Главная >> 5 >> 18 >> 5

РОК МЮЗИКЛОВ

На первом национальном фестивале "Музыкальное сердце России", проходящем в Москве с 2 по 16 февраля, в последний раз покажут закрывшиеся "Иствикские ведьмы", "Чикаго", We Will Rock You. Почему мюзиклы в России не пошли?


- Нет, на мюзикл, даже в кино, денег ни за что не дам, - говорит гендиректор компании "Интерфест" Ренат Давлетьяров.


- Почему?


- Дело провальное. Вот если бы мы в США жили... Хотя Валера Тодоровский давно с этой идеей носится. Флаг ему в руки...


Кризис жанра?


Еще пять лет назад, после сногсшибательного успеха "Метро", по словам его продюсера Катерины фон Гечмен-Вальдек, все решили, что мюзиклы не менее прибыльны, чем торговля оружием и наркотиками. Но почти все спектакли, поставленные "по-бродвейски" (42nd Street, "Чикаго", We Will Rock You, "12 стульев"), закрылись. Из больших постановок на плаву держатся лишь Cats - в основном за счет вливаний лидера европейской индустрии развлечений, голландской компании Stage Holding, вернее, ее "дочки" - "Стейдж Энтертейнмент Россия". Да вот еще как репертуарный спектакль в Московском театре оперетты играют "Ромео и Джульетту".


С продюсерами мюзиклов не все ладно. Соучредители компании "Метро энтертейнмент" баронесса Катерина фон ГечменВальдек и Александр Вайнштейн поссорились, когда Вайнштейн занялся без Гечмен-Вальдек проектом De La Guarda. Алла Пугачева развелась после провала "Чикаго" со своим мужем и продюсером мюзикла Филиппом Киркоровым (недоброжелатели говорили, что прима таким образом спасла свое состояние от кредиторов мужа).


Продюсер мюзиклов "Норд-Ост" и "12 стульев" Александр Цекало говорит, что это "временный отдых после усиленного обхаживания публики в поисках новых средств обольщения". И добавляет: "Если бы "Норд-Ост" не был захвачен (имеется в виду захват террористами в заложники зрителей "Норд-Оста" в октябре 2002 года в Театральном центре на Дубровке. - "Профиль"), то он бы в ноябре стал приносить прибыль". С Цекало согласен гендиректор "Стейдж Энтертейнмент Россия" и исполнительный продюсер мюзикла Cats Дмитрий Богачев: "То, что мы сейчас переживаем, называется болезнью роста. У меня оптимистические прогнозы". Впрочем, это слова представителя корпорации - держателя прав на все известные мюзиклы, готовой вкладывать в российский рынок деньги без расчета на быструю прибыль (по информации "Профиля", речь идет о десятках миллионов долларов).


"Стопроцентно коммерчески успешных мюзиклов, которые бы использовали рыночные инструменты, а не госдотации и серые схемы, в России не было, - признает Богачев. - Исключение, как мне известно, составляют проекты репертуарных театров, например "Нотр-Дам де Пари". Но они частично осуществлялись за счет госфинансирования". Продюсер "Нотр-Дам де Пари" и "Ромео и Джульетты" Катерина фон Гечмен-Вальдек подтверждает - в обеих постановках до 50% затрат пришлось на долю государства и спонсоров, и спектакли принесли прибыль. Тем не менее она считает, что мюзикл состоялся как жанр, а не как бизнес. "Наверное, на коммерческом мюзикле можно заработать. Но я таких примеров не знаю", - говорит директор Московского театра оперетты Владимир Тартаковский. В том, что "нынче для мюзиклов настали не лучшие времена", уверен и сценограф и продюсер Борис Краснов, прогоревший на постановке 42nd Street.


Money? Money. Money!


В утешение российским продюсерам: на Западе 8 из 10 мюзиклов либо не окупаются вовсе, либо приносят минимальные деньги. А стоят дороже. На нью-йоркском Бродвее и в лондонском Вест-Энде постановка обходится в $8-20 млн. На декорации, костюмы и рекламу идет 60-70% денег, остальное - гонорары артистам, композиторам, сценаристам и аренда зала.


Драматург и композитор, по данным сайта www.musicandmoney.com, получают по 3% от еженедельных кассовых сборов и по 4% - если спектакль приносит прибыль. Если авторов больше, создается гонорарный пул (минимум на Бродвее - 6%), который они делят между собой. Так или иначе, создатель успешного мюзикла получает $700 тыс. -1 млн. в год.


