Главная >> 5 >> 16

ЧУДЕСНО И ВЕЛИЧАВО

19 января - праздник Крещения Господня


Ему предшествуют Святки - две недели зимних праздников. В истории Святок на Руси уживаются сразу две традиции - христианская и языческая. Православный мир в эти дни и словом, и добрым делом славил и славит Христа - привечает родственников, помогает слабым, бедным. По языческой же традиции Святки - время чертовщины, шалостей нечистой силы, гуляний, гаданий


Есть красивая примета: на Крещение солнце "играет" на рассвете. Чтобы увидеть дивное мерцание лучей в бледном зимнем небе, люди поднимались рано утром на холмы и пригорки. По поверьям, на Рождество солнце воскресает после зимнего оцепенения, а Крещение отворяет небеса и светлый рай.


СМЫСЛ И ОБЫЧАЙ


В жизни христиан 19 января - великий праздник. Через таинство Крещения люди становятся членами Церкви Христовой. У Крещения есть другое название - Богоявление. Когда Иисус Христос из Галилеи крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана, он явился миру не как человек, но Бог в ликах Пресвятой Троицы: Бог-Сын, Бог-Дух Святой, сошедший на Христа - в виде голубя, и Бог-Отец, свидетельствовавший о Христе с небес.


Начало российской традиции великого освящения вод на Богоявление положено обрядом водосвятия в Палестине на том месте, где, по Священному Преданию, крестился Христос. Игумен Даниил (XII век) писал, что во время этого обряда Дух Святой нисходит на воды иорданские. "Достойным человече" дано узреть чудо земными очами, остальные пришедшие не видят его, но радость даруется всем.


И в апостольские времена, и сейчас Крещение одаривает нас чудесами. Всякая вода в день праздника становится святой. И неважно, где вы находитесь, у реки ли, озера, ручейка или пруда - вода будет той же, в которой крестился Христос. Она способна долго храниться и в закрытой посуде, она лечит, защищает, отводит недобрый промысел. Даже вода из-под крана 19 января становится "крещенской", Великой Агиасмой - Святыней, как называется она в Церкви.


На Руси Крещение всегда отмечали широко и торжественно. Сохранилось описание этого праздника в Кремле, относящееся к XVII веку. По звону колоколов крещенским утром Великий Государь Московский шествовал из царских палат к Красному крыльцу, где народ бил ему челом. Затем в приделе кафедрального Успенского собора Московского Кремля государь переодевался в парадное платье. В 12 часов пополудни начиналось богослужение, а за ним - крестный ход, возглавляемый Патриархом.


В книге Ивана Шмелева "Лето господне" описан обиход обычных московских семей в праздничные дни. Накануне "ставят кресты...


мелком-снежком... на сараях, на коровниках, на всех дворах". На следующий день город сорока сороков высыпал на улицу и спешил на Москву-реку к прорубленной во льду Иордани, проруби в виде креста.


...Крестный ход на свою Иордань, или Ердань, как говорил народ, совершался во всех русских городах. Около проруби иногда ставили оградку и маленький храм изо льда.


Некоторые смельчаки купались в проруби, веруя, что вода в Крещение спасает от немощей, очищает от грехов. Зачастую троекратное погружение в ледяную воду действительно оказывалось действенным. К ледяной купели приносили даже младенцев. Правда, обряд их крещения на морозе доверялся только опытным священникам.


Устройством Иорданей занимались особые мастера. С молитвой и особым тщанием ими вырубался во льду и сам крест, и подсвечники, и лестница, и голубь... Во время богослужения сильным ловким ударом дно проруби пробивалось, вода быстро заполняла форму. Крест как бы поднимался из реки, всплывал и светлым серебром светился на ее поверхности.


"Народ стремится к прорубям и отверстиям: пьет из горсти воду, черпает чашечкой, наполняет бутылку, умывается. В последующие дни купечество и мещанство с женами и детьми приезжают с серебряными чарочками и чистыми полотенцами - напиться и умыться, берут домой больным", - рассказывает об этом празднике в Петербурге XIX века бытописатель П.П.Свиньин. По его же словам, из окон Зимнего дворца, из карет и саней, стоявших на льду Невы, за церемонией наблюдала публика "всех наций и возрастов", причем зачастую скопление народа становилось опасным - лед на реке начинал трещать. Однако это мало кого смущало. Лишь иностранцы спешили поскорее ступить на твердую землю. Но опасения их были напрасны - за всю историю праздника облома льда в Петербурге ни разу не случалось.


Крещенские дни становились началом своеобразных зимних выездов - "гуляний", проходивших еженедельно по воскресеньям. По набережным Невы в экипажах, что двигались в несколько рядов, каталась состоятельная публика. Особым шиком считалось щегольнуть специально приобретенной к этому времени новой коляской.


"Зимний сезон" - время балов и маскарадов заканчивался Масленицей. Затем все смолкало - начинался Великий пост.


КУПАТЬСЯ ИЛИ НЕТ?


В наши дни крещенский обычай купания в проруби набирает в популярности. В Москве обычно купаются в Царицынских, Останкинских прудах, в Серебряном бору, на озере Бездонном и в Строгино - в пойме Москвы-реки. Русская православная церковь поддерживает традицию, прерванную революцией почти на век. По словам священника Михаила Дудко, секретаря Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, "для верующих это приобщение к особой благодати, которую Господь ниспосылает в этот день на воды. Но это и жертва, потому что не так просто пожертвовать своим комфортом и погрузиться в ледяную воду".


У профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева свое мнение: "Не существует церковного правила, которое бы обязывало людей в крещенский день залезать в прорубь. Это традиция церковно-народная, но не собственно церковная". Он призывает верующих соблюдать осторожность и пользоваться специальными купальнями, которые оборудуют в Крещенские дни некоторые приходы и монастыри.


РАЗ В КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕРОК


Этот таинственный вечер считался и считается одним из самых подходящих для того, чтобы заглянуть в будущее. Гадания начинались с той минуты, как в домах зажигали огонь, и заканчивались порой глубокой ночью. После Крещения запрещалось гадать и рядиться, так как считалось, что маска "нечистого" могла прирасти к человеку навсегда.


На чем и как гадали? Да, похоже, на всем, что оказывалось под рукой. Например, на платок. Головной платок, ломоть хлеба и кусок дерева укладывали в чистый горшок. Гадальщице завязывали глаза, после чего она доставала из горшка первое, что попадется. Платок - к скорой свадьбе, хлеб - остаться в девках, кусок дерева, увы, к несчастьям.


'Или гадание на сковороде. На стол укладывается пучок соломы, на нее ставится сковорода, где камешки и немного воды. В полной тишине девушки по очереди тащат из-под сковородки по соломинке, стараясь в ее шуршании расслышать имя жениха.


Гадание у окна проводят ровно в полночь со словами "суженый-ряженый, поезжай мимо окна". Если мимо проедет шумная веселая вереница саней - это к долгой счастливой жизни. Если поезд проехал тихо, жизнь предстоит бедная и трудная.


Гадают и на полотенце. За окно на ночь вывешивается красивое чистое белое полотенце со словами "Суженый-ряженый, приезжай и утрися". Если утром полотенце будет влажным, гаданье удалось.


Считалось также, что человек, крестившийся на Крещение, будет счастлив всю жизнь. А если помолиться в крещенский вечер, то просьбы обязательно сбудутся, ведь "перед утреней небо открывается".