Главная >> 5 >> 18 >> 5

БИСЕР КИРОВ: "СВОЮ ПЕРВУЮ КОВБОЙСКУЮ ШЛЯПУ Я ПОДАРИЛ АЛЛЕ ПУГАЧЕВОЙ"

Звезда болгарской эстрады приехал в столицу Украины, чтобы принять участие в концерте "Хиты XX века"


Сначала появляется большая ковбойская шляпа. За ней -- Бисер Киров. Улыбающийся, черноглазый обладатель роскошного бархатного голоса. Он говорит на русском языке с чуть заметным акцентом. Приятным и не режущим слух. До сих пор Бисер Киров -- желанный гость в столице России. По нескольку месяцев в году живет в гостинице при Болгарском посольстве в Москве. Нечасто бывает на родине, в Болгарии, и довольно часто дома, у детей в Германии. Его дочь и сын не стали певцами. Бисер шутит, что "природа-матушка в этом смысле решила на них отдохнуть". Впрочем, это совсем не расстраивает певца. Ему вполне хватает собственной славы.


В Киеве, во Дворце "Украина", Кирова принимали на ура. Его голос звучит так же сочно, как и много лет назад. А внешне он почти не изменился -- костюм черного цвета и ковбойская шляпа. В любимом экземпляре из своей шляпной коллекции -- стильном головном уборе с серебряной каймой, "Буффало", Бисер Киров прилетел в Киев. В нем же вышел на сцену Дворца. В нем же пришел в ресторан на интервью...


"Пение -- это секс..."


-- Вы когда-нибудь снимаете шляпу?


-- Дома. И еще перед женщиной. Если она в свою очередь что-нибудь снимает... Шутка. (С этими словами Бисер Киров приподнял неизменный атрибут ковбоя, проведя рукой по роскошной черной шевелюре без единого (!) седого волоска, и водрузил "Буффало" на место. Мое любопытство было удовлетворено. -- Авт.) Кстати, когда я первый раз приехал в Украину в 1981 году, шляпа еще не была неизменным атрибутом моей одежды. А в то время я был уже очень популярен. Звезда Болгарии! Тогда нас пригласили по комсомольской линии на встречу болгарской и советской молодежи. Помню, тогда мы "пропахали" почти всю Украину. В Киеве всегда жил в гостинице "Украина", правда, тогда она называлась "Москва".


-- Друзья с тех пор остались?


-- Все относительно. В так называемом социалистическом мире певцов было не так много, мы все знали друг друга. Я часто встречался с Софией Ротару, Владимиром Ивасюком. На первые записи моей программы "Мелодии друзей" приезжал Юрий Богатиков. А с Николаем Гнатюком мы были даже в какой-то мере конкурентами на музыкальном фестивале в Болгарии. Он пел мою песню, а я его, "Птицу счастья". Недавно виделся с ним... Мы ведь динозавры. Люди, которые уже 40 лет вспахивают огромное поле легкой музыки, эстрады. Мы были в свое время в авангарде. Пели ТОЛЬКО живьем, старались конкурировать с западными певцами... Мы были счастливы, выходя на сцену. Попса -- это ведь сексуальный жанр! Пение -- это секс. Я не знаю другого более эротического вида искусства. Концерт -- это акт. Как между мужчиной и женщиной. И он должен принести удовольствие обоим. Иначе неинтересно. Пение -- флирт с публикой. Ты должен работать так, чтобы публика в тебя влюбилась, чтобы ты мог ее соблазнить!


-- А если акт заканчивается неудачей?


-- Это зависит от публики. Если на концерт пришла публика, которая готова тебя иметь, то она делает ЭТО.


-- И вы отдаетесь...


-- А как же! Бывают концерты, когда ты делаешь то, чего никогда бы не сделал в жизни. Поешь так, что люди... умирают! И сам умираешь. Это потрясающе! Но это возможно только на живых концертах. Когда каждый жест, поворот головы, нота -- часть безумной, эротической игры, называемой концертом. Господи, неужели вы этого никогда не чувствовали?


-- Увы, сейчас живое пение -- большая редкость...


-- К сожалению. И я уже не испытываю тех чувств на концертах. Русская публика была безумно отдающейся, кубинская -- тоже. Немецкий зритель более поверхностен. В глазах радость, а в сердце -- ничего. Ведь я 24 года проработал в Германии.


