Главная >> 5 >> 20

"Всем бы больницам - по железной дороге..."

В этом году ГП "Железная дорога Молдовы" завершает основной этап решения социальных проблем. К профессиональному празднику завершены три крупных объекта: жилой 42-квартирный дом в Бэлць, в котором очередники получили бесплатное жилье, а также после капремонта - Центральная клиническая больница в Кишиневе и больница с поликлиникой в Унгень. Несколько позже в столице будет готов еще один жилой 54-квартирный дом, который строится с финансовым участием жильцов.


Наказ выполнен


Реконструкции и возвращению былого значения ЦКБ руководство Молдавской магистрали придает особое значение, поскольку из социальных проблем проблема здоровья работников - наиболее важная. А на железной дороге медицина - это еще и часть технологического процесса.


В ноябре 2002 года, благодаря содействию президента страны, отторгнутую ранее ЦКБ вернули предприятию. К тому времени в этом медучреждении царили разорение и запустение, из 460 койко-мест заполненными были 40-50. Первым делом ЖДМ погасила перед медперсоналом долг по зарплате за девять месяцев 2000 г. в размере 2, 6 млн. леев и 5, 4 млн. леев долгов ЦКБ по коммунальным услугам. За полтора года дорога поднимала зарплату работникам больницы несколько раз, увеличив ее более чем в два раза (сегодня врач со стажем 15 и более лет получает порядка 1500 леев, что выше, чем в городских стационарах). И уже полтора года предприятие занимается капитальным ремонтом этого объекта и его современным оснащением, на которые потрачено порядка 20 тыс. леев, не считая пристроенного к больнице оздоровительного центра. В конце апреля ЦКБ заключила договор с Национальной компанией по обязательному медицинскому страхованию и обслуживает и железнодорожников, и всех желающих по полисам. В их лечении принимает участие и профессура госмедуниверситета, т.к. ЦКБ является его клинической базой.


Железнодорожники помнят, как год назад, на церемонии официального открытия столичного вокзала после реконструкции Президент РМ Владимир Воронин перед госпредприятием поставил задачу сделать ЦКБ образцово-показательной, лучшей в молдавской медицине. Год спустя можно сказать, что наказ выполнен, правда, еще не закончена "начинка" ее оборудованием.


Впечатление - небольничное


Автору этих строк довелось наблюдать все этапы восстановления ЦКБ - от стадии "отдирания" фасада и заделывания швов силиконом до сдувания последних пылинок накануне открытия. "НМ" писала об обновленных отделениях больницы - травматологическом, неврологическом и кардиологическом, не работавшем последние три года. Их пациенты сравнивали свое пребывание в них с санаторием. Весть о хорошем лечении в комфортных условиях распространилась быстро. Как-то к генеральному директору предприятия Мирону Гагаузу пришел внук бывшего железнодорожника, который уволился еще в 1966 г.(!), с просьбой взять на лечение его деда (для ветеранов тоже предусматривались льготы). Вопрос решили положительно лишь потому, что дед - участник ВОВ. Не успели высохнуть чернила на бумаге, как звонит главврач больницы: "Больной уже у нас".


В июне после капремонта открылись терапевтическое и офтальмологическое отделения. В терапии для полного комфорта осталось только заменить кровати (другой стационар с ними ни за что не расстался бы - еще крепкие, но вид уже не тот). Все остальное - новое. По вечерам в холле пациенты рассаживаются перед телевизором. На полу - толстый ковер, на окнах - красивые занавески, много цветов. Впечатление - небольничное. Однако хотелось узнать и мнение тех, для кого все это создавалось.


Анатолий Мелинтий, работник Дирекции по обслуживанию пассажиров (занимает полулюкс): "Я лечусь здесь третью неделю с диагнозом гепатит "С", который сложно было поставить, т.к. характерных признаков не было. Тем не менее врачи с этим справились. Их отношение к больным очень доброе. Питание тоже хорошее, его вполне достаточно. Друзья, родственники если что-то приносят, то только как знак внимания, а не для спасения от голода. Лекарства по полису бесплатные".


Владимир Мындру, старший охранник в управлении ЖДМ: "В больнице я четвертый день с диагнозом эрозия желудка. Лечился здесь и год назад и вижу большие перемены. Очень чистенько, после ремонта приятно зайти в отделение, за что особая благодарность. Лекарства бесплатные, врачи внимательные. Плохого нечего сказать, потому что здесь очень хорошо. Чтобы так было и дальше! Желаю руководству железной дороги и медперсоналу больницы крепкого здоровья за то, что создали нам условия, как в санатории".