А провальные мюзиклы на Западе снимаются с проката уже после нескольких показов. Из-за высоких рисков для инвесторов продюсеры стараются максимально их обезопасить. Например, страхуют привлеченные средства на случай провала постановки. Либо создают инвесторский пул из большого числа людей, тогда долевое участие в спектакле может начинаться с $3 тыс. Кроме того, для снижения рисков продюсеры советуют инвесторам вкладывать средства одновременно в три-четыре проекта - хотя бы один из них принесет прибыль. В 1988 году мюзикл "Керри" в постановке лондонского Королевского Шекспировского театра был закрыт после пяти представлений. На Бродвее провалились "Шахматы", "Стармания", популярный у нас "Нотр-Дам де Пари". Зато "Отверженные" по роману того же Виктора Гюго прошли на Бродвее более шести тысяч раз.


Американские продюсеры сегодня не готовы рисковать деньгами, вкладывая их в непредсказуемые проекты. По данным Лиги американских театров и продюсеров (The League of American Theatres and Produsers Inc.), половина мюзиклов - это восстановленные бродвейские хиты, остальные основаны на известных фильмах, вроде "Красавицы и Чудовища" или "Короля-Льва".


Чтобы принести прибыль, спектакль должен идти ежедневно минимум несколько месяцев при наполняемости зала не меньше 50% (некоторые продюсеры настаивают на 60%), и стоимости билетов примерно по $100 (в партере - в несколько раз дороже). Трехсотый показ должен быть ничем не хуже десятого или премьерного, а показ в Париже или Риме - не хуже, чем в Нью-Йорке. В общем, как гамбургер. Такой подход позволяет получать доход не только от кассовых сборов, но и за счет продажи прав на постановку или экранизацию, а также использования бренда для производства маек, кружек и прочих сувениров. При хорошем раскладе все участники спектакля становятся миллионерами, а то и миллиардерами. Не слишком затратные Cats собрали по миру $2 млрд., "Призрак оперы" - $4, 5 млрд., а "Король-Лев" приносил $1 млн. в неделю.


Столичные штучки


Пик мюзиклов в Москве пришелся на 2002 год, когда объем рынка составил $24 млн. Одновременно в столице шло семь-восемь постановок (сейчас в ежедневном режиме работают только Cats). Для сравнения: на одном лишь Бродвее на сцену ежедневно выходят артисты в 50 спектаклях.


У нас ставили мюзиклы по-всякому. Пытались перенести на российскую сцену в чистом виде - 42nd Street (без перевода и с бродвейскими артистами) или Cats (с переводом и русскими артистами). Делали авторский вариант с учетом национальной специфики - "Ромео и Джульетта". Ставили собственное шоу на бродвейский манер - "Чикаго". И, разумеется, создавали оригинальный российский продукт - "Норд-Ост". По словам Александра Цекало, любой мюзикл, поставленный в России, тянет на $2-3 млн. При этом 50- 65% средств (в зависимости от постановки) уходит на свет, звук, декорации, костюмы, аренду, 20-30% - на покупку авторских прав (если мюзикл не российский). Остальное - на гонорары и рекламу.


Авторские права либо приобретаются единовременной выплатой (более $1, 5 млн., как за "Нотр-Дам"), либо покупается лицензия на постановку. Она может стоить всего $100 тыс., но взамен правообладатели потребуют соблюдать уровень оригинального шоу (для постановки "Чикаго" в Россию приезжали американские супервайзеры-постановщики) и выплачивать роялти - 10-15% от кассовых сборов из расчета, что каждый спектакль собирает аншлаг (зал заполнен на 90-100%). При этом никого не волнует, что зал может быть не заполнен даже наполовину. Одним из самых затратных мюзиклов стала 42nd Street. "Из бюджета в $5, 5 млн. львиная доля ушла на авторские права, гонорары бродвейской труппе - 764 артиста получали $156 тыс. в неделю, ремонт МДМ, где мы заменили все: от сцены до кресел. На сделанной за мой счет сцене-сандвиче с пружинящей прокладкой потом Саша Цекало поставил "12 стульев", - говорит Борис Краснов. "Чем известнее мюзикл, тем жестче условия продюсеров: надо соответствовать стандартам, - поясняет Владимир Тартаковский. - К примеру, поставить знаменитый "Призрак оперы" в России стоило бы не меньше $8-9 млн.".


