Главная >> 5 >> 16

Святыни земли Лопасненской

Сегодня в Вознесенской Давидовой пустыни - торжество: во время великолепного богослужения произойдет Великое освящение возрожденной обители


Современная церковная жизнь возрождающейся России наполнена знаменательными событиями. На странице "Православное Подмосковье" наши читатели имеют возможность получать информацию о самых важных событиях и торжествах общецерковной жизни, о том, как протекает эта жизнь в округах Московской епархии. Иногда поводом к рассказу об обители или храме Подмосковья служит не только знаменательный юбилей или памятный день, но и письма наших читателей. Замечательно, что для сегодняшнего повествования о Вознесенской Давидовой пустыни послужили и знаменательные торжества в древнем монастыре Подмосковья, и письмо нашей читательницы. Это совпадение говорит о глубокой связи между возрождением монашеской жизни на подмосковной земле и тем, ради чего оно совершается.


В течение 75 лет монашеские обители Подмосковья находились в запустении, и сегодня, с большим трудом, на средства благотворителей и жертвователей ведется восстановление порушенных стен храмов и корпусов монастырей.


Параллельно с восстановлением обителей более активной, плодотворной и разносторонней становится деятельность монастырей Московской епархии в плане социального служения обществу. Выполняя свой социальный долг перед людьми, искренне стремящимися повысить духовный уровень своей жизни, наши обители показывают, насколько они близки к современному обществу, к его проблемам и нуждам.


Сегодня о духовности и ее возрождении Церковь старается говорить, прежде всего, с новым, подрастающим поколением. Этот приоритет для Церкви традиционен. Упомянутое письмо нашей читательницы из Раменского района (поселок Быково) Бредневой Таисии Васильевны об этом. В своем письме она очень тепло вспоминает школу, в которой некогда училась и которая была открыта попечением настоятеля и братии Давидовой пустыни. Но, обо всем по порядку.


Таисию Васильевну, как и многих других наших читателей, особо привлекают материалы краеведческого характера, повествования о святынях подмосковной земли, о наших святых соотечественниках. Она вспоминает жизнь своей семьи. Раньше их семья жила в Серпуховском районе Подмосковья. В храме села Легчищево (теперь оно расположено на территории Чеховского района) служил прадед Т. В. Бредневой Василий Рождественский. Он был отцом ее бабушки. Наша читательница сообщила, что другой член их семьи - муж бабушки - Грузов Александр Васильевич преподавал в церковно-приходской школе с. Легчищево. В трудное советское время, в 30-е годы XX века, из-за гонений семья была вынуждена покинуть родные места и уехать в Подольск. Таисия Васильевна просит нас рассказать о храме, школе, о том, как сложились их судьбы и судьбы тех, кто в них служил и преподавал. Мы выполняем просьбу читательницы.


Село Легчищево находится в очень красивой местности, рядом с рекой Лопасней, которая питает великую Оку. От двигающихся по скоростной трассе не может укрыться комплекс монастырских зданий, сияющий золотом крестов и куполов. Главная православная святыня этих красивейших мест Чеховского района Подмосковья расположена на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Это - Вознесенская Давидова пустынь. Более точные координаты обители: восемьдесят пять километров от Москвы, двадцать четыре - от Серпухова, недалеко от города Чехова. Мужской монастырь возник здесь в глубокой древности. Пустынь называется Давидовой по имени ее основателя преподобного Давида Серпуховского. Один из замечательных русских святых происходил, по преданию, из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Время и место его рождения остались неизвестными. Будучи двадцатилетним юношей, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Этот монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году. Он был плодоносным духовным садом иночества и христианского просвещения, связан с воспитанниками преподобного Сергия Радонежского, из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являлся постриженником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы. Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который, как великое светило, сиял тогда святостью своей жизни и духовными дарованиями. Видя ревность и усердие юного Даниила, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке. После преставления своего учителя преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице другого великого светильника русского монашества - преподобного Иосифа Волоцкого. Их духовное общение длилось до кончины святого Волоцкой земли.


