееврейски "Бог да умножит". Он по прямой линии происходил из рода царя Давида, но находился в бедности и занимался плотничеством. Больше о нем ничего неизвестно, кроме того, что, узнав о беременности своей юной жены (ей было 14 лет), "будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, Ангел Господен явился ему во сне и сказал: "Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого".... Встав ото сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господен, и принял жену свою". (Мтф.; 1: 19-20, 24).


Последний раз мы встречаем его в Иерусалиме, во время посещения храма с 12-летним Иисусом Христом, после чего ни в одном из Евангелий он больше не упоминается.


Ни в Евангелии от Матфея, ни в Евангелии от Луки, в которых рассказывается о чудесном зачатии Христа, не называется дата этого события. Оно и понятно, ведь до IV века не отмечалось и Рождество Христово. Праздновать его стали впервые христиане Александрии и делали это 6 января вместе с египтянами, пышно отмечавшими в этот день возвращение из загробного царства Озириса. Лишь в 354 году Рождество было перенесено отцами церкви на 25 декабря, дабы оттеснить Митру, персидского бога солнца, объявленного за полвека до этого римским сенатором высшим государственным божеством Sol invictus, охранявшим Закон, Истину.


День рождения Митры праздновался именно 25 декабря. Если от этого дня отсчитать вспять 9 месяцев, получится 25 марта, ставшее таким образом днем Благовещения. Именно с этого времени стал набирать силу культ Девы Марии, который у католиков даже превосходит по экзальтации культ самого Христа.


Нынешнее название праздника установилось лишь в VII веке. До этого он назывался сначала просто Зачатие Христа, затем Начало Искупления и, наконец, Благовещение Пресвятой Богородицы.


На Руси, прочно хранившей свои языческие корни, почитание Богородицы освящалось смутной, подсознательной памятью о том времени, когда в день весеннего равноденствия, приходящегося как раз на Благовещение, праздновалось начало Нового года. Кстати, и с введением христианства церковный Новый год долгое время отмечался на Благовещение, а гражданский - 1 сентября.


Лишь в 1342 году митрополит Феогностий, дабы покончить с неразберихой, отменил мартовский новый год. Обряды же, связанные с этим днем: сжигать старые соломенные постели, а также соломенное чучело зимы, прыгать через костры, печь блины, олицетворяющие солнце, и многое другое были оттеснены почти на месяц назад, на Масленицу, как стали называть древнеславянский Новый год.


Как пережиток новогоднего обычая остался у русских людей запрет заниматься на Благовещение какой-либо работой, полностью посвящая его празднованию. В этот день по старинному поверью даже "злая птица ворон не свивает себе гнезда и красная девица не заплетает кос". Лишь кукушка нарушила этот запрет, свила себе гнездо, за что была жестоко наказана: с тех пор не может она растить потомство в своем гнезде, она навеки обречена класть яйца в чужие гнезда. Зато воры старались обязательно что-то украсть в этот день. По их примете это означало удачу в воровском промысле на весь год.


Глубоко укоренившаяся вера в величие праздника Богородицы, не просто и не только Божьей Матери, но Матери вообще, наполняла души людей великой радостью. Чтобы полнее выразить ее, было принято выпускать из клеток на волю перелетных птиц. Этот добрый обычай был одним из проявлений всеобщей благотворительности, принимавшей на Благовещение истинно русский размах. В этот день каждый старался по мере возможности помочь сирым и убогим, что почиталось святой обязанностью каждого от бедняка до царя. Последний, как добрый хозяин, в своих покоевых хоромах, то есть гостиной и передней, кормил нищих, собиравшихся, кроме того, и на Аптекарском дворе под надзором дьяка Тайного приказа. Государь жаловал их деньгами -по два и одному рублю. Как свидетельствует известный исследователь русской старины Н. Степанов, кормили сытно и сладко: ухой из живой рыбы, жареными карасями и окунями в рассоле. Рыбное меню не случайно: Благовещение обычно всегда приходится на Великий пост.


"На Благовещение весна зиму поборола", считалось в народе. Праздник этот совпадал на Руси с началом весеннего сева, поэтому в деревнях обращались с молитвой к Божьей Матери, то есть к Матери-земле, прося ее заступничества в таком нелегком труде хлебороба. В народных сказаниях также утверждалось, что Богоматерь засевает все нивы земные с небесной высоты.


По некогда существовавшим поверьям, Бог благословляет в этот день все растения, и считалось, что какова погода задастся, таким будет и лето: "На Благовещение дождь -родится рожь", и год будет грибной. Багровый закат же якобы предвещал пожары. Кроме этих примет, от языческих времен дожил в селах и обычай пережигать на Благовещение соль в печи. Верили, что такая соль обладает целебной силой, ее добавляли в небольшие булки -"бяшки", которыми лечили потом людей и скотину.


***


Отрывок из повести Ивана Шмелева "Лето Господне"


- Завтра праздник таков великий, что никто ничего не должен делать, а только радоваться, потому что если бы не было Благовещенья, никаких бы праздников не было Христовых, а как у турок. Завтра и поста нет: уже был "перелом поста - щука ходит без хвоста".


Спрашиваю у Горкина: "а почему без хвоста? "


- А лед хвостом разбивала и поломала, теперь без хвоста ходит. Воды на Москва-реке на два аршина прибыло, вот-вот ледоход пойдет. А денек завтра ясный будет! Это ты не гляди, что замолаживает... это снега дышут-тают, а ветерок-то на ясную погоду.


Горкин всегда узнает, по дощечке: дощечка плотнику всякую погоду скажет. Постукает горбушкой пальца, звонко если - хорошая погода. Сегодня стукал: поет дощечка! Благовещенье... и каждый должен обрадовать кого-то, а то праздник не в праздник будет. Кого ж обрадовать? А простит ли отец Дениса, который пропил всю выручку?


Денис живет на реке, на портомойне, собирает копейки в сумку, - и эти копейки пропил. Сколько дней сидит у ворот на лавочке и молчит. Когда проходит отец, он вскакивает и кричит по-солдатски - здравия желаю! А отец все не отвечает, и мне за него стыдно. Денис солдат, какой-то "гвардеец", с серебряной серьгой в ухе. Сегодня что-то шептался с Горкиным и моргал. Горкин сказал - "попробуй, ладно... живой рыбки-то не забудь! ".


Денис знаменитый рыболов, приносит всегда лещей, налимов, - только как же теперь достать?


- Завтра с тобой и голубков, может, погоняем... первый им выгон сделаем. Завтра и голубиный праздничек, Дух-Свят в голубке сошел. То на Крещенье, а то на Благовещенье. Богородица голубков в церковь носила, по Бе так и повелось.


И ни одной-то не видно звездочки!