Однако хорошие условия теперь есть и для работы медиков. Заходим в кабинет старшей медсестры Натальи Грозы. Кроме письменного стола и шкафа в нем находятся пару мягких кресел у журнального столика, рядом оборудован "чайный" уголок (чайник, сервизик), чтобы в свободные минуты медсестрам можно было перекусить и отдохнуть. Начальник врачебно-санитарной службы Александр Баркарь говорит, что в таких условиях, если к персоналу будут претензии, администрации можно и спросить: "Что вам мешает хорошо работать? И больной видит, что все здесь соответствует".


Несмотря на то, что финансировались все отделения из одного источника, выглядят они по-разному, потому что их заведующие сами заказывали для них оснащение. Например, только в офтальмологии в четырехместных палатах есть небольшой гардероб, разделенный на четыре узкие секции; прикроватные тумбочки на колесиках легко отодвигаются, а прикрепленная к их тыльной стороне доска превращается в столик. В хирургии (завершено к Дню железнодорожника), чтобы светлые стены коридора не обивались каталками, на высоте последних прибиты узкие панели под дерево, в палатах - многофунциональные кровати стоимостью по 500 долларов.


Но самое красивое и уютное отделение - кардиологии. Все благодаря хорошему вкусу и художественным наклонностям его заведующего Александра Перетятко, который вместе со своими друзьями из фирмы "Альмира" разрабатывал дизайн и проектировал мебель для номеров-люкс и полулюкс. Если врач вкладывает так много души в то, чтобы его пациентам было комфортно лечиться, значит, они заранее ему небезразличны.


По последнему слову


Особого внимания заслуживает офтальмологическое отделение. Его заведующий - профессор Валерий Кушнир, являющийся руководителем курсов усовершенствования врачей Госмедуниверситета, заказал самое современное оборудование ведущих мировых производителей, в основном из Германии и США. Гордость профессора - уникальный операционный микроскоп фирмы "Карл Цайс", который позволяет не только работать хирургу во время операции, но и передавать изображение на экран ассистенту, а также врачам - в ординаторскую и записать ход операции. Благодаря этому можно проводить анализ операции и обучать врачей, которых планируется привлекать не только из нашей республики, но и извне, чтобы рос престиж клиники и университета.


От всемирноизвестной фирмы "Алкон": аппарат "Легас" последнего поколения предназначен для удаления катаракты, "Витреотом" - для лечения последствий сахарного диабета - диабетической ретинопатии, внутриглазных кровоизлияний, отслоение сетчатки, внутриглазных опухолей. В ЦКБ появился в настоящее время единственный в Молдове эндолазер, используемый как в амбулаторных, так в операционных условиях, будучи адаптированным к вышеупомянутым "Витреотому" и биомикроскопу для лечения диабетической ретинопатии и названной патологии.


Также приобретен компьютеризированный периметр (аппарат для исследования полей зрения), который позволяет более точно устанавливать диагноз и обеспечивает сохранение информации, сравнивая данные в динамике в случае выявления какой-либо патологии. Это очень важно, ведь если поезд ведет больной машинист, то на карту поставлена жизнь сотен людей.


Другой прибор с дистанционным управлением позволяет определяеть остроту зрения у детей и взрослых. Он диагностирует близорукость, дальнозоркость, астигматизм и даже назначает очки. Ультразвукой аппарат помогает выявлять многие заболевания, в том числе опухоли, кровоизлияния, отслойку сетчатки, и выдает документальное подтверждение исследования в виде фотографии. Кстати, ЖДМ планирует установить доплату врачам за работу на такой сложной технике, а также за вредность при работе с лазером.


- В нашем отделении, в котором работают высококвалифицированные врачи, будет применена система полной реабилитации пациентов. В его диагностические кабинеты может прийти любой желающий и получить всю гамму исследований глаз для установления диагноза и назначения соответствующего консервативного или хирургического лечения, - говорит Валерий Никонович.


Просто класс!


- Молдавская железная дорога - единственная в регионе, которая не имела своего оздоровительного центра. На Одесской - девятиэтажный корпус на 1000 мест, у белорусов - расположенный в лесу профилакторий на 500. Мы построили реабилитационно-оздоровительный центр всего лишь на 32 места. Это - очень мало, учитывая наш ресурс - 16 тысяч железнодорожников, около 7 тысяч пенсионеров плюс члены их семей. Часть путевок и курсовок оплатит профсоюз, часть - администрация и что-то - сам отдыхающий. Но двери открыты и для всех желающих, - сказал Мирон Гагауз.


Жилая часть центра расположена в основном корпусе больницы. Это семь одно-, двенадцать двухместных номеров и один супер-люкс для VIР-персон. Во всех рядовых номерах - ламинатный паркет, импортная сантехника и кафель, красивая светлая мебель, в тон светильники и занавеси. VIР-апартаменты - почти квартира с отдельным входом с гранитного крылечка. Бронированная дверь ведет в холл, куда выходят кабинет-гостиная, обставленный роскошной итальянской мебелью в изумрудных тонах, и подобающая белая спальня. К последней примыкает ванная комната, которая, наверное, стоит дороже, чем первые две комнаты вместе взятые. Душ-кабина - она же и сауна, здесь же и гидромассаж, и светомузыка, и телефон. Рядом - джакузи, тоже с радио, которое автоматически отключается, когда звонит телефон (трубки нет, просто включается динамик). Надо ли говорить, что звук - стерео? А также есть обычный душ, когда хочется просто помыться. Все вместе производит грандиозное впечатление.


