Главная >> 5 >> 18 >> 5

Славься, Глинка!

Знакомый незнакомец


В череде глинкинских торжеств вклад Московской филармонии (девять концертов в разных московских залах) выглядит весомо и одновременно с тем весьма характерно для организации, носящей в своем названии эпитет "академическая" Музыкально-литературная (а также хореографическая) композиция "Незнакомый Глинка" представленная 31 мая в Концертном зале им. Чайковского, являлась попыткой оживить "фирменный" советский жанр - и, видно, небезуспешно.


06 успехе мероприятия в первую очередь свидетельствовало огромное число публики - журналисты, сотрудники филармонии, незанятые музыканты вынуждены были стоять в проходах и сидеть на ступеньках; даже во втором отделении просторнее в огромном зале не стало. Естественно, что слушателей привлекли имена Юрия Башмета и участников Квартета им. Бородина, а также возможность услышать Российский национальный оркестр и посмотреть, наверное, в тысячный раз на знаменитую "Арагонскую хоту" в постановке Игоря Моисеева. Качество исполнения глинкинской музыки было на очень высоком уровне: РНО под управлением Александра Сладковского выступил не только во всем блеске, но и продемонстрировал достаточно оригинальную трактовку таких популярных фрагментов из "Руслана" как "Лезгинка" и "Марш Черномора"; не утратил осознания чисто музыкальных задач и в таком жанре, как сопровождение выступления Ансамбля Моисеева. О том, что все в порядке было у Юрия Башмета и "бородинцев" у Хора Минина, говорить, думается, не стоит. Вокалисты (Михаил Казаков, Роман Муравицкий, Наталья Полянинова, Наталья Бурнашева и другие), выбросившие в публику целый букет популярнейших глинкинских романсов и вокальных ансамблей в сопровождении Наума Штаркмана и РНО, также продемонстрировали лучшие качества - хорошую вокальную форму, выразительность трактовок и иные певческие добродетели...


Не совсем ясно одно - почему "Незнакомый Глинка"? Ведь если исключить из программы камерно-инструментальные номера (первые части "Большого секстета" и "Неоконченной сонаты" для альта и фортепиано), а также завершавшую концерт позднюю "Молитву" останутся одни только сверхшлягеры филармонического репертуара. Может быть, нам в общем и целом не очень известны высказывания Глинки (за пределами "Музыку создает народ, а мы композиторы..." или "Музыка - душа моя, маменька!"), которыми перемежал выступления артистов чтец Валерий Баринов. Совместить музыку и слово в разумных пропорциях авторам и режиссерам постановки Л. и А. Леонтьевым, может, и удалось - вот только баланс иногда желал лучшего, и актеру, читавшему отрывки из писем и "Записок" Глинки, приходилось заглушать оркестр, произнося концовки ("Ваш... Михаил... Глинка") на таком же характерном, угрожающем подъеме, в котором безошибочно узнавалось нечто вроде "на сцене... Филипп Киркоров!" Из подбора цитат, подлежавших вдохновенному зачитыванию, следовало, что: Глинка любил свою жену, но потом развелся (с этого началось), был большим патриотом Отечества и запросто покорял Париж, оставаясь до мозга костей русаком (это в середине), потом зазвучала тема религиозности композитора (ближе к концу). Все это мы. конечно, знали о Глинке, но при советской власти как-то не было принято педалировать крайние составляющие.


Тем не менее ощущения праздника это не портило. Ведь Глинка в отличие от подавляющего большинства композиторов, последовавших за ним, куда более безразличен к окружающей его имя и музыку юбилейной и неюбилейной рутине. Глинка всегда доступен самой широкой публике - и всегда остается в себе, принадлежит своей эпохе и одновременно ослепляет новизной. Именно эти качества будут и в дальнейшем выдавать в нем "знакомого незнакомца" - каким он был для своих блестящих современников и каким остался для нас, грешных.


