ГЛАВНАЯ > ХРОНИКА > ФЕСТИВАЛИ > МУЗЫКАЛЬНЫЕ

"Музыка правого руля" зазвучит в Капелле

В субботу открывается XI Международный фестиваль искусств Earlymusic

Самый яркий фестиваль музыкальной осени, да и вообще важнейшее событие сезона с точки зрения образовательного процесса в сфере исторического исполнительства в России - Earlymusic, к сожалению, переживает не лучшие времена. После того как в прошлом году от фестиваля отстранился один из его основателей и директор - Марк де Мони, - у руля остался только бессменный художественный руководитель Earlymusic Андрей Решетин и двое его помощников.

Конечно, даже при отменном музыкальном вкусе, знании конъюнктуры и большом уважении, коим пользуется Решетин на многих мировых музыкальных фестивалях, провести такой фестиваль ему было тяжело. Желая показать петербуржцам все богатство красок музыкального мира Западной Европы, он слегка не рассчитал в прошлом году в плане средств. И долги за прошлый год фестивалю приходится раздавать до сих пор.

- Проведя барочную оперу "Борис Годунов", мы финансово надорвались, - комментирует Андрей Решетин.

Тем не менее художественный руководитель фестиваля уверен, что в следующем году Марк де Мони вернется, возможно, сконцентрировав свою деятельность на работе Фонда возрождения старинной музыки, и тогда дела пойдут на лад.

- Мы оба поняли необходимость и неизбежность его участия в дальнейших делах фестиваля. Но главное, что нам удалось удержать Earlymusic в этом году. Что-то получилось, что-то нет, но надеюсь, что и этот фестиваль не только будет хорошим, но принесет то, чего в Петербурге никогда не было.

Выход из сложившегося трудного положения организаторы нашли в обращении к Эрмитажу и Михаилу Пиотровскому лично, фактически ставшему гарантом обязательств, взятых на себя фестивалем. И отсюда - восточная нотка в афишной партитуре Earlymusic. В этом году в рамках фестиваля прозвучит персидская музыка и поэзия. Концерт, который станет открытием фестиваля, состоится в концертном зале Зимнего дворца. Специально к его проведению Эрмитаж продлил выставку "Во дворцах и шатрах. Исламский мир - от Европы до Китая".

Другой восточный мотив в мелодии фестиваля - это японская старинная музыка, исполняемая на кото - японском щипковом музыкальном инструменте, отдаленно напоминающем цимбалы. Ее исполнит Каёко Накагава (Япония). В шутку организаторы фестиваля называют этот концерт в Капелле "музыкой правого руля", потому что, помимо японской, в тот вечер прозвучит старинная английская музыка XVI-XVII веков. Ее исполнит уже гостивший в рамках фестиваля в Петербурге виртуозный арфист Эндрю Лоуренс-Кинг.

Продолжат фестиваль музыканты из Нидерландов - Эрик Бозграф (блокфлейты) и Ицхар Элиас (барочная гитара). Их концерт "Музыка времен Рембрандта" пройдет в Мальтийской капелле.

Гость из соседней Финляндии - Аапо Хакинен - художественный руководитель Хельсинкского барочного оркестра. Но в Петербург он приедет как клавесинист. Его концерт пройдет в Меншиковском дворце.

Что касается отечественных музыкантов, в фестивале примет участие мужской хор Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптина пустынь (концерт пройдет в Сампсониевском соборе) и ансамбль "Солисты Екатерины Великой" - воспитанники отечественной школы исторического исполнительства (Академическая капелла). Причем последний концерт - закрытие фестиваля - будет сопровождаться выступлением группы "Барочный балет Анжолини" в постановке выдающегося немецкого данс-майстера Клауса Абромейта.

Кроме концертов, люди, интересующиеся искусством старины, смогут посетить лекции искусствоведов в Музее истории религии, а музыкантам, безусловно, будет интересен мастер-класс основательницы школы барочной скрипки в России Марии Леонхардт.

К сожалению, из-за финансовых проблем организаторам фестиваля пришлось отменить выступление итальянских барочных исполнителей. Вообще, как ни прискорбно признавать, историческое исполнительство испытывает финансовые проблемы не только в России, но и в Западной Европе. Музыканты понимают значимость своего дела и сами друг друга по возможности поддерживают. Только в Италии проведение фестиваля старинной музыки - как способ сохранения знаний об искусстве и инструментах старины - поддерживается госбюджетом. Тем не менее жаль, что в Петербурге, где, как известно, фестивалей проходит много, как нигде в России, не нашлось возможности помочь в проведении единственного в городе фестиваля исторического исполнительства, тем более что состоятельность, профессионализм и свою востребованность публикой Earlymusic за 10 лет своего существования уже давно доказал.

Алина Циопа
"Невское время" N 161 стр. 22 от 11.09.08
Публикация i21_34422p0