В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил эту святую обитель, чтобы основать свой монастырь в пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости. Святой пришел сюда с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу. Преподобный Иосиф Волоцкий 15 августа 1515 года, незадолго до своей кончины, посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в слове Божием. Более полстолетия подвизался преподобный Давид в монашестве и был кормильцем-отцом всего окрестного населения. Девятнадцатого сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. В нынешнем году (31 октября) исполняется 475 лет преставления преподобного Давида Серпуховского. Честное его тело было погребено в основанной им пустыни, в церкви Знамения Богоматери, сооруженной в его память, так как икона Знамения Пресвятой Богородицы была келейным моленным образом Преподобного. Почитание преподобного Давида началось сразу же после его кончины. Господь творил обильные чудеса и помогал тем, за кого молился преподобный Давид, предстоя Престолу Божьему. Сейчас можно видеть великое чудо возрождения обители после лихолетья большевистской смуты, когда монастырь был варварски разбит и почти уничтожен.


Мы так подробно остановились на истории создания


Давидовой пустыни, чтобы понять сегодняшний день обители и тех церквей, которые связаны с пустынью, в частности той церкви, о которой спрашивает наша читательница. За века существования Вознесенской Давидовой пустыни вокруг нее образовались поселения мирян. Близлежащие деревеньки и села имели свои названия и определенные границы, рожденные не волей неких чиновников, а самой жизнью, ее условиями и особенностями. За советский период истории очертания здешних сел изменили территориальные границы, а некоторые - и названия. Поселок, выросший рядом с древним монастырем, строителями "новой жизни" был символически назван Новый быт. То село Легчищево, о котором пишет читательница, ранее располагалось очень близко с монастырскими постройками, и в нем были церковь (относящаяся к монастырю) и церковно -приходская школа. Сейчас можно видеть этот храм, находящийся за бетонным забором какого-то НИИ. В нем можно узнать церковное здание, несмотря на обезображенный вид. Всем монастырским строениям при Советах всеми силами придавался "некультовый вид". Большевики старались стереть воспоминания о славном прошлом страны. Те власти пытались наладить новую "культуру", новую "духовность", заставить людей забыть веру отцов, свои корни. Этот, еще не восстановленный храм, ждет своего часа. Как сказали местные жители, институт, появившийся здесь в советское время и связанный с развитием тракторостроения, находится в тяжелом положении. Скорее всего, теперь здание бывшей церкви пустует. Хочется верить, что святыня, подобно монастырю, будет восстановлена и под ее сводами тоже зазвучит молитва. Возможно, что и самому поселку будет возвращено прежнее название.


Теперь, чтобы попасть в село Легчищево, нужно спуститься с горы, ближе к реке, и перед мостом свернуть налево. Синенький указатель сообщает, что вы попадаете в Легчищево. Двигаясь между дачными домиками, можно доехать до другого села, именуемого Старый Спас. Здесь находится другая святыня земли Лопасненской - старинная действующая Преображенская церковь. Она - подворье Давидовой пустыни. Старый Спас, являющийся очень древним поселением, также территориально несколько сместился. Село возникло как погост. Погост - это не особое кладбище, как думают некоторые, а указание определенного статуса населенного пункта, восходящее к временам равноапостольной княгини Российской Ольги. Местные жители поведали, что на прежнем месте остались основания домов, брошенные колодцы, церковная школа. Преображенская церковь находится в несколько глухом месте, храм окружает девственная природа, нет городского шума и суеты. Люди приветливы, неторопливы и доброжелательны.


