Главная >> 5 >> 17

НЕЛЕТНАЯ ПОГОДА НАД ДЕВАУ

Город может остаться без уникального аэродрома


АВИАЦИОННО-СПОРТИВНЫЙ клуб, базирующийся на аэродроме Девау в Калининграде, закрыт не будет. Такое решение принял Центральный совет РОС-ТО в Москве, вопреки собственному постановлению о прекращении в связи с нехваткой I средств деятельности калининградского АСК вместе с ростовским и новосибирским.


Отстоять клуб удалось в Москве генералу Владимиру Мичурину, председателю Калининградского областного совета Российской оборонно-спортивной технической организации. Помогли и опередившие его письма в РОСТО от ветеранов клуба, спортсменов-парашютистов, летчиков. Содержание авиации, даже малой, - дело затратное, потому РОСТО уже вышла из состава учредителей 28 подобных клубов по всей стране. Спасение летающих - дело рук самих летающих. Смогут найти себе спонсоров, получить поддержку местных властей - выживут. А на нет - и судов нет. Воздушных.


Такая альтернатива стоит сейчас и перед калининградским авиаклубом. Финансирование его, правда, РОСТО пока не прекращает, но сумма символическая - шесть тысяч рублей в месяц. Ненамного больше поступает из местного совета РОСТО и областного бюджета. Это не покрывает даже минимальных потребностей клуба. Единственная возможность заработать самостоятельно - платные парашютные прыжки. Но, учитывая, что из пяти самолетов сейчас летает всего один АН-2, возможность эта сильно сужена. А о том, чтобы заработать одним самолетом на "оживление" четырех остальных, не приходится и мечтать - на ремонт одной машины требуется в среднем миллион двести тысяч рублей.


Возможный выход руководство РОСТО видит в том, чтобы объединить калининградский авиаклуб с гвардейским. Гвардейские авиаторы не против. Но куда при этом деть десятки калининградских мальчишек, мечтающих о небе и пропадающих на Девау? Сейчас ребятня бесплатно летает и прыгает с парашютом практически за счет тех взрослых, которые в состоянии оплатить прыжок с парашютом или воздушную прогулку. Но ехать для этого в Гвардейск мало кто сможет.


- По большому счету, не так важно - будет ли существовать калининградский авиаклуб как самостоятельная штатная единица РОСТО или объединится с авиационно-техническим клубом "Гвардейский", более крепко стоящим на ногах, - считает Владимир Мичурин. - Главное - сохранить аэродром Девау, чтобы он работал по прямому назначению. Для того, чтобы продолжать работу с подростками, подготовку парашютистов-разрядников, можно было бы оставить на Девау парашютное звено или хотя бы один самолет. Ведь, если полеты прекратятся, городские власти просто изымут эту землю - аэродром у нас в аренде на 49 лет. Просто недопустимо потерять такую уникальную возможность - иметь в черте города действующий аэродром, вполне пригодный не только для спортивных авиационных мероприятий, но и для проведения любых других массовых акций в городе - будь то фестивали, соревнования, спортивные праздники... А если сюда деньги вложить, эта территория превратится в масштабный развлекательно-спортивный комплекс, не мешая при этом деятельности авиаклуба...


Мичурин разворачивает на столе план-схему развития аэродрома Девау: трасса для мотокросса, для картинга, автодром для подготовки водителей, водоем для судомоделизма, поле для конкура и аджилити... Здесь можно поставить сетку для авиамоделистов, тут - базу для экстремальных видов спорта, вышку для прыжков, можно создать музей техники - и не только авиационной или военной - под открытым небом... Куда только не обращались с этим планом развития, кому только не показывали. Но серьезные инвесторы, даже если и заинтересуются необычным и перспективным вложением, тут же и отказываются: а земля чья? Ах, аренда... А по генеральному плану застройки города здесь что будет? Ах, не знаете... Ну, тогда извините.


- Недавно у нас был президент польского национального аэроклуба, - говорит Владимир Мичурин. - Польша сейчас борется за право провести у себя в 2005 ходу Всемирные авиационные игры - аналог Олимпийских. Если полякам такое право предоставят, они предлагают один из этапов соревнований провести на нашем аэродроме Девау. Но, конечно, в таком виде, в каком он сейчас, он не сможеt принять иностранных спортсменов. Нужно хотя бы взлетно-посадочную полосу заасфальтировать.


Девау не случайно привлекает взгляды европейцев. Помимо того, что это уникальный насыпной и дренированный аэродром, это еще и историческое место. Здесь, на бывшей военной базе.


В 1919 году появился первый в Германии гражданский аэродром. В 1921 году тут разместилась общественная метеослужба, ставшая первой в мире стационарной службой авиационной погоды. Через год было начато строительство аэровокзала, который стал первым в Европе современным аэропортовым комплексом (до наших дней, к сожалению, здание не сохранилось). И именно отсюда, из Девау, в апреле 1922 года было открыто авиасообщение Германии с Россией - самолет компании "Дерулюфт" совершил перелет Кенигсберг-Москва и обратно. Это был первый в российской истории международный пассажирский маршрут, открытый еще до создания "Аэрофлота". Через Девау Громов летал на АНТ-3 "Пролетарий" в Европу, Чкалов водил АНТ-25 на авиасалон в Париж... И, говорят, именно с этого аэродрома до войны был поставлен мировой рекорд дальности полета на планере.


Вернет ли Девау себе если не былую славу, то хотя бы шум взлетающих самолетов, многочисленные купола парашютов?


- Все сейчас будет зависеть от руководства клуба, от нас, от подхода к этому клубу местных властей, - считает Владимир Мичурин. - На полтора-два года осталось летного ресурса у АН-2. Если за это время мы не сможем найти средств для ремонта хотя бы еще одного самолета, тогда клуб просто сам по себе умрет. Надеемся, что предстоящий 750-летний юбилей даст какой-то толчок, повод обратить внимание на Девау. Хочется, чтобы это уникальное место было не просто пятном на карте города для очередной застройки...


- Закрыть клуб проще простого, а вот вернуть его уже вряд ли удастся, - говорит начальник авиаклуба Виктор Васенев, он же - мастер парашютного спорта СССР, инструктор-летчик 1-го класса, инструктор парашютно-десантной подготовки. - Я разговаривал с товарищем из Мурманска, у них авиаклуб в свое время закрыли, а теперь вроде и деньги нашли, но снова открыть уже не получается. А у нас достаточно лишь чуть-чуть поддержать, ведь инфраструктура вся есть, и люди еще не разбежались - на энтузиастах все держится...


В надежде спасти авиацию на Девау Васенев составил себе список спонсоров и собирается их "окучивать". Не верит, что не найдется среди руководителей крупных организаций таких, которым небезразлична судьба клуба и занимающихся в нем детей. Мир, говорит, не без добрых людей.


Жаль, что пока близость Европы не "заразила" калининградцев любовью к малой авиации, что не можем мы использовать свой край для развития воздушного туризма, популярного у соседей. Как-то довелось мне побывать в аэроклубе под Бонном. Каких только легких самолетов там нет! Хочешь - предоставят ангар, хочешь - дадут самолет в аренду, научат летать или прокатят: город с высоты птичьего полета - зрелище уникальное, полюбоваться им стоит недешево, но желающие находятся всегда. Нашлись бы и у нас. Если, конечно, будет откуда любоваться...


Светлана Песоцкая