Главная >> 5 >> 18

"НАСТУПИЛО ВРЕМЯ ПАРАДЖАНОВА..."

В конце марта в Москве, в Колонном зале Екатерининского дворца, прошли юбилейные мероприятия, посвященные 80-летию великого режиссера ХХ века Сергея Параджанова. Организатором праздника стал Московский художественный театр "Параджановское фойе" совместно с Министерством культуры России. Проект юбилейных мероприятий был поддержан также Конфедерацией союзов кинематографистов, Культурным центром Вооруженных сил РФ, посольствами Армении, Украины и Грузии в Российской Федерации, агентством ИТАР-ТАСС, телеканалом "Культура" и другими организациями.


Собеседник "ГА" - председатель оргкомитета юбилея, основатель и директор театра "Параджановское фойе" Владимир ГАББЕ.


- Владимир Рубенович, расскажите, пожалуйста, для начала о том, как возникла идея театра со столь необычным названием. Ведь Сергей Параджанов был кинорежиссером и в театре никогда не работал...


- Московскому художественному театру "Параджановское фойе" уже десять лет - он был создан в год 70-летнего юбилея своего духовного Учителя. Его создание было обусловлено в первую очередь стремлением изучить суть понятия "параджановский театр", понять - на каком языке и с какой интонацией он может разговаривать со зрителем, какие спектакли может вмещать. Это своеобразная форма общения с тайной Сергея Параджанова, его мистикой, духовное прикосновение к тем бесчисленным загадкам, которые он оставил после себя.


Да, он был кинорежиссером, но все его фильмы буквально пропитаны театром: любой остановленный кадр - театральная сцена, практически готовая сценография. Это пробуждает в нас желание докопаться до орнаментально-духовной сути великого художника, его поэтических метафор и многосложных мистификаций. Мы отнюдь не стремимся продолжить творчество Мастера или реализовать те замыслы, которые он, к сожалению, не успел осуществить. Особая театральность его кинематографа является для нас главным ключом бесконечного поиска того непознанного и никем еще не сформулированного жанра, который мы называем "театром Параджанова".


Наш театр не государственный, разные люди в разное время помогали нам, но в основном театр находится на самофинансировании. Часто гастролируем, особенно в Украине, считающейся его второй родиной, бываем и за рубежом.


- У вас и репертуар не совсем обычный: это не театральные пьесы в классическом понимании слова, а скорее фантазии на тему сценариев Мастера, переплетения образов, судеб и творчества великих художников и полумифических личностей. Чтобы читателям было понятнее, назову для примера два спектакля: "Битва усопших молитв" - молебен по Параджанову по мотивам сценария С. Параджанова "Демон" и пьесы Т. Уильямса" и "Казанова" - встреча Параджанова с Феллини, которая никогда не состоится. По произведениям С. Параджанова, Ф. Феллини и поэзии М. Цветаевой".


- Что касается репертуарной политики театра, мы стремимся в первую очередь находить темы, интересовавшие самого Параджанова, искать те образы и метафоры, которые сопутствовали ему всю жизнь. Говоря о мифе Параджанова, мы считаем, что это "занавешенное" искусство... он ушел и закрыл за собой дверь, оставив массу вопросов. Все недосказанное им мы пытаемся домыслить, разгадать, понять. Но при этом есть особая структура параджановского мира, его философии и эстетики, отношения к окружающему. Отсюда возникло понятие "остров Параджанова", путешествуя по которому, мы и хотим общаться и обращаться к современному зрителю.


Наши спектакли - это своего рода трансформированные драматургические сценарии, безусловно, связанные и перекликающиеся с темами и фантазиями Мастера. Скажем, в спектакле "Битва усопших молитв" мы попытались кинематографический язык Параджанова переложить и помножить на театральный язык Уильямса, получив тем самым новую структуру, новые краски, новые эмоциональные мелодии, которые особенно интересны современному зрителю.


Сегодня есть люди, которые его почитали и любили, ненавидели и не понимали, презирали и отворачивались. Но есть и те, кто вообще не знаком с его творчеством. Мы хотим пригласить этих людей в мир Параджанова, очень осторожно ввести их туда, попробовать приподнять бесчисленные пласты творчества великого художника, над которым не властны границы ни времени, ни пространства.


- В программе театра, как и в числе юбилейных мероприятий, значится "Параджановград". Что это?