Российский спектакль стоит гораздо дешевле. Бюджет "12 стульев" составил всего $2, 5 млн., из которых $1, 5 млн. ушли на свет и звук, $200 тыс. - на декорации, а остальное - на аренду, гонорары и тому подобное.


В идеале, если зал на тысячу мест будет каждый день заполняться на 60% при средней стоимости билетов $30-40, то за год выручка составит около $7, 5 млн. Тогда даже дорогой в постановке западный мюзикл за год должен принести прибыль. Реальность же совсем иная.


Впрочем, многие деятели шоу-бизнеса считают, что продюсеры вкладывают в мюзиклы гораздо меньше денег, чем анонсируют. По словам продюсеров, "Нотр-Дам де Пари" стоил чуть больше $4 млн., "Иствикские ведьмы" - $4 млн., а "Чикаго" и 42nd Street потянули на $5, 5 каждый. Это никак не названные Александром Цекало $2-3 млн. Объясняют такой казус, как правило, тем, что объявленные цифры даются с учетом операционных расходов на поддержание проекта (не меньше трети от стоимости спектакля в год). Может, и так. Но ходят слухи, что компании и их руководители, якобы разорившиеся на провале мюзиклов, на самом деле превосходно себя чувствуют. Рассказывают о серых схемах, когда компанию-спонсора привлекают откатом в 50% (половина выделенных ею средств тут же возвращается в карман ее топ-менеджера). Либо цена проекта специально завышается под конкретного инвестора, который думает, что он спонсирует 20% постановки, а на деле - все 80%.


Люди, ау!


Еще одна причина того, что мюзикл в Москве "не пошел", - вполне прозаическая: нехватка зрителей. Их просто физически недостаточно, чтобы ежедневно заполнять зрительные залы российской столицы. Такие центры мирового туризма, как Нью-Йорк с его Бродвеем и Лондон со своим Вест-Эндом - другое дело. По данным западных агентств, 75-85% зрителей на Бродвее - туристы, для которых мюзикл включен в стандартный набор потребителя вместе со статуей Свободы или Трафальгарской площадью. В одном Нью-Йорке иностранных туристов ежегодно бывает на 30% больше, чем во всей России. "Сколько продержался Бродвей после 11 сентября? Ровно три дня, потом все театры закрылись", - вспоминает Катерина фон Гечмен-Вальдек.


Внутренний туризм в России не развит, а иностранцам смотреть русскую версию западного хита неинтересно. Поэтому любой мюзикл ставится в расчете на жителей Москвы и Подмосковья. Борис Краснов даже организовал экскурсионные автобусы, которые должны были доставлять зрителей из пригородов прямо к МДМ, где шла 42nd Street. Но захват Дубровки, случившийся накануне премьеры, и 40-дневный запрет губернатора Бориса Громова на экскурсионные перевозки из Подмосковья подкосили проект. По словам Александра Цекало, даже на "Норд-Осте" соотношение приезжих и москвичей было 40% к 60% соответственно, хотя рекламная служба мюзикла работала и с гостиницами, и с экскурсоводами, за процент предлагавшими людям билеты. На Саts зал заполнен только в школьные каникулы и в праздники, а гастроли для мюзиклов фактически бессмысленны. Владимир Тартаковский рассказывает, что ему предложили везти "Нотр-Дам" в Санкт-Петербург на 10 дней, но он отказался: "Нам только десять дней разбирать и столько же собирать декорации и везти на десятках фур".


Итак, единственную успешную оригинальную постановку - "Норд-Ост" - уничтожили террористы. Западные же мюзиклы в большинстве своем оказались россиянам не интересны. "Чикаго", по мнению Александра Журбина, провалился потому, что история американской красотки, убившей возлюбленного ради славы и денег, нашей публике кажется бредом.42nd Street просто не поняли: там пели по-английски. We Will Rock Yоu, наоборот, отпугнул примитивными русскими текстами.


