Главная >> 5 >> 19

Пластилиновый дом

Полезное + приятное = проект


Метод проекта предполагает выполнение задания одним учеником или группой школьников в течение определенного времени (от одного урока до нескольких месяцев).


Проекты по изобразительному искусству могут быть направлены на оформление кабинетов, вестибюлей, столовой школы, разработку сценариев, оформление и проведение школьных праздников, пополнение демонстрационного и дидактического фонда школы (выполнение таблиц, рисунков, макетов, сбор информационного материала), изготовление изделий для награждения школьных призеров и для дома (роспись изделий из дерева, работа с природными материалами), создание школьного музея этнографии и т.п.


Примерная тематика проектов по изобразительному искусству в начальных классах по программе Б.М.Йеменского.


2-й класс. "Образ здания и его назначение".


Работа проводится с самыми разнообразными материалами (банки, бутылки, коробки, пластилин и т.п.). Конструирование жилища для различных сказочных персонажей. Дети работают в группах в течение двух уроков, продумывают конструкцию задания для конкретного героя. Затем эта проблема решается в цвете и декоративном оформлении. Работа представляется на всеобщее обсуждение. Группа учеников рассказывает о достоинствах своего архитектурного проекта.


3-й класс. "Искусство на улицах твоего города".


Ребята всю четверть работают над проектом своей улицы, микрорайона:


- ландшафт (река, озеро или пруд, возвышенности, лес или парк). Работа с разными материалами;


- жилые дома, магазины, привязка их к местности, парки, скверы, бульвары, ажурные ограды, фонари и т.д. Работа с природными и другими материалами;


- транспорт. Лепка или бумажное конструирование;


- презентация проекта.


3-й класс. "Художник и зрелище. Художник и театр".Эта тема может разрабатываться методом проекта в течение всей четверти или блоками (1-2 урока). Ученики работают в группах по 5-6 человек:


- афиша, плакат,


- театральный костюм,


- театральные маски или грим,


- декорации,


- защита проекта (постановка спектакля).


3-й класс. "Художник и кино".


Выполнение "кадра" диафильма на альбомных листах, монтаж "кадров" и текстовое сопровождение, презентация работы группы (2 урока).


Заключительный урок года "Что на Земле главное? "


Используя изобразительные средства, дети рассказывают "инопланетянам" о нашей планете: ее природе, людях, животных, предметном мире людей. В группе по 5-6 человек, у которых разный уровень подготовки и темп работы. Каждая группа работает в определенном жанре: одни рисуют пейзаж, другие - людей, третьи - различных животных, птиц, рыб, четвертые - транспортные средства, пятые - предметы быта. Итогом деятельности группы является составление коллективной работы по теме и представление ее на всеобщее обсуждение.


Очень благодатна для работы по методу проекта, на мой взгляд, программа 4-го класса "Искусство твоего народа". Каждая группа может работать над своей темой: жилье человека, народный костюм, предметы быта, архитектурные памятники, народные праздники и обряды. В завершение темы может быть дано театрализованное представление или заслушан отчет о проделанной поисковой работе.


Организуя учебное проектирование, учитель может осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждый ученик вправе выбрать для себя проектное задание определенной сложности. В области изобразительного искусства я считаю целесообразным подразделить учебные проектные задания по доминирующему виду деятельности на:


- поисковые, связанные с обработкой и систематизацией информационного и иллюстративного материала;


- творческие, направленные на создание художественных произведений.


По содержанию учебные проекты делятся на три группы:


- интеллектуальные (реферат -краткое изложение в письменном виде и в форме публичного доклада содержания выполненной работы),


- материальные (изготовление плакатов, таблиц, макетов, оформление интерьера кабинета и т.п.),


- комплексные, включающие обе предыдущие.


Классификация по предметно-содержательной области:


- монопроект, в котором задействован только один предмет -изобразительное искусство (роспись панно по мотивам городецкой росписи для интерьера класса, оформление стенда и т.п.);


- межпредметные проекты, затрагивающие 2-3 и более предметов: ИЗО, технология, музыка, география (разработка эскиза и выполнение герба школы: рисунок, резьба по дереву; проведение фольклорного праздника: написание сценария, изготовление костюмов и декораций, музыкальное оформление; проект озеленения школьного двора).


В начальной школе используется только урочный творческий проект и как дополнение к нему - мини-поисковые задания.


В средней и старшей школе чаще применяется внеурочная проектная деятельность.