Главная >> 5 >> 16

Не все вечно, что лежит в сундуке

Много раз бывал в Карагандинском историко-краеведческом музее. Знаю, что в его фондах "134 810 единиц хранения памятников материальной и духовной культуры, большая археологическая, нумизматическая и этнографическая коллекция". А совсем недавно обнаружил для себя в музее уникальный зал компьютерной анимации портретных реконструкций древнего населения Казахстана "Лики предков". Два часа провел у мониторов, наблюдая за жизнью и бытом людей, населявших эти края тысячелетия назад. Удивился и другому: сотрудники музея сами участвуют в историко-бытовых и археологических экспедициях.


Музеи, конечно, бывают разные. В том числе и под открытым небом. Скажу без преувеличения, что многие регионы Карагандинской области таковыми и являются: мавзолеи Жоши-хана и Алаша-хана, Домбаул, Болган-ана, некрополи Бегазы, Дандыбай, средневековые городища Баскамыр, Аяккамыр, развалины буддийского храма Кызыл-Кент.


- На территории области расположено 2 365 памятников древности, из которых 1 608 находятся под охраной государства, а 25 присвоен республиканский статус, - рассказывает начальник областного департамента культуры Рымбала Омарбекова. - Важно, что во времена пресловутой оптимизации нам удалось сохранить инспекцию по охране памятников. В большом деле нам помогает и областная прокуратура. После ее проверок было отменено 40 решений о выделении земельных участков, на которых находились памятники культуры и древности.


К словам Рымбалы Омарбековой добавлю личные впечатления. Недавно я побывал в местечке Бегазы, где находятся памятники эпохи бронзы, исследованные известным казахским ученым академиком А. Маргуланом. Спросил у жителей близлежащего поселка, кто охраняет эти бесценные реликвии. "Мы сами, здесь чужой человек сразу виден", - ответили мои новые знакомые.Порадовался, что в Бегазах есть такие бескорыстные помощники. А вот в других памятных местах - ситуация иная. Там вандалы чувствуют себя вольготно.


Еще сложнее сохранить в первозданном виде музыкальное наследие наших предков. На эту тему я как-то разговорился с художественным руководителем Карагандинского академического оркестра народных инструментов имени Таттимбета, народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии республики Шамгоном Кажгалиевым.


- Я всегда стремился, чтобы мои оркестры играли произведения композиторов всех регионов Казахстана, - заметил Шамгон Сагаддинович. - Только так можно сохранить наше богатое наследие. Оно разнообразно. Школа Курмангазы - это Западный Казахстан. Школа Таттимбета - Центральный. Свои исполнительские школы имеют все регионы республики.


Маэстро Кажгалиев более 50 лет за дирижерским пультом бережно доносит до людей музыкальное наследие. Заметил, что увлеченные люди самым неожиданным способом умеют это делать в разных областях культуры. Например, мы привыкли к тому, что в библиотеках хранятся древние книги и рукописи. Но, как оказалось, есть и другие формы работы с культурным наследием. Совсем недавно областная универсальная научная библиотека имени Гоголя осуществила необычный проект "Энциклопедия села". 37 сельских библиотекарей откликнулись на конкурсное предложение городских коллег. В своих работах они рассказали об истории, культуре, традициях и судьбах своих земляков, проиллюстрировав их фотографиями, видеоматериалом, аудиозаписями.


Продолжая тему, не могу не вспомнить и еще одну необычную акцию. Речь идет о международной археоэтнологической экспедиции "Алтай - Дунай", о которой подробно в свое время рассказала "Казахстанская правда". Напомню: верблюжий караван, ведомый директором Жезказганского историко-археологического музея Бахтияром Кожахметовым преодолел нелегкий путь длиною в 5 500 километров. Участники уникальной миротворческой экспедиции прошли по Великой евразийской степи, которая простирается по территории Казахстана, России, Украины, Молдовы, Румынии и Венгрии. В дороге было собрано 218 этнографических находок, отснято 63 часа видеоматериалов, 2 807 фотосюжетов.


А недавно Бахтияр Кожахметов заявил: "Я и мои товарищи продолжают готовить кругосветное путешествие на верблюдах. Хочу, чтобы об успехах моей республики знали во всех странах мира".


