Главная >> 5 >> 18

курьер муз

Антигона и Мария Стюарт обиделись...


27 марта, в Международный день театра, спектаклем "Карьера Артура Уи" легендарного "Берлинер Ансамбля" откроется 13-й по счету фестиваль "Золотая маска".


Увы, чертова дюжина в порядковом номере уже начинает сказываться. Так, на пресс-конференции, посвященной предстоящему смотру, стало известно, что три театра отказались бороться за национальную премию.


Такого в истории "Золотой маски" еще не было. Да и "отказники", прямо скажем, не из последних. Среди них, в частности, фигурирует имя легендарного Юрия Любимова, которому в этом году исполняется 90 лет. Сам он не объяснил, почему не пожелал показать на фестивале "Антигону" Софокла, отобранную экспертами. Но догадаться нетрудно: в течение 12 лет те не замечали постановок Таганки, а тут вдруг опомнились, и причиной тому наверняка послужил как раз юбилей Юрия Петровича. Разумеется, Любимов этой милостыни не принял.


Не пожелал участвовать в престижном марафоне и Анатолий Васильев, уведомивший дирекцию фестиваля, что снимает с "Маски" спектакль "Дон Жуан мертв, или Каменный гость" из-за конфликта с Московским комитетом по культуре. С одной стороны, этот поступок Васильева можно рассматривать как вызов столичному начальству, как жест человека, желающего привлечь внимание общественности к уничтожению его детища. Но с другой - это удар и по "Золотой маске", которая ни в чем не виновата перед своим многократным лауреатом. Не надо забывать, что эта премия была учреждена профессионалами, она дается за художественные открытия, а их-то с каждым годом становится меньше. Ведь чиновники от культуры все чаще твердят: "Нам не нужны эксперименты, прежде всего надо выполнять план по зрителям". И театры следуют их наставлениям. Значит, территория поисков "Золотой маски" сужается...


Можно, конечно, порадоваться за Олега Табакова, чей театральный "холдинг" МХТ+"Табакерка" представил на нынешний фестиваль аж четыре спектакля: "Гамлет" Юрия Бутусова, "Господа Головлевы" Кирилла Серебренникова, "Рассказ о семи повешенных" и "Похождение" Минцаугаса Карбаускаса, но, с другой стороны, нормально ли это? Не свидетельствует ли это об оскудении нашей театральной нивы?


Впрочем, не будем делать скоропалительных выводов. Ведь нынешняя фестивальная афиша - следствие работы экспертного совета, раздираемого внутренними противоречиями, его неспособностью разобраться в многочисленных предложениях. Если говорить откровенно, то третий "отказник" - БДТ имени Товстоногова - буквально в последний момент переметнулся из "Золотой маски" на международный Чеховский фестиваль не потому, что хотел насолить первой, а из-за манипуляций ее экспертов вокруг спектакля "Мария Стюарт". Ведь это они выдвинули в число номинантов только двух исполнителей из этой постановки, сделав вид, что режиссер Темур Чхеидзе к их успеху не имеет никакого отношения, заодно решив, что спектакль вообще не стоит показывать москвичам. И когда Чеховский фестиваль предложил товстоноговцам приехать с той же "Марией Стюарт" в Москву, худрук театра Кирилл Лавров немедленно согласился.


Кто-то может сказать: не велика беда, что из 50 планируемых спектаклей осталось 47, меньше расходов будет у фестиваля, бюджет которого составляет 145 миллионов рублей. К тому же в этом году из-за повышения цен в центральных гостиницах участников смотра придется селить далеко от центра. Что, конечно, тоже позволяет сэкономить, но создает для трупп определенные неудобства. К счастью, провинциалы в этом смысле не привередливы.Приезжая из Якутска, Екатеринбурга, Челябинска, Уфы, Ростова, Перми, Новосибирска, они мечтают об одном: выступить на равных с признанными мастерами и посмотреть на спектакли именитых коллег. Думается, столичные пробки препятствием для них не станут...


Любовь ЛЕБЕДИНА


***


Наши люди на Манхэттене


Кинофестиваль "Трайбека", который пройдет в Нью-Йорке в пятый раз, не посягает на лавры Канна или Венеции.


Этот молодой киносмотр был основан знаменитым актером и режиссером Робертом де Ниро в 2002 году - вскоре после страшного теракта на Манхэттене. Тем не менее за пять лет фестиваль принес в казну города более 300 миллионов долларов и вполне утвердил себя в качестве авторитетного киносмотра.


Тем приятнее, что в этом году организаторы фестиваля пригласили на конкурс российский фильм "Изображая жертву" в постановке Кирилла Серебренникова. Всего же на Манхэттене будет показано более 250 полнометражных и короткометражных фильмов. В том числе два бесспорных шедевра советского кино: "Сорок первый" Григория Чухрая и "Неотправленное письмо" Михаила Калатозова, которые представлены в программе "Восстановленное и заново открытое".


Интересно, что Кирилл Серебренников будет сражаться в конкурсе с Кирой Муратовой, которая представит в Нью-Йорке свою новую картину "Два в одном", которую она сняла на Украине.


Леонид ПАВЛЮЧИК


***


Идет


"весна священная"


В преддверии Московского Пасхального фестиваля его организаторы и вдохновители, среди которых поличным мэр Юрий Лужков, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, представитель Русской православной церкви архиепископ Истринский Арсений, выдающийся дирижер Валерий Гергиев, рассказали о том, какая музыка в течение месяца (с 8 апреля по 9 мая) будет радовать не только москвичей, но и жителей провинции.


По традиции программа фестиваля состоит из двух разделов - симфонического и хорового, а также пасхального звона, который будет звучать во всех храмах первопрестольной. Праздник откроется произведениями двух великих русских композиторов - Концертом для скрипки с оркестром Петра Чайковского и "Петрушкой" Игоря Стравинского. Причем сочинениям Стравинского художественный руководитель Пасхального фестиваля Валерий Гергиев отдал явное предпочтение, объясняя это тем, что в прошлом году Россия настолько была поглощена 100-летием Дмитрия Шостаковича, что об остальных композиторах XX века просто забыла. Кстати, и на торжественном закрытии фестиваля, которое состоится в День Победы в Большом зале Консерватории, симфонический оркестр Мариинского театра исполнит и "Свадебку" Стравинского, и "Весну священную".


Разумеется, на Пасхальном фестивале будет представлена гордость русской культуры - балет, а именно одна из самых ярких его жемчужин - "Лебединое озеро" с Ульяной Лопаткиной в главной партии. Правда, сообщая эту радостную весть, Валерий Гергиев выразил обеспокоенность тем, что оперные певцы и танцовщики выступают в России в самую последнюю очередь. Но виновата в этом, по мнению Гергиева, не столько наша российская бедность, сколько отсутствие хороших концертных залов. Впрочем, всех участников Пасхального фестиваля ждет новая сцена Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, отреставрированного благодаря правительству Москвы.


Анжелика ЗАОЗЕРСКАЯ