Главная >> 5 >> 17

АКВА ИНКОГНИТА

Почему деньги не спешат в Калининград на всех парусах


ПОЧЕМУ Калининградская область, имеющая благоприятнейшие географические условия для водного туризма, практически не использует это свое преимущество? Как развить это направление, самое популярное в теистической отрасли европейских стран, и обратить на пользу экономике области?


Эти вопросы были в центре внимания экспертов ТАСИС, заканчивающих работу над международным проектом "Исследование возможностей адаптации неиспользуемых промышленных зон в интересах водного туризма в Калининграде и Клайпеде".


В проекте заняты администрации городов Калининграда, Балтийска, Клайпеды, привлечены независимые эксперты России, Швеции и Литвы. Хотя официальный срок его окончания - май 2005 года, эксперты уже вышли на заключительный этап и после исследования заброшенных промышленных и военных объектов готовят эскизные проекты яхтенных гаваней на их базе.


Все больше иностранных любителей морских путешествий проявляют интерес к плаванию в водах нашего региона, не говоря уже о местных приверженцах прогулок под мотором, парусом или на веслах. А значит, растет нужда в оборудованных гаванях-маринах с хорошим сервисом. Однако яхтенных портов на морском побережье Калининградской области не существует, а немногочисленные стоянки для малых судов не включены в общую сеть международного туризма.


Но так было не всегда. К примеру, в довоенном Пиллау (нынешнем Балтийске) парусный клуб с 1911 года проводил регаты "Неделя Пиллау". Этот праздник, сравнимый с современной Кильской неделей или международной регатой "Балтик Сейл", включал гребные гонки, соревнования по стрельбе, выставки лошадей и собак, детские аттракционы на пляже, театральные представления в гавани и фейерверк. Все это приносило парусному клубу и городу ощутимые доходы.


Сейчас в Балтийске можно видеть в основном только местные яхты да в День военно-морского флота - соседей-поляков, прибывающих поучаствовать в традиционной праздничной регате. А ведь по Калининградскому (Вислинскому) заливу пролегают традиционные европейские водные маршруты из Эльблонга и других городов Польши в Калининград и далее в Литву. Польская часть Балтийской косы - курортная зона, где есть несколько яхтенных портов. А наша часть косы в качестве туристско-рекреационной территории не использовалась свыше пятидесяти лет, так как входила в пограничную зону российского побережья. Поэтому здесь пока нет ни одной яхтенной гавани. В том месте, где из залива можно выйти в море, находятся порт и военно-морская база Балтийск с регламентированным режимом плавания. То есть без получения разрешения по радиосвязи от специального поста даже яхте или катеру двигаться запрещено. Такого нет ни в одной военно-морской базе или порту других стран Балтики. А процедура прохождения таможенного и паспортного контроля в порту города Балтийска усложнена до абсурда.


- Нередко, а особенно когда возвращаемся с моря, сталкиваемся с проблемой оформления пропуска через границу, - говорит Сергей Жадобко. яхтенный капитан и независимый эксперт проекта ТАСИС. - Пограничники находятся в третьем бассейне, а таможенники - на втором причале. Пока они не соберутся в комиссию, границу нам не пройти. В Балтийске до сих пор нет специального пункта пропуска для яхт и маломерных судов.


Недавно был случай - три наши яхты шесть часов оформлялись в Балтийске. Это - серьезное ограничение для развития водного туризма, а значит, наша область теряет на этом большие деньги. За границей любому туристу достаточно 15 минут, чтобы пройти все эти формальности. А у нас пока эта проблема не решается.


- Таких мест, где можно планировать и строить небольшие причалы и базы отдыха, и в Калининградской области и в Литве довольно-таки много, - считает Кястутис Огинскас, координатор проекта ТАСИС с литовской стороны. - Промышленность развивается, и когда она переходит на другие места, остаются заброшенные территории, которые требуют регенерации, надо восстанавливать ущерб, нанесенный природе. Кроме промышленных, есть еще объекты военного назначения. В Литве, например, таких объектов больше сотни. Они имеют определенный потенциал для туризма.


Проект ТАСИС рассматривает сейчас три наиболее перспективных объекта Калининградского региона: уникальная заброшенная гидроавиационная гавань на Балтийской косе, яхтенная гавань в районе поселка Прибрежного в Калининградском заливе и участок правой набережной реки Преголи в районе двухъярусного моста в Калининграде. Все они обследованы экспертами. А заключения их таковы.