Владимир РЫЖКОВ


Карагандинская область


Загадка Акыртаса


Одним из самых загадочных памятников, названных в государственной программе "Культурное наследие", является комплекс Акыртас, расположенный у подножия Киргизского Алатау, в 40 километрах восточнее современного Тараза. Это недостроенное монументальное сооружение из каменных блоков неоднократно было зарисовано и сфотографировано, его планировка много раз анализировалась. Мнение о назначении постройки и времени сооружения каждый раз оказывалось спорным - сколько исследователей, столько и точек зрения. Сейчас на Акыртасе идут археологические исследования, специалисты-реставраторы предполагают выполнить по истечении ближайших трех лет консервацию и музеефикацию комплекса. В чем же уникальность этого объекта и какое значение представляет его исследование для истории и культуры нашей страны?


История исследования Акыртаса насчитывает более 130 лет. Первым на него, по словам доктора исторических наук, директора института археологии им. А. Маргулана Карла Байпакова, обратил внимание русский художник Знаменский, который в 1864 году в составе военной экспедиции посетил развалины монументального сооружения и оставил интересные зарисовки фрагментов стен. Затем в 1867 году памятник обследовал известный ориенталист П. Лерх. По его мнению, Акыртас являлся буддийским монастырем.


В 1894 году комплекс посетил известный востоковед Василий Бартольд. Ученый в своих описаниях привел легенды, связанные с памятником, и высказал версию о том, что это - постройка христиан. По его мнению, Акыртас был монастырем несторианцев - последователей одного из направлений христианства, которых, как еретиков, стали преследовать с 431 года, и они, растекшись по Шелковому пути, основали в ряде семиреченских городов свои диаспоры и колонии.


В 1946 году памятник исследовала экспедиция по делам архитектуры при Совете Министров Казахской ССР, которая опровергла попытки считать Акыртас буддийским либо несторианским монастырем, предполагая, что он был скорее дворцом-крепостью, построенным в VIII-IX веках.


Высказывались также предположения о том, что Акыртас строился как караван-сарай в X-XII вв.


И наконец еще одна попытка объяснения назначения Акыртаса, времени его постройки и связанных с ним политических событий была сделана немецким исследователем В. Брентьесом. Он полагает, что Акыртас строился по приказу арабского полководца Кутейбы. Исследователь при этом называет точную дату начала строительства: 714-715 годы, когда Кутейба ибн Муслим стал наместником в Центральной Азии.


- Как видим, в литературе существуют разные версии о времени начала сооружения комплекса, его назначении и отождествлении с конкретным населенным пунктом, - говорит Карл Байпаков. - Но ясно одно, что в начале XIII века он уже стал памятником, и его руины видел в 1223 году даосский монах Чань-Чунь, описавший свое путешествие в ставку Чингизхана.


Исследования, проведенные в 1996 году совместно с французскими учеными и под руководством К. Байпакова, выявили ряд деталей, позволяющих выдвинуть еще одну версию. Это, прежде всего, относится к определению "двора" - одной из четырех частей постройки. В ходе раскопок установлено, что в его западной стене, на месте предполагаемого ранее прохода, должен был располагаться михраб - обращенная на юг ниша в стене, где мусульмане молятся. В северной части двора, считавшейся ранее глухой, расчищено три тамбурных прохода, соединявшихся с улицей. Их наличие, по мнению К.Байпакова, свидетельствует об общественном назначении постройки.


- Если считать, что в Акыртасе была мечеть, то это снимает предположения о несторианском или буддийском назначении всего комплекса, а также проясняет временные точки отчета, - продолжает Карл Байпаков. - Дата постройки Акыртаса может быть определена временем еще более ранним - серединой VIII века.


Аналоги планировки Акыртаса уводят в архитектуру Ближнего и Среднего Востока. Она, в частности, очень похожа на планировку дворцов Самарры - летней резиденции арабских халифов, дворцов Сирии и Иордании.


