Главная >> 5 >> 20

Узоров почти не осталось

Перед нами официальные итоги конкурса "Узорчатый занавес" , которые были оглашены в День театра со сцены ЧГАДТ им. К. Иванова.


Собственно, названы были - и это едва ли не впервые в истории торжественных церемоний "Чёнтёрлё чаршав" - лишь номинации и имена лауреатов. Так что мы, как и все присутствовавшие в тот вечер в театре, не знаем, за что именно, к примеру, получил диплом Александр Степанов (Партта), выдвинутый двумя театрами за драматургию двух разных пьес. Или за что вручены специальные призы жюри. В чем мы абсолютно убеждены, так это в том, что в режиссуре церемонии, довольно лаконичной (режиссер Н. Корчаков), очевидны были шероховатости. А вот что касается работы учредителей премии и жюри, то здесь говорить придется уже отнюдь не о досадных недоразумениях.


Так, например, остались без главной и абсолютно заслуженной награды Театр оперы и балета и режиссер Людмила Налетова, поставившая, без сомнения, самый масштабный и самый яркий в Чувашии спектакль 2006 года. Режиссерская номинация создана, казалось бы, специально для Л. Налетовой... Однако, ЧГТОиБ выдвинул в число соискателей приза не режиссера, а дирижера спектакля Сергея Вантеева. Мы не склонны думать, будто руководству оперного не известны такие дефиниции, как дирижер и режиссер. Еще совсем недавно за создание спектакля "Свадьба Фигаро" тот же худсовет выдвигал режиссера, а не дирижера. Дело все в том, что Л. Налетова - москвичка и, поставив прекрасный спектакль, благополучно отбыла к месту своего проживания. А в театре взяли за правило: как только за человеком закрывается дверь, о его заслугах забывают. (К примеру, не так давно поставлен балет "Баядерка". Когда решили выдвинуть его на Госпремию, в список соискателей не включили дирижера М. Адамовича и балетмейстера Б. Бланкова. И все потому, что один оказался москвичом, другой - питерцем. ) "Ошибку" выдвиженцев заранее мог и должен был исправить оргкомитет конкурса, но там, как оказалось, тоже озабочены исключительно местным масштабом и престижем премии. "Зачем надо, чтобы наши деньги уходили за пределы республики?" - вразумляют непонятливых культурные чиновники.


Естественно, жюри конкурса (председатель В. Яковлев) пришлось выбирать победителя из того, что представлено на творческое состязание грамотно. Слава Богу, в числе таковых оказался замечательный спектакль "Собаки" , поставленный в ТЮЗе Станиславом Васильевым. От души поздравляем нового главного режиссера театра и весь его коллектив, выглядевший на нынешнем празднике как никогда дружно, молодо и задорно. На сей раз ТЮЗ взял аж три самые престижные награды. Диплом за лучшее исполнение женской роли тоже отправился в театр имени М. Сеспеля в руки красавицы и умницы Ольги Михайловой, а диплом за драматургию - к актеру А. Степанову (Партта).


Остался без награды композитор Андрей Галкин, написавший музыку к спектаклю Театра кукол "Сказка о мертвой царевне". Его музыка, по существу, - первая детская опера в республике. Уж как бы ее не отметить! Да, поставлена неинтересно, актеры играют по большей части вяло, сценография никудышняя. Но ведь в жюри конкурса есть опытный музыковед! И куда, наконец, смотрели все остальные члены жюри? Почему-то никто не обратил внимания, что ради А. Галкина худсовет театра не выдвинул претендентов на главную номинацию. Позиция, согласимся, заслуживающая, по крайней мере, понимания. А ставший лауреатом в этой номинации Юрий Григорьев даже не пришел за наградой...


В музыкально-исполнительской номинации победа досталась Марии Елановой, но и она не явилась на торжество. Юлии Мельник, отмеченной специальным призом жюри, директор театра Е. Абрамова также доставляла ее диплом на рабочее место. Опять дежавю. К примеру, год назад, когда А. Восканян, получивший награду за странный по своим эстетическим достоинствам спектакль, уже находясь в кулисах Русского театра, не пожелал сделать три шага на сцену за своим призом. Лучший спектакль года с более чем красноречивым названием "№13" вскоре исчез из репертуара. Зато А. Восканян не явился на нынешнюю церемонию уже не только как номинант, но и для того, чтобы вручить цветы старейшей актрисе своего театра А. Баулиной. Поступок не совместимый ни со статусом главрежа, ни порядочного человека.


Празднование 80-летия Антонины Николаевны стало кульминацией праздника театра. Присутствующие встретили актрису стоя. От имени жюри ей был вручен диплом за победу в номинации "Лучшая актерская эпизодическая роль". Судя по ответным словам юбилярши, получить в столь почтенном возрасте награду за эпизод, тем более, в третий раз - это не совсем то, чего ей бы хотелось. Актриса мечтает о большой настоящей роли, которая у нее, "видимо, впереди". Не заметить горькой иронии в словах юбилярши было невозможно.


Зато предвидеть такую реакцию артистки, конечно же, можно было заранее. Вот тут бы и пригодился специальный приз жюри. Но... Об этом никто не подумал, равно как и том, что эпизодическая роль Ларисы Родик в "Комнате невесты" , вызвавшая наибольший отклик в сердцах любителей и профессионалов театра, не была даже заявлена на участие в конкурсе. Словом, опять все получилось, как всегда.


Все, да не все. Жюри и оргкомитет на сей раз превзошли самих себя - оказалось, в этих инстанциях не нашлось человека, который смог бы грамотно разложить восемь бумажек с именами победителей в восемь соответствующих конвертов. Поразительное головотяпство обнаружилось в самом начале церемонии, во время оглашения победителя в драматургической номинации. Позор! Так стоит ли удивляться, что нынче двенадцать из двадцати восьми номинантов конкурса вообще не появились на звездной дорожке "Узорчатого занавеса" во время церемонии представления? В их числе четверо худруков и главрежиссеров -


B. Проворов, Ю. Филиппов, А. Восканян,


C. Вантеев. Высокие гости театрального праздника - руководители творческих коллективов В. Тургай, М. Яклашкин, Ю. Васильев, Ж. Ильина - со своими поздравлениями пришли, а их коллеги, хозяева праздника, не явились. Не вышли к зрителям даже такие не склонные к неформальным поступкам люди как В. Федоров, главный художник ЧГТОиБ, режиссер ЧГАДТ А. Павлов. И все это, заметим, знаковые для нашего театра люди.


Артисты Театра кукол во главе с Ю. Филипповым тоже проигнорировали финал конкурса, организовав празднование у себя в театре. По-видимому, точно так же было и в Экспериментальном театре. И это самая наглядная оценка работы оргкомитета конкурса и его жюри, независимо от того, желают они или нет признавать очевидное.