Федор СОФРОНОВ


Не по зову сердца


Для Большого театра, главного национального театра страны, юбилейная дата Михаила Ивановича Глинки имеет особую значимость, и, по словам главного дирижера Александра Ведерникова, подготовка к ней началась еще с апреля 2003 года, когда была показана премьера "Руслана и Людмилы". В результате, однако, посвященный этому событию концерт даже не обозначили как "торжественный", Все было очень буднично.


"Надо было обладать талантом поистине богатырской силы, чтобы создать такое слепящее образной яркостью и разнообразием искусство", - сказал в своем коротком, но эмоционально выразительном слове патриарх отечественной музыки Тихон Хренников, на протяжении многих десятилетий возглавлявший многонациональную композиторскую школу нашей страны. Все дальнейшее, за исключением двух-трех номеров, выглядело словно какая-то обязаловка. Где же подготовка, забота, преданность гению? Концерт в целом показался до неприличия скудным по количеству номеров и недостаточно представительным по составу имен. Неужели настолько уж обеднела труппа? Сама по себе программа тоже показалась недостаточно продуманной. Вряд ли можно всерьез рассчитывать дать представление о величии Глинки, предъявляя публике лишь несколько коротких эпизодов из "Руслана" (Ария Людмилы с хором в исполнении Марины Мещеряковой, очень хорошей вокалистки; Рондо Фарлафа и сцена с Наиной в исполнении Валерия Гильманова и Ирины Долженко).


Несколько лучше обстояло с демонстрацией отрывков из постановки "Ивана Сусанина". Безусловно, впечатлял яркий, красочный Польский акт с его сверкающими, зажигательными танцами (краковяк, мазурка, вальс), в которых лихо демонстрировали владение техникой характерного танца солистки и солисты балета, артистки и артисты мимического ансамбля. Ария Сусанина "Чуют правду" - беспроигрышный номер в партитуре, а Владимир Маторин - беспроигрышный его интерпретатор. И я думаю, самый главный гарант его успеха - духовная наполненность исполнения. К сожалению, вот этого, самого главного, я и не обнаружила во всей остальной программе. Даже в очаровательной "Камаринской" - предельно искренней в своей простоте и предельно сердечной - недоставало вот этой самой душевности и теплоты. Словно все делалось не по зову сердца, а лишь во исполнение взятых на себя обязательств. К музыке Михаила Ивановича Глинки такой подход уж особенно непригоден.


Мариам ИГНАТЬЕВА


На малой родине


Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.Глинки прошел в 47-й раз на малой родине великого соотечественника. Он замечателен тем, что здесь царит атмосфера глинкинской Смоленщины, как будто в воздухе слышатся те скромные русские напевы, на которых вырос композитор.


На торжественном открытии фестиваля на сцену под открытым небом выходили Смоленский русский народный оркестр им. В.Дубровского под руководством Е.Лыткина, сводный хор Смоленского музыкального училища им. М.Глинки и Смоленской семинарии, солисты филармонии. Под звуки "Славься!" и неугомонное щебетанье птиц хранительница традиций фестиваля Ж.Дозорцева и знаменитый певец А.Ведерников возложили цветы к памятнику великому композитору.


Глинкинский фестиваль в Смоленске ежегодно притягивает на родину русского классика представителей музыкальной элиты. В этот юбилейный год в здании Смоленского драматического театра фестиваль открывали музыканты оркестра "Новая Россия" с Е.Бушковым за пультом. По традиции концерт вела Ж.Дозорцева, вдохновитель, художественный руководитель и, как называют ее смоляне, "талисман" фестиваля.


Открывался концерт, и это еще одна традиция, увертюрой к опере "Руслан и Людмила" Она стала увертюрой не просто к концерту, но и ко всему фестивалю, ко всему празднованию 200-летия со дня рождения М.Глинки. В концерте прозвучали арии из опер "Иван Сусанин" "Руслан и Людмила" М.Глинки, "Пиковая дама" П.Чайковского в исполнении ГСимкиной и А.Ведерникова.


В фестивальных концертах принимали участие Большой симфонический оркестр им. П.Чайковского под управлением В.Федосеева, Большой детский хор В.Попова, Московский государственный академический хор В.Минина, "Терем-квартет" солисты Академии молодых певцов Мариинского театра, пианист Д.Мацуев.