- Все это заставляет взглянуть на постройку Акыртаса как на дворец, который должен был стать летней резиденцией местного правителя, - утверждает К. Байпаков. - А им мог быть, на мой взгляд, карлукский каган: как известно, карлуки (тюркское племя. - авт.) правили в западной части Семиречья с 766 по 893 годы, а в 751 году они вместе с арабами нанесли поражение китайской армии в битве на Таласе вблизи города Атлах.


Сейчас перед археологами поставлена задача комплексного изучения уникального архитектурного комплекса Акыртас в рамках государственной программы "Культурное наследие". Это, по мнению К.Байпакова, перспективно с многих точек зрения: и с позиции выявления политических и культурных связей тюркских государств по Великому шелковому пути, и с целью решения вопросов развития архитектуры и градостроительства региона, где расположен Акыртас, а также для того, чтобы проследить динамику строительного дела и получить представление о выдающихся и рядовых сооружениях древних и средневековых зодчих.


Галия ШИМЫРБАЕВА


Алматинская область


Время - пощадило. А люди?


Октябрьская революция 1917 года смела не только прежний строй, но и тысячелетние памятники культуры народов Российской империи. На волне этой эйфории убирали классиков и корифеев, превращая храмы в склады и конюшни. А когда огляделись и спохватились, то оказалось, что тысячи древнейших книг и рукописей, картин и других раритетов искусства, составляющих духовность народа, как и старинных предметов обихода, были варварски уничтожены. Но прошлое - это отражение и начало будущего. Не владея тем, что было до тебя, трудно предугадать завтрашний день.


Это один аспект истории. Другой в том, что любая нация - лишь тогда нация, когда она знает свое прошлое, которое объединяет соплеменников. Не случайно казахи поименно называли свои родословные до седьмого колена, а у русских выражение "Иван, не помнящий родства" было ругательной характеристикой человека. В данной связи наши предки и к старинным вещам относились бережно и уважительно, передавая их по наследству, так как это была личная и в тоже время, как могилы предков, национальная память.


...Вот с этих позиций, как о части культурного наследия, и состоялся разговор с Владимиром Куприным, главным специалистом отдела памятников департамента культуры области.


- Когда началась волна всеобщей приватизации и оптимизации, была упразднена действующая в области инспекция по охране памятников, - рассказывает мой собеседник. - Часть их стала чьей-то собственностью. Другие начали приходить в упадок из-за бесконтрольности, нехватки средств на поддержание в требуемом виде или по причине недобросовестного содержания распорядителями. Положение улучшилось, когда в департаменте создали специализированный отдел охраны памятников. Был восстановлен их учет, началась реставрация. Сегодня, к слову, мы контролируем 805 памятников, из которых три - республиканской категории. В их общее число входят как архитектурные, так и археологические памятники (в частности, 103 стоянки древних людей в Экибастузе), раскопки более поздних периодов. К сведению, наш областной краеведческий музей располагается в здании, состоящем из четырех памятников старины. То есть область ими богата. И поэтому как в рамках общереспубликанской деятельности, так и нашей, региональной, в области началась разработка (она уже на стадии утверждения депутатами) программы "Культурное наследие". Это комплексный документ историко-культурной деятельности и наследия павлодарского Прииртышья.


Программа, действительно, обширная. Выбрано четыре стратегических направления. Это воссоздание историко-культурных, архитектурных и археологических памятников национальной истории; создание целостной системы изучения культурного наследия казахского народа; разработка и выпуск изданий, кинофильмов, публикаций в СМИ, наглядная реклама по данной тематике, серий национальной и мировой научной мысли, культуры и литературы. В частности, говоря о последнем разделе стратегии, это выпуск научных статей, казахского родословия "Шежире", сочинений М. К. Копеева (4-8-й тома), книг и брошюр по истории средневекового Прииртышья, краеведческих и социально-политических хроник и других.


Если же взять другие разделы, то это реставрация нескольких десятков памятников как отдельных скульптурных композиций, так и архитектурных ансамблей (зданий, могил), археологические раскопки, фольклорные и этнографические исследования, открытие новых музеев, культурно-массовые мероприятия, посвященные знатным землякам. То есть дел невпроворот.


