Главная >> 5 >> 18

Большое счастье "Большого вальса"

12 июля концертом молодой фаворитки сцены Анны Нетребко в Розовом павильоне Павловского дворцового комплекса завершился Третий международный музыкальный фестиваль "Большой вальс". Названный так же, как и одноименный черно-белый фильм о вечно влюбленном в танец Иоганне Штраусе с пением Милицы Корьюс, фестиваль занял достойное место в ряду не так давно возрождаемых летних фестивалей в петербургских пригородах.


Для российских менеджеров и спонсоров, и без того отстающих по многим вопросам в технологиях, тема летних фестивалей и прочих ангажементов сегодня должна стать одной из самых актуальных и привлекательных во всех смыслах. "Большой вальс" - один из самых подходящих и заманчивых объектов. В нем есть все, что необходимо для успешного хода дела: время года, туристический бум, места проведения (пригородные дворцовые комплексы), гениальное композиторское имя и, наконец, полное бессилие критики, обезоруженной по крайней мере тремя предыдущими пунктами. Надо сказать, что фестиваль благодаря этому нашел понимающих единомышленников: его генеральным спонсором на протяжении трех лет выступает Промышленно-строительный банк.


Один из последних концертов фестиваля проходил в Белом зале Большого дворца Петергофа. Целый вечер как в каскаде фейерверков один за другим звучали танцевальные хиты Штрауса и сыновей в программе с одноименным названием - хиты не только XIX, но и ХХ века, среди которых как хорошо известные русской публике Персидский марш, Анна-полька и "На прекрасном голубом Дунае" Иоганна Штрауса, так и менее известный Bahn frei Эдуарда Штрауса. Опять-таки все сошлось в этом беспроигрышном мероприятии: идеальное сочетание времени и места. Тихий, томный загородный летний вечер с лучами вечернего солнца, панорама благоухающего верхнего сада, все больше напоминающего притягивающе-отталкивающие ароматы Версаля. Аттрактивный и харизматичный итальянский дирижер Фабио Мастранжело, не так давно связавший узы с петербургской флейтисткой Олесей Тертычной, буквально зажигал на концерте. Причем делал это с органичной легкостью - так, как, вероятно, дирижировал когда-то в Павловске великий австриец. Многих удивила своеобразная дирижерская манера итальянца, жест которого показался несколько плосковатым. Феноменальную, феерическую музыку, исполнение которой, кажется, неспособен испортить даже самый скверный музыкант. К счастью, фестиваль избавлен от фактора таких случайностей.


Публика у фестиваля, так же как и слагаемые успеха, о которых говорилось ранее, тоже замечательная - добродушная и верная. Ближе к финалу концерта в ход пошли всевозможные садовые цветы, благодарные крики "Браво! Браво, Фабио". Вообще говоря, вряд ли нужно скрывать, что сидеть на концертах такой музыки иногда бывает невыносимо просто потому, что хочется двигаться, проще говоря, плясать, поскольку на Штрауса едва ли не прежде всего реагирует тело, в частности, ноги. В качестве альтернативы можно предложить организаторам устраивать помимо статичных концертных посиделок более действенные - интерактивные - проекты, что-то вроде народных балов или сельских праздников с обучением на месте правилам танцевального этикета. Публика за это только спасибо скажет.