Главная >> 5 >> 18 >> 5

ГАЙДН И ДЖАЗ В ЭРМИТАЖЕ

В первую неделю весны Эрмитажный театр подарил городу музыкальный фестиваль "Посвящение Маэстро". Название интригует - какому именно Маэстро посвящен фестиваль?


Оказывается, сразу нескольким. В 2007 году исполняется 215 лет со дня рождения Россини, 275 лет со дня рождения Гайдна, 210 лет со дня рождения Грига, 180 лет со дня смерти Бетховена.


Программа фестиваля составлена с большим вкусом. В "Посвящении Бетховену" 3 марта звучала его редко исполняемая симфония - Шестая ("Пасторальная"), а также Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром. 5 марта арии из оперы Бизе будут чередоваться с номерами из "Кармен-сюиты" Щедрина. 6 марта прозвучит Первый скрипичный концерт Гайдна и его "Прощальная" симфония. Кульминацией фестиваля станет исполнение Соль-мажорной мессы Шуберта.


В фестивале задействован звездный состав исполнителей. Это дирижер Саулюс Сондецкис, а также его сын виолончелист Вита-утус Сондецкис. Это вокалисты Мариинского театра Елена Горшунова, Дмитрий Воропаев, Вячеслав Сулимский с блестящей программой из опер Россини. Это солистка "Ковент-Гарден" Лиона Гродникайте, впервые выступающая на петербургской сцене. Это замечательный скрипач Луц Лесковиц, который сыграет До-мажорный концерт Гайдна.


Оригинальным приношением маэстро Гайдну стало исполнение его виолончельного концерта с импровизированной джазовой каденцией. В качестве солиста выступил Витаутус Сондецкис. Джазовая музыка абсолютно органично вписалась в концерт венского классика. Свою роль в этом сыграло импровизационное начало, которое роднит каденцию классического концерта с джазовой культурой.


Единственный сольный концерт фестиваля был отдан пианистке Полине Осетинской. Она играла 31-ю сонату Бетховена и Музыкальные моменты Шуберта. Полина показала публике непривычного Бетховена - тонкого, затаенного, даже слегка женственного. В начале марта такая "феминистская" трактовка была весьма актуальна.


Пианистка посвятила свой концерт не только главным героям фестиваля - Бетховену и Шуберту, но и маэстро Сондецкису. Ведь именно с ним Полина сыграла свой первый концерт с оркестром.


Традиция исполнения в Эрмитаже классической музыки возникла еще при Екатерине Великой. "Музей - приют всех муз. Музыка делает музей живым" - утверждает Михаил Пиотровский. Маэстро в понимании артистов фестиваля не мраморный бюст, выполненный в идеальных пропорциях Поликлета. Наоборот, это соратник по цеху, с которым можно вступить в диалог и даже перекинуться шуткой. Отсюда и джазовые импровизации в концерте Гайдна, и оригинальная оркестровка романсов Грига, осуществленная Сондецкисом.