Гидрогавань, по словам Сергея Жадобко, - прекрасная основа для создания уникального парусного центра, где могли бы базироваться сотни яхт и катеров не только россиян, но и иностранцев, ведь стоянки в портах Европы очень дороги. Самолетные ангары легко переоборудуются в эллинги и даже более, сейчас рассматривается вариант реконструкции с созданием туристического комплекса, включающего аквапарк, крытые корты, спортивный зал, эллинги-коттеджи и пассажирский пирс с пунктом пропуска через государственную границу РФ. Сама Балтийская коса - это чудо природы, национальный парк. Яхтенная гавань - марина в таком месте обязательно будет. Ее удобное географическое расположение, акватории залива и моря позволяют проводить здесь соревнования любого уровня. Эта гавань может стать Олимпийским парусным центром России.


Второй объект проекта ТАСИС - действующий яхт-клуб в поселке Прибрежном.


- Сейчас яхт-клуб может принять не более 30 судов, - говорит Владислав Андреев, главный эксперт по исследованию гавани в районе поселка Прибрежного. -Однако здесь отсутствует комплекс обслуживания гавани, привычный для иностранных туристов. Нет душевых, туалетов, гостинично-развлекательного комплекса, ремонтных мастерских, удобного сообщения с городом, так как отсутствует асфальтированная дорога до междугородной трассы. Кроме того, сама гавань обмелела, нет удобных мест для швартовки гостевых судов. Поэтому первоочередной задачей я вижу расширение гавани, создание дополнительных мест для швартовки, установку плавучих пирсов, строительство капитальных эллингов и создание берегового комплекса обслуживания. При этом часть инфраструктур может размещаться на территории поселка Прибрежного, что даст этому населенному пункту дополнительные рабочие места и доход в местную казну. При этом особое внимание нужно уделить обустройству детской спортивной школы, так как на данный момент этот яхт-клуб - единственное место в Калининграде, где дети могут учиться парусному спорту.


Что касается участка городской набережной Преголи в районе двухъярусного моста, то это место, сейчас заброшенное и заросшее бурьяном, до войны было оживленным. Здесь стояли суда в ожидании разводки моста для следования вниз по реке к морю или вверх, в сторону Куршского залива. Литвы. России.


- Есть намерение возродить в этом месте традиционный центр стоянки яхт, катеров и других плавсредств. Для этих целей здесь планируется строительство небольшой яхтенной гавани. -говорит Алексей Шуткин - главный эксперт по объекту на правой набережной реки Преголи. -Причальный фронт будет около двухсот метров. Одна из норвежских фирм предлагает поставить ко Дню города плавучие причалы протяженностью 70 метров, что позволит нам использовать это место для размещения от 30 до 50 катеров и яхт. Одновременно с этим на берегу будет строиться гостиница и административное здание. В нем яхтсменам и туристам будут предоставлены удобства, которые в западных городах являются нормой, а у нас пока, к сожалению, до этого не дошло. Сейчас завершаются проектные работы по созданию яхтенного центра, и скоро можно ожидать начала строительных работ.


Это место условно называется в планах Музея Мирового океана "зоной марины". Проект уже прошел согласование с городскими властями и является составной частью морского научно-культурного центра. По словам Алексея Шуткина, каждый горожанин сможет прийти сюда со своей лодкой или катером и разместить их здесь или нанять лодку и отдохнуть на воде. Планируется создать здесь детско-юношескую парусную школу, центр проведения водных спортивных праздников, организаторы которых ютятся сейчас в разных местах.


комментарии


Юрий САВЕНКО,


МЭР ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА:


- Водный туризм - одно из приоритетных направлений развития экономики нашего города. Поэтому мы обращаем особое внимание на приведение в порядок промышленных зон. Тем более что к 750-летию города начинается реализация большого инвестиционного проекта "Рыбная деревня". Это этнографический туристский центр, через который пролягут маршруты водного туризма. Естественно, нам придется вплотную заниматься городскими водными путями, чтобы сделать их привлекательными и удобными для посещения. И здесь очень важно, как будет выглядеть Калининград, какой предстанет городская среда. Надеюсь, наши старания помогут сделать Калининград одним из популярных мест в сети европейских маршрутов водного туризма.


Ян Тушканов