-- Сейчас часто там бываете?


-- Иногда гощу у детей. Моя жена живет в Болгарии. После реституции нам возвратили собственность, ею надо управлять.


-- И большая собственность?


-- Немалая. Земля, леса, озера... Я родом из очень старой боярской болгарской семьи. У нас два дома. Один -- в центре Болгарии, в 80 километрах от Софии. И второй, отцовский дом, которому уже 90 лет, в горах. Сейчас со всем этим большим хозяйством управляется жена. Ну и люди, которые ей помогают...


"У Дина Рида не выдержала психика. Он резал себе вены..."


-- А вы, значит, по-прежнему сексом занимаетесь.


-- По-прежнему. Музыка -- это наркотик...


-- Смотрите, может оказаться вредным для здоровья.


-- Я слежу за собой, соблюдая несколько табу. Например, никогда не пью перед концертом. Запрещено. В 1981 году я попал в тяжелую автокатастрофу, и у меня временами проявляется амнезия: забываю слова песни, поэтому прямо на ходу приходится выдумывать какие-то фразы. Бывают совершенно идиотские случаи. Так что единственное, что я делаю перед концертом, -- повторяю слова песен.


-- А после концерта?


-- Расслабляюсь. Общаюсь с друзьями, выпиваю. Иногда анализирую прошедший концерт. 18 лет со мной работал мой младший брат, он был шефом нашего оркестра. Средний брат окончил ветеринарную академию. Нас трое. Как в сказке. Я -- самый старший. Гуру семьи. Раньше, когда что-то не ладилось в творчестве, мы собирались вместе, анализировали. Наше время было безумно креативным. Мы думали, что можем изменить мир! Это великая тайна времени, которое прошло, и которое вы, молодые, уже не застали.


-- Время популярного американского певца Дина Рида, который ездил по Союзу и свято верил в коммунистические идеи?


-- Он был моим другом. Великолепный человек -- изумительный, чистый, светлый!


-- Вы познакомились в Германии?


-- Это было в 1978 году. Я разучивал на английском языке итальянскую песню. Кто-то должен был помочь мне с текстом. Мне посоветовали молодого человека, только что приехавшего из Америки, -- Дина Рида. Потом мы встречались довольно часто. Я помогал ему снимать фильмы в Болгарии. Мы вместе ездили на фестиваль молодежи в Гавану, в 1985 году делали "Салют, фестиваль!" и три месяца жили в гостинице в Москве. Дин был невероятным идеалистом, романтиком...


-- Он свято верил в идеалы коммунизма?


-- Все относительно. Дин думал, что добро победит зло, и свято верил, что в идеалах коммунизма есть злак, необходимый всем. Конечно, со временем он начал разочаровываться. Но отступать уже было поздно.


-- Говорят, его жена, известная немецкая киноактриса Рената Блюм, могла обеспечить ему вполне надежный тыл...


-- Ее отец был шефом киностудии "Дефа" -- ведущей в то время в Германии. Конечно, Дину это было удобно, он получил возможность реализовать некоторые свои проекты. Но, думаю, свои самые лучшие фильмы он снял перед приездом в Германию. 26 фильмов он сделал с итальянскими и аргентинскими режиссерами. Дин был безумно популярен в Чехии. Безумно! Даже больше Элвиса Пресли. Но он сознательно оставил капиталистический мир и приехал в социалистическую страну, стараясь что-то познать. Но... здесь он себя просто убил!


-- Он действительно пытался покончить с собой?


-- Резал себе вены. Не выдержала психика. Его спасли. А потом... Он почувствовал себя обманутым системой, политиками -- людьми, которые ему обещали и не помогали... Дин влез в огромные долги со своим последним проектом. Сам заплатил за сценарий, режиссуру, актерам. А в Советском Союзе на "Ленфильме" ему не дали завершить фильм. Думаю, Союз был виноват в его депрессии. Есть разные гипотезы о смерти Дина Рида, но, думаю, это была смерть разочарованного человека.


-- Он таки наложил на себя руки?


-- Это произошло в Берлине. Странная смерть. Самое непонятное, что, когда Дина вытащили из озера, его тут же кремировали...


"Жена всю жизнь меня ждала. И я к ней возвращался..."


-- Правда, что именно он первый подарил вам шляпу?