- Это своеобразный музей коллажей, шляп, инсталляций, кукол, которые создавались в разные времена и посвящены Сергею Параджанову, его образам, его фильмам. Выставка обычно работает у нас перед спектаклем, подготавливая зрителя к тому, что будет происходить в зале, и постепенно вводя его в особую атмосферу художника. Кстати, тем самым мы оправдываем название театра - "Параджановское фойе".


- Есть ли у вас контакты с Домом-музеем Мастера в Ереване?


- Да, конечно. Завен Саркисян участвовал в юбилейной неделе, в рамках которой была организована встреча с ним, показаны слайды и рассказано о деятельности музея - на мой взгляд, одного из лучших в мире.


- Расскажите, пожалуйста, подробнее о юбилейных мероприятиях. В программе значатся высокие гости - Людмила Путина, Юрий Лужков, Никита Михалков и другие, много известных имен и среди участников.


- Мы готовились к юбилейной неделе более года. Главной своей целью считали необходимость открыть, наконец, Параджанова - творца без границ, не вмещающегося в узкие национальные формы, показать его многогранность как кинорежиссера, художника, коллажиста, литератора. Такой замысел изначально требовал высокого организационного уровня. Нам очень помогли Министерство культуры во главе с теперь уже бывшим министром М. Швыдким и Департамент кинематографии. Все мероприятия недели происходили в стенах Культурного центра Вооруженных сил РФ - в Колонном зале Екатерининского дворца, интерьер и залы которого были оформлены в стиле Параджанова и посвящены различным аспектам его творчества, была развернута роскошная фотовыставка портретов Мастера, сделанных в разное время разными художниками. Сергей Параджанов всю свою жизнь дарил нам праздник, и мы попытались воссоздать эту красочную атомосферу, подарить ему в день юбилея целую неделю посвященного ему большого праздника.


В первый день состоялся праздничный концерт с участием многих замечательных мастеров. Сцена была задумана и оформлена таким образом, что все, кто выходил на сцену, обращались к Параджанову как к живому, поздравляя его с днем рождения, говоря о своей любви к нему и произнося исповедальные слова, которые, возможно, никогда не были бы сказаны при жизни, и даря Мастеру подарки. Был трогательный и, на мой взгляд, исторический момент, когда на сцену одновременно вышли три главные актрисы Параджанова - Софико Чиаурели, Лариса Кадочникова и Татьяна Бестаева.


А завершился фестиваль премьерой нашего спектакля "Параджанов" по сценарию его последнего непоставленного фильма - "Притча-память, вознесенная в Образ, по мотивам сценария "Исповедь" и поэзии Саят-Новы", как значится в нашей программе. Он начал снимать первые кадры, которые, к сожалению, стали последними в жизни Параджанова. Сценарий носит исповедальный характер, а поскольку я считаю, что недопустимо и невозможно играть Параджанова со сцены, то мы трансформировали его в образ "человека, ищущего истину", как и написано в сценарии. Нам показалось, что этот человек должен разговаривать стихами Саят-Новы, образ которого сопровождал Параджанова всю его жизнь. Так родился театральный, метафорический образ Поэта - своеобразного архетипа Параджанова.


- Сергея Параджанова многие считали и считают элитарным художником, творчество которого доступно пониманию лишь избранных. Его фильмы (которые, кстати, в дни юбилея были показаны на канале "Культура) трудно смотреть, а художественный мир требует особого восприятия. Насколько современен Параджанов сегодня, насколько актуально и востребовано его творчество в наше противоречивое и сложное время - быть может, эпоха его еще не настала? Быть может, должно пройти еще какое-то время, чтобы мир художника стал понятен и доступен каждому, кто хочет познать его?


- Итоги юбилейной недели, ее резонанс убедили нас в том, что, как ни странно это звучит, наступило время Параджанова - время свободного художника, говорящего со зрителем из сферы иных миров, превращающего узкий мир кинематографа в явление мирового масштаба, разрушая границы и философские рамки и обращая поэтическую метафору в великую и бесконечную философию. В рамках недели прошла ретроспекция всех картин Параджанова, и мы были поражены тем, что даже на самых сложных фильмах залы были переполнены, а после показа зрители стоя аплодировали художнику. Это еще раз убеждает, что к Параджанову нужно обращаться вновь и вновь, открывать его для каждого нового поколения и очень тонко и грамотно преподносить. И если наш театр внесет свою лепту в эту миссию, мы будем счастливы.