Но в отделе, ведающем охраной памятников, всего три человека. Простое арифметическое действие - 805 памятников разделить на три - дает почти 270 объектов на человека. Получается, что сотрудник (с учетом праздников и выходных, других заданий и дел в департаменте) сможет лишь раз в году обследовать свои памятники!


Хотя, ради справедливости, надо сказать, что для реализации программы "Культурное наследие" акимат области намерен выделить более 218 млн. тенге, а всего с учетом других источников финансирования на ее воплощение предполагается затратить почти 270 млн. тенге. И эти суммы еще могут быть и увеличены.


И все же малочисленность сотрудников отдела охраны памятников, безразличное отношение к ним арендаторов и тех, кто на местах должен их опекать, не исключают того, что те или иные свидетели прошедших лет все же исчезнут. Так, в конце прошедшего столетия, к примеру, получилось в Павлодаре с постоялым двором, где жила знаменитая певица Майра Шамсутдинова, с деревянным зданием самобытной архитектуры, где размещался Ильичевский районный Дом пионеров, с бывшими купеческими торговыми рядами в центре города. Подобное, по словам В. Куприна, сегодня происходит со зданием, где размещалась первая больница Павлодарского уезда. А так же в Экибастузе, в районе разреза "Северный", где местные фирмы готовятся добывать уголь на месте уникальных стоянок людей каменного века, в то время как там только начаты археологические изыскания.


Да что древность, когда в самом центре города, в частном секторе, который в других городах сохраняется для обозрения потомков, бессистемно и с безвкусицей местные богатеи возводят особняки, лишенные фантазии и какой-либо архитектурной значимости. И это тоже факт, когда историю утюжат бульдозером.


Сергей ГОРБУНОВ


Павлодарская область


Взгляд в завтра - из прошлого


Почему территории, заключенные между великими реками, как правило, уникальны? На этот вопрос ученым еще предстоит найти ответ. Само понятие "междуречье" уже предполагает наличие некоторых отличительных качеств. Загадок в междуречье Волги и Урала тоже предостаточно. Время здесь как бы замедлило свой бег, оставив людям свидетельства далекой древности. И огромное количество информации из прошлого таят многочисленные курганы.


Каким бы странным ни казался этот факт, но в советские годы если и предпринимались попытки исследования этих степных пирамид, то они были бессистемными и непродолжительными. Наверное, в те времена были наиболее важны иные задачи. Необходимость возобновления раскопок стала очевидной после обретения Казахстаном независимости и в связи с большой работой по восстановлению истинной истории, без прикрас и идеологической нивелировки. Но побудительный мотив, заставивший ученых форсировать начало археологических раскопок, был достаточно драматичен.


- Нас встревожило то, что прямо по культурным памятникам или в непосредственной близости с ними по проекту пролегала трасса трубопровода Карачаганак - Большой Чаган - Атырау, соединившего нефтегазоконденсатное месторождение с Каспийским трубопроводным консорциумом, - рассказывает директор областного центра истории и археологии доктор исторических наук Мурат Сдыков. - Нужно было срочно, в экстренном порядке предпринимать меры по спасению наследия, оставленного нам предыдущими поколениями. Мы провели общественные слушания, забили тревогу в средствах массовой информации. Дело в том, что перенос трассы был сопряжен с немалыми материальными затратами. Активно поддержали нас тогда областные власти, ученые Астаны, Алматы.


Руководство области обратилось к инвесторам с просьбой проложить трубопровод в обход мест будущих раскопок. Вместе с этим рассматривался еще один вариант - прокладки трассы на большей глубине. Но в итоге было принято предложение археологов с учетом того, что оно более удобно для продолжения научных изысканий. И все-таки целый ряд исторических памятников пришлось обследовать, что называется, в спешном порядке. Так, после продолжительного перерыва возобновились археологические раскопки, результаты которых превзошли самые смелые ожидания.


Как оказалось, ученые старались не зря. Именно те памятники, которые находились на маршруте нефтепровода, оказались настолько интересными и значимыми, что вошли в республиканскую программу "Культурное наследие". Без преувеличения сенсационным можно назвать открытие археологами древнего городища, расположенного неподалеку от западной окраины Уральска. Условно его назвали Жайык. Остатки рва, который заполнялся водой, жилые усадьбы, печь для обжига кирпича, баня восточного типа и даже водопровод - все свидетельствовало о том, что поселение было торговым и ремесленным центром.