Старинный храм выглядит очень хорошо. Его стены недавно оштукатурены, планируется замена кровли и куполов. О церкви заботится возрожденный монастырь. Приятно радуют чистота и ухоженность святого места, вокруг храма посажены цветы, аккуратные изгороди. На могильных плитах и памятниках выбиты красивые христианские имена - Ираида, Домна, Егор. Больше всего захоронений купцов Серебровых. Они были жертвователями Преображенской церкви. На некоторых гранитных памятниках едва заметно выбито место их изготовления - Мясницкая улица. Очевидно, нелегкий груз везли из Первопрестольной.


Сейчас в Преображенскую церковь Старого Спаса ходят на богослужения жители и других близлежащих сел -Бавыкино и Карьково.


Возрождаются вместе с Вознесенской Давидовой пустынью все церкви, связанные с ней. Судьба этих святынь схожа с судьбами других монастырей и храмов Подмосковья. Вернемся к истории обители в двадцатом веке. Пустынь была закрыта в 30-е годы прошлого столетия, и последовали разграбление и поругание ее святынь, изгнание монахов, скидывание крестов, костры из икон...


После закрытия монастыря архимандрит Валентин - ее последний старец-настоятель и братия репрессированы. В одночасье были загублены четыреста лет славной истории монастыря, преданы забвению подвиги его подвижников. В середине 30-х годов, как рассказывают старожилы, монахам приказали покинуть монастырь. Кто смог, ушел к родственникам и знакомым в близлежащие деревни, а оставшихся в одну из ночей увезли на грузовиках в неизвестном направлении. Через две недели собрали и тех, кто ушел, и также ночью увезли. Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском храме находился спортивный зал, в храме Всех Святых - столовая. На колокольне водрузили красное знамя. Большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили мирян (в частности, князей Оболенских, героя войны 1812 года генерала Дохтурова и других), было в середине 50-х годов уничтожено, могилы раскопаны, а надгробия пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью была уничтожена ограда монастыря, уничтожены купола почти на всех храмах обители... Страшное время пережила страна, но выстояли стены монастыря, выстояли сердца и души людей, из которых не удалось вытравить веру во Всемилостивого Господа нашего Иисуса Христа.


В 1992 году жители поселка Новый быт образовали православную общину, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм, по возможности, привели в порядок, и люди, тянувшиеся душами к Богу, стали приходить сюда для совместных молитв. Так начинался трудный путь к возрождению монастыря. В 1995 году сюда был назначен настоятелем иеромонах Герман. В первую субботу Великого поста 1995 г. была совершена первая Божественная литургия. Первого июня, на престольный праздник обители, за Божественной литургией, Которую совершил Высокой реосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, было оглашено решение Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в стенах древней Давидовой пустыни. Иеромонаха Германа возвели в сан игумена с вручением игуменского жезла.


Монастырская жизнь идет своим чередом: ежедневная служба, утреннее и вечернее правило, труд по восстановлению храмов и другие послушания. Сегодня в обители большой праздник, своего рода подведение итогов за определенный период напряженных трудов. Восстановленные храмы и корпуса монастыря освящаются Великим чином. Это еще одна из замечательных страниц современной жизни Московской епархии.


Отвечая нашей читательнице и знакомя широкую аудиторию с историей и жизнью святынь замечательного места Московской епархии, мы лишь прикоснулись к одному из живительных источников земли нашей, именуемому Давидовой пустынью. А святое место это столь духовно богато, что мы, конечно же, еще вернемся сюда. Нашей читательнице, чье обращение в редакцию позвало нас к святыням земли Лопасненской, да и всем нашим благочестивым читателям, предлагаем посетить эти святые места Московии. Они великолепны. Автомобилисты справятся с маршрутом сами, тем более что в тексте мы дали ориентиры, а другим читателям сообщаем, что проехать до Вознесенской Давидовой пустыни можно так: с Курского вокзала г. Москвы электропоездами, следующими до станций Чехов, Серпухов и Тула, - до станции Чехов. Далее от автовокзала г. Чехова автобусом N 36 до остановки "пос. Новый быт". Память преподобного Давида совершается 2, 31 октября и 23 мая.