-- Это было в 1985 году. Дин только снялся в своем последнем фильме "Ковбой". Он работал как безумный, чтобы заплатить за шикарный дом, который он купил Ренате Блюм! Давал по 20 концертов в Чехии, играл в клубах, записывался в студии. Нас с женой пригласили на праздник коллектива фильма в Праге. Это было в ресторане. Все гуляли, пили, радовались. Когда мы прощались с Дином, он вдруг снял с головы шляпу, протянул ее мне и сказал: "Хочу ее тебе подарить. Пусть она принесет удачу..."


-- Шляпа да сих пор у вас?


-- Нет. Она у Аллы Пугачевой. Я подарил ее, когда она открывала Музей рока в Москве.


-- Это была ваша последняя встреча с Ридом?


-- Потом мы виделись несколько раз в Берлине. А ровно через год после того, как Дин подарил мне шляпу, мы снова остановились в той же пражской гостинице. Вдруг мне звонят: "Знаешь, что вчера Дин Рид покончил с собой?" Я был в шоке!На похороны не успел. Все делалось в спешке. На прощании с Дином было всего 16 человек...


Жизнь полна грустных историй. Четыре дня тому назад прошло три года со дня смерти моего друга, человека, который виноват, в том, что я начал петь, рок-певца Георгия Минча.


-- В чем же его вина?


-- Мы вместе служили в армии, выступали в студенческой самодеятельности. Он все время говорил: "Ну почему ты не поешь? Если бы у меня был твой голос, я бы стал знаменитостью!" А я не хотел! "Нет, ты должен!" -- говорил он. В 1966 году известная в то время французская певица гастролировала в Болгарии, Георгия взяли в тур. Его ансамбль остался без певца, и я заменил его. Поработал с ним три месяца, потом начал выступать сам. Закончил факультет режиссуры ГИТИСа. В общем, понеслось...


-- Вы дружны с Аллой Пугачевой?


-- Трудно сказать -- дружны. Мы вместе пели. Она исполняла мои песни, с которыми я выступал на "Золотом Орфее" в 1975 году. В ГДР я всегда был популярнее, чем Алла. В составе "Веселых ребят" я пригласил ее на "Золотого Орфея" в 1982 году. Тогда эта группа была очень модной. Алла изумительна! Для меня Пугачева -- вокально-духовное чудо русской песни. Есть в ней что-то объемное, русское, широкое... Но, честно признаться, близко я ее не знаю.


-- Однако ценную шляпу отдали.


-- Я не мог поступить иначе. Когда мы были на открытии Музея рока, у всех было праздничное, веселое настроение. До пяти утра мы танцевали как сумасшедшие. Шляпа -- чепуха в сравнении с остальными нашими геройствами. Но... об этом я умолчу.


-- Сколько шляп в вашей коллекции?


-- Сейчас девять. Больше не собирается, слишком часто дарю свои шляпы друзьям. Сейчас так много юбилеев, и каждый ждет от меня в подарок головной убор. А это немного накладно. Ведь у меня дорогие шляпы -- одной из самых лучших фирм в мире, "Стетсон". Это американская фирма, специализирующаяся только на ковбойских шляпах. Самая дорогая шляпа в моей коллекции -- "Русиньон".


-- Сколько же она стоит?


-- Давайте не будем об этом...


-- Ну... хорошую машину можно за нее купить?


-- Можно...


-- Похоже, ожидать, что вы осядете у себя на 40 гектарах виноградников и займетесь поместьем, не стоит?


-- В жизни человека бывают моменты, когда он переоценивает свою жизнь. Я еще не доехал до того гребня, когда можно посмотреть в другую сторону. Мне не хочется грустить!


-- Вы по-прежнему любите жить в Москве?


-- Полгода я живу в столице России. И безумно счастлив, что последние 10 лет подарил себе Москву, город, где мне было когда-то очень хорошо...


-- Жена не возражает?


-- Мы нашли компромисс. Она всю жизнь меня ждала. И я всегда возвращался. Значит, мы доказали свои чувства. Я привык к Москве. Наверное, когда мне надо будет с ней расстаться, это будет самый тяжелый момент в моей жизни. Но всему свое время! Пока мне хорошо, я люблю одиночество. Когда человек один, он чувствует себя более раскрепощенным. Его ничто не смущает, он может думать и искать свои нити. Ведь вся наша жизнь -- большой клубок...