Главная >> 5 >> 19

Дарить себя детям с улыбкой

Ольга Валерьевна Шмонина, учитель математики лицея N 82, победитель районного конкурса "Учитель года".


Путь в профессию у Ольги Шмониной не был тернистым: уже в детстве она знала, что будет учителем.


- Хотя кое-какие сомнения все же были, - смеется она, - моя мама работала учителем начальных классов и всегда поздно возвращалась домой с пачками тетрадей. Так в пятилетнем возрасте мечтала стать таксистом, чтобы привозить маму домой. Но уже в 7 лет я твердо знала, что буду только учителем.


Поступить в педагогический институт для Ольги было делом несложным: она закончила престижную 82-ю школу на одни пятерки.


Еще учась на 5 курсе института, Ольга пришла работать в школу, которую закончила сама и так любила. Здесь же когда-то работала ее мама Светлана Сергеевна Горновова, к сожалению, рано ушедшая из жизни, а потому 82-я была особенно дорога молодому учителю.


Свой первый урок Ольга Валерьевна помнит смутно: наверное, сказалось огромное волнение. Ведь это как в омут с головой, и не известно, выплывешь или нет. Ольга не только выплыла, но и "вышла из воды сухой". Контакт с классом был налажен. Хотя, конечно же, молодую учительницу еще не раз испытывали на прочность: то каверзный вопрос зададут, то подвергнут испытанию непослушанием. Но и эти экзамены Ольга Валерьевна выдержала на "отлично".


- Мой первый 6-й класс был замечательным, - вспоминает Ольга Валерьевна, - как, впрочем, все первые ученики. Ребята непоседливые, шебутные, очень разные по уровню развития. Приходилось применять различные игровые моменты на уроках, чтобы тема, даже самая трудная, была понята всеми. Кроме того, считает Ольга Валерьевна, через игровые формы у детей формируется интерес к математике, через них же педагог преподносит и историю математики...


Первый учительский опыт она хранит как бесценный дар, развивая его все годы работы в школе.


Сегодня Ольга Валерьевна уверенно чувствует себя на любом уроке, перед любой аудиторией. А если и случается внутреннее волнение, то окружающим оно не видно.


- Еще на подходе к школе я забываю обо всем плохом, ведь учитель - обыкновенный человек, у него бывают неприятности, плохое самочувствие и настроение, - говорит Ольга Шмонина. - Все это должно остаться за стенами школы. Для учеников - только хорошее настроение, дарить себя детям с улыбкой - вот задача любого учителя.


Ольга Валерьевна свои отношения с учениками строит по принципу "равный с равными". Каждый из них - личность, и ее нужно уважать. Она никогда не боится признавать свои ошибки, неправоту, ей не зазорно извиниться и попросить совета у своих учеников.


Уча других, она ежедневно учится сама. И не только постижению строгих математических правил, формул и теорем, но и восприятию окружающего мира через призму своих учеников.


Математика - наука устоявшаяся и сухая. Но только не для Ольги Валерьевны Шмониной и ее учеников. Для них -математика сродни музыке: так же удивительна и прекрасна. И в этом заслуга учителя, творческого, яркого, ищущего.


Подготовка к уроку - один из краеугольных камней в работе педагога. От того, на сколько подготовленным он придет в класс, на сколько интересно и доступно объяснит новую тему или решение сложной задачи, зависит, комфортно ли будет ученикам, поймут ли они то, что хотел до них донести учитель. А потому Ольга Валерьевна тщательно готовится к каждому уроку, мысленно "проживая" каждую из 45-ти минут...


Чтобы соответствовать современным требованиям, нужно самой постоянно самосовершенствоваться. Особенно в 82-й. Здесь каждый учитель - яркая звездочка, раскрывающая свой талант не только на уроках, но и в научной работе. Ольга Шмонина - не исключение. Третий год в лицее работает экспериментальная площадка по интеграции математики и информационных технологий. Совместно с учителем информационных технологий Светланой Николаевной Тихоновой Ольга Валерьевна проводит спецкурс для учащихся 8-9 классов, на котором ребята знакомятся с возможностью работы в различных информационных сферах, пишут сказки на компьютере и творят еще много-много интересных вещей. Программу спецкурса разработали сами, включив в нее то, чем бы хотели заниматься сами и то, что требует от окружающих современное общество - внедрение мультимедийных технологий в учебный процесс.


Свою главную задачу педагог Шмонина видит не только в развитии интереса к математике как к науке, нужной в любой сфере деятельности, развивающей логику и мышление, но и воспитание неравнодушного ни к себе, ни к обществу человека. Помочь разобраться в себе, своем характере и внутреннем мире.


Ее 11 "б" стоит на пороге самостоятельной жизни, и, по мнению классного руководителя, решение этих вопросов очень актуально.


Как и у каждого учителя, у Ольги Валерьевны есть любимые ученики. Но эти чувства она держит в глубине сердца, а если чем и выделяет "любимчиков", то только повышенным спросом и требовательностью.


Победа в конкурсе "Учитель года" стала своеобразным подведением итогов 15-летней педагогической деятельности. Ольга Валерьевна считает, что эта победа не только ее, но и всего коллектива лицея, учеников, их родителей и, конечно же, семьи.


Семья для Ольги Валерьевны - тихая гавань, где можно укрыться от невзгод, отдохнуть душой и зарядиться энергией.


Девятилетний сын Олег, как когда-то она сама, терпеливо ждет, когда же, наконец, мама закончит свои школьные дела и сможет уделить им с папой внимание. Зато какими яркими бывают часы общения. Вместе музицируют - мама и сын в 4 руки играют на рояле, - поют, играют. Олежка обожает устраивать родителям экзамен: найдет интересный материал по истории, литературе и другим областям знаний - и к родителям...


Основы воспитания закладываются в семье, считает Ольга Шмонина, а потому сыну уделяет все свое свободное время, которого, к сожалению, мало, и которым она очень дорожит... Всей семьей они любят ходить на лыжах, летом - копаться с родителями на огороде.


Есть у Ольги Валерьевны и свои увлечения: она с удовольствием поет в учительском хоре "Лира", выступает на школьных праздниках, различных площадках Сормовского района. Репертуар широкий - от старинных русских романсов до современной музыки.


А еще Ольга Валерьевна любит вязать. Ее любимых мужчин в осенне-зимние холода согревают свитеры и пуловеры, связанные ее руками. В каждой вещи - частичка любви и заботы о них - самых любимых и дорогих.


Вот такая она - совсем не скучная, какими часто считают учителя математики, а наоборот, веселая и жизнерадостная - Ольга Валерьевна Шмонина.


На ее педагогическом пути будет еще много разного: новые ученики, учительские победы, встречи с интересными людьми... Неизменным останется одно: любовь к выбранной профессии - науке под названием математика, и ее ученики - самые-самые в целом мире...