Главная >> 5 >> 20

ГЕРГИЕВ ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

В Москве открылся Пасхальный фестиваль


В Большом зале консерватории состоялся торжественный концерт, ознаменовавший открытие V Московского Пасхального фестиваля. Несмотря на солидный официальный статус мероприятия, Валерий Гергиев постоянно импровизирует, внося изменения в правила работы и расширяя пространственно-временные рамки фестиваля.


Пасхальный фестиваль, отмечающий в нынешнем году первый юбилей, переживает пору бурной творческой молодости. Он напоминает ударную стройку, где уже не раз случались авралы и сверхурочные работы, а организаторам не удается расслабиться ни на минуту. Уже несколько раз подряд торжественная церемония открытия Пасхального фестиваля начиналась в семь вечера в ММДМ. Но стоило публике к этому привыкнуть, как Гергиев перенес церемонию в Большой зал консерватории. Причем началась она на два часа позже, чем обычно: маэстро, днем дирижировавший оркестром в другом конце Европы, попросил немного отложить московский концерт.


По уже сложившейся традиции, вечер открыли мэр Москвы Юрий Лужков, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой и Архиепископ Истринский Арсений. Лужков объявил, что пора менять название фестиваля, поскольку из московского он незаметно перерос в региональный (в нынешнем году около ста концертов состоится в 17 российских регионах). Швыдкой отметил, что Москва, как прежде, остается центром, объединяющим разные города, архиепископ обратился к залу с апостольским приветствием "Христос воскресе!" (зрители на редкость стройно прокричали в ответ: "Воистину воскресе!") и прочел послание патриарха. А Гергиев, не тратя времени на торжественные речи, сразу встал за дирижерский пульт оркестра Мариинского театра.


Программу первого фестивального вечера маэстро посвятил русской музыке, по обыкновению смешав христианские и языческие темы: вслед за пасхальной увертюрой Римского-Корсакова "Светлый праздник" оркестр исполнил балет-сюиту Стравинского "Жар-птица". В обоих произведениях шла напряженная борьба светлых и темных сил. В итоге оркестр под управлением Гергиева победил зло и привел слушателей к долгожданному просветлению. Из-за позднего начала концерта дирижер хотел ограничиться двумя опусами, но публика, привыкшая выпрашивать аплодисментами дополнительные номера, выхлопотала увертюру из "Руслана и Людмилы" Глинки и "Пляску скоморохов" из "Снегурочки" Римского-Корсакова.


В нынешнем году программа фестиваля посвящена 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. В ретроспективе сочинений композитора - концертное исполнение оперы "Нос" (со знаменитым ансамблем из восьми дворников и сценой погони, где играют только ударные инструменты) и четыре симфонии. Фестиваль, начинавшийся пять лет назад как пасхальная музыкальная неделя, будет проходить почти полмесяца. Но Гергиев проведет с москвичами всего семь дней. Исполнив Первую и Пятнадцатую симфонии Шостаковича, он вместе с оркестром отправится в путешествие по регионам и вернется только 6 мая, чтобы сыграть III действие "Валькирии" Вагнера, в которой партию Вотана исполнит прославленный бас-баритон Брин Тефель, ни разу не выступавший в Москве.


В отсутствие Гергиева Камерный хор шведского радио, Таллинский камерный оркестр и квартет солистов из Швеции выступят с двумя концертами, посвященными 250-летнему юбилею Моцарта. Москвичи услышат духовные сочинения композитора - "Реквием", "Коронационную мессу", а также два музыкальных раритета: "Литанию к таинству святых даров" Моцарта и увертюру к опере Йозефа Мартина Крауса "Олимпия", которого в Швеции называли не иначе как "шведский Моцарт". А еще гостей фестиваля ждет хоровая программа и "звонильная неделя" с пасхальным звоном колоколов, переходящим из одного храма в другой.Фото:


- На открытии Пасхального фестиваля на лице Валерия Гергиева явственно читалось просветление