Пристроенный одноэтажный корпус поражает своим внутренним убранством. Тому, кто побывал в здании кишиневского железнодорожного вокзала, легко это представить, поскольку отделка - в том же фирменном стиле от совместного молдо-болгарского предприятия "Конструктпроект", которое работает от проектирования до сдачи объекта под ключ (в данном случае оно управилось менее чем за четыре месяца). Тоже гранитный пол, отделка части стен мрамором, подвесные фигурные потолки, прохлада и тепло - из конвекторов. Надо отдать должное, дизайнеры в этом СП - супер-профессионалы. Ими все продумано до мелочей. Например, столовая на шесть четырехместных столиков. Под каждым из них - круглые коврики, скатерти - им в тон, а салфетки выложены молдавским триколором. На стенах висят несколько неслучайных картин небольшого размера в специально заказанных рамах. В центре столовой журчит фонтанчик. Пол помещения - в двух уровнях. Оформление окон - для отдельного рассказа.


Кроме традиционных физпроцедур, которые можно получить в физиотерапевтическом отделении больницы (в определенные часы оно будет обслуживать только отдыхающих), здесь есть рефлексотерапия, солевая комната, стилизованная под пещеру (стены выложены блоками каменной соли), - для лечения дыхательных путей, ингалятор, грязевые ванны, жемчужные ванны (специально для этого предназначенные, а не обычная ванна с опущенным в нее шлангом, подающим кислород), массаж, тренажерный зал, косметолог и т.д. В отделении водных процедур две классные сауны, довольно большой бассейн с волнами, джакузи, солярий. Бильярдная совмещена с кафе-баром.


Честно говоря, в таких условиях хочется оздоравливаться на родине, а не ехать в чужие края, где все это будет несравнимо дороже. К тому же ЦКБ расположена в тихом месте - на Малой малине, окружена зеленой зоной. Цены на путевки и курсовки пока не определены, но обещают быть приемлемыми. Реабилитационный центр начнет работу в октябре.


Цена вопроса


Медицина - сфера финансовоемкая. Восстановленная ЦКБ - тому подтверждение. Каждое из шести отделений в среднем обошлось предприятию в 1-1, 2 млн. леев, не считая медицинского оборудования. (На оснащение им уже израсходовано 15 млн. леев, только для офтальмологии - на 309 тыс. долларов), отделка фасада - 4, 8 млн., профилакторий - порядка 15 млн. Всего - по предварительным данным, около 38 млн. леев. В целом на железнодорожную медицину вместе с зарплатой персонала запланировано израсходовать порядка 52 млн. леев.


Койко-место в любом отделении с трехразовым питанием стоит 70 леев, по страховому полису - бесплатно. Все остальное оплачивается по тарифам, действующим в республике. Как сообщил начальник врачебно-санитарной службы ЖДМ Александр Баркарь, за шесть месяцев нынешнего года в больницах дороги (в Кишиневе, Бендерах и Бессарабской) пролечено 4900 человек, или на 700 человек больше, чем в 2003-м. Из них 3150 - железнодорожники.


За два месяца по полисам ОМС услугами железнодорожных медиков в стационарах воспользовались 441 человек, из которых около 50 не являются работниками предприятия. Единственный отрицательный момент - когда заключался договор с Нацкомиссией по обязательному медстрахованию, еще не работала офтальмология, поэтому она не включена в план обслуживания по полисам. Пока не внесут изменения в договор, это отделение будет обслуживать только за плату. Но, надеемся, недолго.


На официальном открытии обновленной ЦКБ, состоявшемся в минувший вторник, замминистра транспорта и связи Ион Матей признался присутствующим, что увиденное его поразило, теперь главное - сохранить это. Как отметили профсоюзные лидеры: железнодорожного профсоюза - Пантелей Висан и ассоциации независимых профсоюзов "Солидаритатя" Леонид Маня, реализация такого большого социального проекта стала возможной благодаря тому, что в нашем государстве есть социально направленный президент, социально направленный парламент, социально направленное правительство и социально направленное руководство железной дороги Молдовы. Поздравлявший железнодорожников президент Ассоциации технико-медицинских технологий и СП "Молдам" (поставляет ЦКБ медоборудование) Владимир Герман повторил слова знакомого врача, работающего в одной из столичных больниц: "Если бы и другим больницам - по железной дороге и по Мирону Ульяновичу..."