Научное значение находки состоит в том, что коренным образом опровергает устоявшееся мнение о том, что издревле селившиеся здесь народы являлись только кочевниками. Это была страна не только кочевий, но и городов. Снимая пласт за платом наслоения столетий, археологи восстанавливали картину и образ жизни городища. Тип строительства, утварь, монеты золотоордынского периода - все свидетельствовало о том, что поселение относится к XIV веку. Эту гипотезу подтвердила сделанная в следующий археологический сезон не менее важная находка - некрополь и мечеть, также характерные для того периода восточной культуры.


- Столь значительный объем работ удалось выполнить во многом благодаря тому, что научное, а по сути, и практическое руководство ими взял на себя Институт археологии имени Маргулана, - продолжает Мурат Сдыков. - Большой интерес к прошлому нашего края проявили ученые таких известных научных учреждений, как Уральское отделение Российской академии наук (г. Челябинск), Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН (г. Москва), Институт степи РАН (г. Оренбург). В археологических экспедициях вместе с казахстанскими археологами работали также коллеги из Уфы, Волгограда, Кемерово.


По мнению ученых, остатки майоликового декора, плитки голубого и синего цвета с золотой росписью, строительные и отделочные материалы некрополя и мечети дают основания предполагать, что в их сооружении принимали участие мастера из Хорезма или Южного Казахстана. А это подтверждение еще одной важной гипотезы: именно по этим местам проходил Великий шелковый путь. Известный ученый из Челябинска доктор исторических наук Сергей Баталов утверждает, что именно по этому маршруту приходили сюда, в благодатные по природным условиям места с богатейшими пастбищами сообщества скифов, сарматов и гуннов. Они кочевали в междуречье Волги и Урала, а по берегам рек селились их вожди. Это были как бы аристократические земли, куда стекались наиболее состоятельные роды с периферии Великой степи.


Городище Жайык, представляющее собой как бы предтечу Уральска, самое крупное древнее поселение после Сарайчика. Поэтому вполне закономерной была мысль о создании музея под открытым небом. Для этого уже сейчас, считает Мурат Сдыков, необходимо установить охранную зону. Дело в том, что до сих пор вплотную к территории уникального памятника ведутся сельхозработы. Это недопустимо. Для того чтобы начать планомерные реставрационные работы, необходимо создать самостоятельную научную структуру. Пока только заключен договор с НИПИ памятников материальной культуры о составлении проектно-сметной документации на строительство крытого навеса над мавзолеем.


Еще одним выдающимся историческим памятником, имеющим значение не только для отечественной, но и для мировой культуры, является комплекс курганов Крык-Оба. Ученые датируют их VI-V веками до нашей эры. Так называемый Царский курган высотой в 18 метров является одним из крупнейших на Евразийском континенте. Поэтому к его исследованию, впрочем, как и всех остальных, ученые подходят очень бережно. Задача состоит не только в том, чтобы исследовать его "содержимое", но и не разрушить, полностью сохранить сам курган как памятник истории.


Государственная программа "Культурное наследие" принята очень своевременно, - говорит М. Сдыков. - Она нацелена в будущее, поскольку не только дает возможность решить целый ряд сложных научных задач, сохранить завещанное предками достояние, но и воспитывает истинный патриотизм у молодого поколения.


Еще одно важное направление - это составление карты и свода памятников истории и археологии. Неисчерпаемые запасы информации хранят почти 300 курганов, находящихся на территории Чингирлауского района Западно-Казахстанской области. Тайны песков Ак-Кум еще ждут своих исследователей. Так что у казахстанских археологов впереди еще непочатый край работы.


Людмила КОРИНА


Западно-Казахстанская область


Требуются инициатива и поддержка


Этот беспрецедентный случай произошел в Целиноградском районе во время разработки одного из щебеночных карьеров - ковш экскаватора вскрыл погребение, относящееся приблизительно к эпохе бронзы. Узнав об этой неожиданной находке, директор ГККП "Центр по охране и использованию историко-культурного наследия по Акмолинской области" М. Урстембаев подключил райпрокуратуру, но выяснить, рабочие какой из 40 организаций-недропользователей, действующих на территории района, наткнулись на это древнее захоронение, так и не удалось.


