Главная >> 5 >> 19

А поговорить?..

В Концертном зале Чайковского прошла программа "Шекспир и Чайковский". Автором концепции был известный британский знаток русской музыки Джерард Мак Берни, мотором всего действа - дирижер Владимир Юровский, а главной интригой вечера - актер Константин Хабенский.


Открывало программу самое известное шекспировское сочинение Чайковского - увертюра-фантазия, "Ромео и Джульетта". Закрывала забытая музыка к драматическому спектаклю "Гамлет", написанная композитором под конец жизни для знаменитого французского актера Люсьена Гитри, проживавшего в ту пору в Петербурге. Именно эта архивная ветошь, которую решили опять приспособить к делу (выпускник Московской консерваторий Мак Берни взялся за "Гамлета" по заказу Линкольн-центра для американских гастролей РНО, которые продлятся весь март), стала отправной точкой программы, сумевшей даже Чайковского превратить в незнакомца.


Если для кого-то жанр литературно-музыкальной композиции ассоциируется со школьными праздниками, то для Юровского - со школой маэстро Геннадия Рождественского и современными тенденциями в западной концертной практике. Там, кроме качества оркестровой игры, ценится и то, как "сочинена" программа концерта, а профессиональные драматурги уже стоят за спинами не только оперных режиссеров, но и дирижеров.


Качество игры РНО, когда за его пультом тщательный стратег Юровский, - одна из главных радостей в концертной жизни Москвы. Но на сей раз было сделано все, чтобы аплодисменты свести к минимуму. Вместо них в луче софитов в разных концах зала возникал Константин Хабенский с шекспировскими строками - из "Ромео и Джульетты" (чему, помимо симфонической увертюры, соответствовал одноименный дуэт сопрано и тенора из неосуществленной оперы Чайковского в исполнении Татьяны Моногаровой и Всеволода Гривнова), "Бури" (у Чайковского - симфоническая фантазия) и, понятное дело, из "Гамлета".


Последний пункт программы превратился в настоящее театрализованное представление, где нашлось место и черепушке Йорика в руках могильщика (бас Максим Михайлов), и таинственным проходам Офелии (Моногарова) по подсвеченному балкону. В исполнении Хабенского самые выразительные монологи обнаружились у Клавдия. Именно эту роль актер играет во мхатовской постановке Юрия Бутусова.