Главная >> 5 >> 20

Итоги фестиваля

Рынок начинает и выигрывает


Лицо завершившегося 19 февраля международного кинофестиваля в Берлине оказалось женским, несмотря на то, что большинство из 360 представленных фильмов были созданы мужчинами.


Председатель жюри Berlinale-2006 Шарлотта Рамплинг


Сама собой наметившаяся тенденция (большинство показанных картин в той или иной степени были посвящены либо женской теме в политическом, так сказать, разрезе, либо просто женщине в различных ее ипостасях, вплоть до самых интимных проявлений) отразилась и в том, что главная награда фестиваля - "Золотой медведь" за лучший, по мнению жюри, конкурсный фильм, - досталась опять-таки женщине, молодому боснийскому режиссеру-дебютанту Ясмиле Збанич.


Однако как бы ни радовались обладатели наградных "Медведей" своим победам, а берлинские киноманы - празднику фестиваля, правившему городом в течение полутора недель, цель у столичного киномарафона все же не развлекательная. Berlinale, в течение пяти лет руководимый Дитером Коссликом (Dieter Kosslick), - не культурологическая штучка в себе, а гигантское предприятие, цель которого - банальный экономический эффект. Ну нет больше в Европе средств на капризную культуру! А в Германии содержать ее и вовсе не на что. А жить-то надо. Вот и превращаются некогда элитарные кинофорумы из "существительных" в "прилагательные" рекламные кампании, обслуживающие прокат. Что и отразилось в фестивальной программе, не блеснувшей в этом году ни одним киношедевром.


Хорошо это или плохо - рассуждать бессмысленно. Экономическая ситуация в стране такова, какова есть. И виноваты в этом вовсе не кинематографисты. И уж тем более не организаторы кинофестиваля.


Но, как мне показалось, с этой данностью смирились теперь даже зануды-критики, существующие на "седьмом небе" мирового кинопроизводства. В этом году в Берлине из их стана не раздалось ни одного стона с придыханием по поводу нашпигованности фестивальной программы картинами, выходящими на широкий экран уже в феврале-марте. А Дитер Косслик в свою очередь не упустил шанса выразить критикам благодарность за такт. "Я рад тому позитивному и бодрому настроению, которое царило в этом году на фестивале", - сказал директор Berlinale на церемонии награждения победителей. И не без гордости перечислил при этом собственные победы. 150 000 билетов и 5600 сувениров, проданных публике, более 30 000 номеров в отелях, снятых гостями, участниками фестиваля и журналистами. Но главное - новый Европейский кинорынок (European Film Market), бойко работавший в рамках нынешнего фестиваля в помещении выставочного комплекса Martin-Gropius-Bau.


Астрономический оборот мировой (читай - в основном, заокеанской и восточноазиатской) киноиндустрии, составивший к 2004 году 24,5 млрд. долларов, щекочет воображение впечатлительных, но здорово обедневших западноевропейских политиков. Им стало, наконец, интересно - что же это там такое показывают в кино, что к 2008 году та же индустрия намерена сделать уже 55 млрд. оборота? Ведь смешно сказать, но уже и в Восточной Европе научились собирать отменный киноурожай. Одна только "Девятая рота" Федора Бондарчука сделала за 4 месяца проката кассу в 25 млн. долларов. Оттого на новый берлинальский кинорынок, где работали представители 250 кинокомпаний и где были предложены к продаже 650 фильмов, поспешили заглянуть ведущие немецкие политики во главе с самой Ангелой Меркель.


Приведет ли интерес фрау канцлер к оживлению ситуации в немецком кинематографе, сказать трудно. Но, уж как минимум, Дитер Косслик настроен оптимистически. "Организацией Европейского кинорынка мы заложили последний камень в фундамент обновленного Berlinale, - сказал он журналистам. - Наша инициатива была принята кинематографистами позитивно и принесла свои первые реальные плоды".