Главная >> 5 >> 18 >> 3

СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ...

В Серпухове завершается Международный театральный фестиваль


На открытии Международного театрального фестиваля в Серпухове народная артистка России Ирина Алфёрова сказала:


- Как замечательно, что в то время, когда многие в мире говорят о войне, вы организуете такое мероприятие. У вас красивый театр и очень талантливая труппа. Я обещаю приезжать сюда чаще. А театральный фестиваль всем нам очень нужен.


Видимо, судьбой предназначено серпуховскому гортеатру периодически возрождаться или становиться цитаделью новых идей. Практически на одном энтузиазме бывшего тенора Большого театра А. Говорова театр был построен в конце XIX века. В середине 2000-х годов на областные средства, по инициативе главы города Павла Жданова, здание и его уникальные интерьеры были восстановлены чуть ли не из руин, в которые театр едва не превратился в постперестроечное время. А три года назад театр стал музыкально-драматическим - в старинных стенах с великолепной акустикой и воссозданной с оригиналов лепниной появилась своя труппа.


- Серпухов знаменит замечательной театральной историей, но все прежние театры были любительскими, - говорит художественный руководитель Серпуховского музыкально-драматического театра Павел Цепенюк. - Сейчас горожане только привыкают к тому, что у них есть свой профессиональный театр. И, несмотря на то, что в этом году мы открываем только четвёртый сезон, у нас уже появились страстные театралы.


По словам Павла Цепенюка, для того, чтобы таких любителей становилось всё больше и больше, нужно, чтобы в городе была активная культурная театральная жизнь:


- При таком условии она становится интересной не только деятелям театра, но и жителям.


А ещё худрук Серпуховского театра уверен, что очень важно не только иметь собственные идеи, но и уметь их осуществлять:


- Идеи воплощаются ежедневной будничной работой. Так появился и этот фестиваль. Идея его родилась не в самый прекрасный для нас период, когда Летняя международная школа, которую мы. организовали впервые здесь, в Серпухове, переехала в Звенигород. Тогда мы и решили, что необходимо придумать что-то новое.


И была придумана идея, аналогов которой пока нет, - Фестиваль самостоятельных внеплановых работ молодых актёров и режиссёров.


- Самотворчество, самопроба,


- так называет этот эксперимент Павел Аркадьевич, но тут же убеждает, что это вовсе не рискованно:


- Очень часто бывает в театральных училищах, что самостоятельные студенческие работы оказываются значительно интереснее, чем те, которые поставлены мастерами. Это не оттого, что педагоги плохи, а потому что у талантливого человека всегда есть свой внутренний потенциал, и важно дать ему свободу - раскрыться.


Кстати, многие участники прошлогодней Летней театральной школы, а это представители 13 бывших союзных республик, хотели приехать в Серпухов на фестиваль. Но так сложилось, что театральный праздник приурочили к Дню Серпухова, а время это для театралов горячее - идёт открытие сезона.


- Но самое горькое для меня лично, - говорит Павел Цепенюк,


- это то, что по совсем не связанным с творчеством причинам не приедет на фестиваль наш большой друг Георгий Абхазава из Тбилиси. Он специально подготовил два спектакля - в прошлом году привозил сюда пьесу "Машинистки" , а потом специально ставил её для нашего театра с Таней Чуриковой и Димой Глуховым. К сожалению, политика отражается и на искусстве, и на человеческих отношениях.


Тем не менее фестиваль приготовил для зрителей много открытий.


- В этот раз из ближнего зарубежья к нам приехали три театра,


- рассказывает Павел Аркадьевич.


- Из участников Летней школы


- Молодёжный театр Узбекистана, который показывает спектакли "Озорник" по Гафуру Гуляму и "Дар возлюбленной принцессе" по мотивам восточных сказок, а из Баку - Русский академический театр. Елена Щетинкина прошлым летом привозила к нам первую свою режиссёрскую работу "Мюнхгаузен" , а сейчас придумала моноспектакль "О чём я?" , в котором играет сама - это вариации по чеховской "Чайке". Из Одессы приехал Академический украинский музыкально-драматический театр. 9 сентября актёр Яков Кучеревский играл спектакль-пантомиму по пьесе Беккета "Действие без слов". Интересным был спектакль 12 сентября, который показала творческая группа из Москвы. Это четыре бывших сокурсника театрального вуза, все они сегодня работают в столичных театрах, но, чувствуя творческую неудовлетворённость, собрались вместе и поставили пьесу по рассказу Виктора Пелевина "Хрустальный мир". Кстати, так когда-то родился "Современник". Кто такой Пелевин, рассказывать сегодня никому не нужно. Сам я смотрел эту постановку впервые вместе со всеми зрителями.


Подобный сюрприз у главного организатора фестиваля - не единственный.


- Я не знаю, например, что представляет собой спектакль "О чём я?" Но наслышан, как и многие, о "Ревизоре" Мытищинского театра кукол "Огниво". Ну и, конечно же, хорошо знаю спектакль "А чой-то ты во фраке?" Иосифа Райхельгауза. Он идёт уже лет пятнадцать, и я его видел ещё в первом составе с Полищук, Филозовым и Петренко.


Как и положено, постановка мэтра - профессора ГИТИСа, народного артиста России Иосифа Райхельгауза завершит театральный фестиваль 19 сентября. А в течение нескольких дней художественный руководитель театра "Школа современной пьесы" проведёт мастер-классы для молодых участников фестиваля.


Открыли фестиваль хозяева сцены. Первое действие - с песнями Эдит Пиаф - перенесло зрителя в середину XX века, туда, где, стряхивая тонкими пальцами пепел с сигары, писал об "ужасных детях" и кромсал меткими строчками пороки Жан Кокто... Этот спектакль "Карманный театр" когда-то играла Ирина Алфёрова с Абдуловым и Збруевым. Только теперь серпуховские актёры решили преподнести эти миниатюры в стиле кабаре, и оказалось, что Ирине Алфёровой тоже всегда хотелось привнести в это действо танцы. Великолепная же хореография балетмейстера


Серпуховского музыкально-драматического театра Елены Порошиной поражала своей продуманностью и не оставляла зрителей равнодушными.


- Честное слово, ребята делали всё самостоятельно. Я не вмешивался, - заверяет Павел Цепенюк.


Актёры театра сами написали и стихи ко второму действию, которое вернуло зрительский зал в мир современного капустника. Во время представления "Вся правда о царевне-лягушке" ребята танцевали, пели, выходили в зал к зрителю и даже спускались на канатах с балкона, а приехавшие издалека накануне вечером зарубежные коллеги быстро вписали в сказку свои оригинальные номера.


Хотя, несмотря на беззаботность творческого начала, фестиваль предполагает и серьёзную работу. Все спектакли, кроме "Ревизора" и "А чой-то ты во фраке?" , смотрят критики из Москвы, ну и, конечно, оценивают серпуховские зрители.


А пока можно с уверенностью повторить вслед за главой города Павлом Ждановым слова о том, что Серпухов становится театральной столицей Подмосковья.


И Павел Цепенюк на своё новое детище смотрит с оптимизмом:


- Я уверен, что этот фестиваль будет развиваться. Мы делаем всё, чтобы Серпухов стал сильным театральным центром.