Но все же главная причина неуспеха российских мюзиклов, честно признаются продюсеры, в том, что их в России пока просто не научились делать. "На всю Москву наберется не больше 15 человек, которые бы действительно обладали всеми необходимыми навыками синтетических артистов, - считает Цекало. - Которые могли бы танцевать степ, петь и выполнять акробатические номера на бродвейском уровне". Александр Журбин подтверждает: "Даже самые успешные постановки, такие как "Ромео и Джульетта" и "Нотр-Дам де Пари", ничего общего с западными прототипами не имеют. Они напоминают не мюзикл, а костюмированный концерт". А Марк Розовский обещает, что в России овладеют этим сложным жанром "лет через двадцать, а к тому моменту и публика дозреет".


Есть ли у мюзикла в России будущее?


Большинство продюсеров уверяют, что есть, только при соблюдении некоторых условий - мюзикл должен: 1) быть оригинальным российским (бродвейской классикой нас обеспечит Stage Holding); 2) бюджет - не превышать ~ $1, 5 млн.; 3) идти в режиме репертуарного спектакля - "забрав" доходный weekend и праздники; 4) если нет своего здания, лучше ставиться на сцене государственного театра, взяв его в долю. И тогда мюзикл будет жить долго и счастливо.


***


"Нужен хоть один действительно стоящий"


Алексей Рыбников, композитор, автор музыки к спектаклю "Юнона и Авось":


- Музыкальные спектакли в России были очень популярны, но мюзиклов в том виде, в каком они возникли на Бродвее в 1930-е годы, у нас не было. Поэтому, когда появился "Метро", все решили, что наконец-то эта ниша, которая находилась под запретом, будет занята. Но просчитались.


- Почему?


- Бродвейский мюзикл на русскую почву не лег, ушла присущая этому жанру органика. То, что хорошо с английскими и американскими артистами и аутентичными текстами, теряло свое очарование. В Москве также нет помещений, которые можно было бы оборудовать под мюзикл. Приходится арендовать концертные залы, завозить туда все техоборудование, а это экономически невыгодно.


Кроме того, российский зритель привык к репертуарным спектаклям и на премьеру не торопится - еще успеет посмотреть. А если на мюзикле несколько провальных показов, он моментально оказывается под угрозой срыва.


- И что делать продюсерам?


- Очевидно, что, если калька не работает, надо создавать что-то свое. В этом смысле наиболее показательным моментом был "Норд-Ост". Очень важно, чтобы сильный текст ложился на хитовую музыку - например "12 стульям" при хороших текстах не хватило музыкальной драматургии.


У мюзиклов возможно будущее при соблюдении некоторых условий. Надо создать (очевидно, при помощи государства) современный музыкальный театр без труппы, чтобы он стал площадкой для спектаклей. Должен быть десяток национальных мюзиклов, среди которых в ходе здоровой конкуренции появился бы хоть один действительно стоящий. Мне кажется, предстоящий фестиваль как раз позволит окинуть взглядом всю историю музыкального театра в России и понять, что именно нужно зрителю.


***


Музыка навеяла


Чем мюзикл отличается от оперетты или спектакля со вставными музыкальными номерами? Режиссер Марк Розовский объясняет: "Возьмем арию из оперетты "Сильва" "Без женщин жить нельзя на свете, нет".Ее спокойно можно переместить в любое место спектакля, да и в другую оперетту. И сравним с музыкальным номером "Нас четверо, пока еще мы вместе" из "Трех мушкетеров", где в одну песню уложились все перипетии бравой четверки во время путешествия за подвесками в Англию". "От водевиля или оперетты мюзикл отличает отсутствие обязательного хеппи-энда и возможность использовать различные музыкальные стили - от джаза до рока", - уточняет композитор Александр Журбин (автор первого советского мюзикла "Орфей и Эвридика" 1975 года). Общемировая классификация мюзиклов выглядит так: эпические ("Отверженные", "Эвита", "Мисс Сайгон"); развлекательные мюзиклы-ревю ("Чикаго", "Кабаре", 42nd Street), мюзиклы-фэнтэзи ("Король-Лев", "Призрак оперы"). Впрочем, есть даже "русский мюзикл". Кроме того же "Орфея..." это, например, "Юнона и Авось", "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" или "Холстомер", который в 1978-1979 годах даже шел на Бродвее под названием Strider ("Шагающий"). Драматические актеры в "русских мюзиклах" пели и плясали по мере сил. Синтетических артистов, умеющих делать все одновременно, в СССР не было. "Единственной синтетической артисткой была Татьяна Шмыга, - считает Марк Розовский, - родись она чуть позже, была бы звездой мюзикла".