- Проблема взаимоотношений с землепользователями для нас одна из самых острых, - делится наболевшим Марат Игембаевич. - Очень часто земельные комитеты Ерейментауского, Зерендинского, Щучинского, Буландынского, Коргалжинского районов не проводят с нами актов согласования при отводе земельных участков для проведения на них работ, хотя согласно ст. 18 и 39 Закона РК "Об охране историко-культурного наследия" они обязаны это делать и получать наши заключения о наличии или отсутствии памятников историко-культурного наследия.


В Акмолинской области сегодня насчитывается 819 памятников историко-культурного наследия, 35 из них находятся в Кокшетау. Таким количеством объектов охраны может похвастаться далеко не каждая область, и это при том, что здесь еще много невыявленных памятников. Большинство их находится на территории Зерендинского района. Сегодня здесь проводятся охранные работы на поселении Кеноткель-9. Этот памятник относится к категории интенсивно разрушающихся вследствие хозяйственной деятельности человека. Нынче тут на 64 кв. м заложен археологический раскоп, обнаруженные находки - наконечники стрел, скребки, фрагменты керамики и т. д. - переданы в историко-краеведческий музей. В 2005-2006 годах работы на Кеноткель-9 будут продолжены. По этому объекту особых оргпроблем не возникает, чего не скажешь о поселении Васильковка-I, относящемся к эпохе бронзы. Дело в том, что оно находится неподалеку от исправительно-трудовой колонии, и такое соседство по вполне понятным причинам в силу выполнения инструкций КУИСа РК тормозит проведение раскопок.


А их у археологов достаточно. Камнем преткновения, к примеру, является вопрос определения охранных зон памятников и зон регулирования застроек вблизи их. Инициатива в этом деле должна исходить от местных властей, подразделений облуправления архитектуры, строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Однако на практике этого не происходит.


- Требуют внимания к себе и памятники, находящиеся в Кокшетау, - говорит ведущий специалист центра Полина Яковлева. - В настоящее время мы работаем с памятниками культовой и гражданской архитектуры первой половины XIX века - зданиями центральной мечети им. Науна Хазрета и областного отделения Союза художников РК. Последнее в прошлом году было отремонтировано снаружи, а теперь необходима реставрация внутри помещения, замена кровли мечети требует сегодня 884,6 тыс. тенге. Будем ходатайствовать перед акимом области Мажитом Есенбаевым о выделении средств через "Фонд историко-культурного наследия Акмолинской области" на проведение ремонта этих объектов.


- Накопилось немало проблем, требующих решения и на республиканском уровне, - дополняет своего коллегу М. Урстембаев. - Давно пора определиться со статусом, штатным расписанием и полномочиями различных учреждений, выполняющих сегодня в области функции инспекций по охране памятников историко-культурного наследия. (Они, кстати, в советское время имели право налагать штрафные санкции на нарушителей законодательства!). В свое время поднимался вопрос об их вертикальном подчинении Министерству культуры РК. Нам сейчас очень сложно защитить перед финорганами необходимость включения в штат двух новых единиц, ведь в нашем центре лишь шесть человек, занимающихся охраной и использованием 819 памятников.


Хорошо бы иметь хоть одного инспектора на два-три района в зависимости от количества объектов охраны на их территориях. Ведь 13 января нынешнего года вышел Указ Президента Н. Назарбаева о принятии государственной программы "Культурное наследие", где говорилось о необходимости принятия аналогичных региональных программ и создании действенной структуры, которая занималась бы охраной историко-культурного наследия. И работа в этом направлении у нас проводится. Программа на 2004-2006 годы "Культурное наследие Акмолинской области" в настоящее время готова. На предстоящей сессии областного маслихата планируется ее рассмотрение и утверждение. Хочется надеяться, что депутаты в ходе этого процесса не уменьшат запрашиваемую из бюджета сумму в 200 млн. тенге, так необходимых на проведение всего комплекса намеченных этим документом мероприятий.


Акмолинская область