Главная >> 5 >> 22

В КРАЮ КАЛИНЫ КРАСНОЙ

Богато палитра покатившихся по земле Вологодской праздников и встреч, возрождающих национальное самосознание и чувство собственного достоинства русского человека.


А КАЛЕНДАРЕмакушка лета, а продрогшая от дождей Вологодчина все никак не могла дождаться настоящего тепла. Готовясь к традиционному Дню города с его уходящей корнями в далекие времена и возродившейся в последние годы знаменитой Кирилловской ярмаркой, глава администрации Кирилловского района Николай Дьяков с тревогой поглядывал в хмурые небеса. Буквально накануне праздника, который не мог не состояться по определению, на город и его окрестности обрушился такой град, что помяло даже иные угодившие под стихию легковушки. Повторись нечто подобное снова, и не всякий коробейник рискнет семь верст киселя хлебать.


Впрочем, кирилловцы, к капризам Русского Севера привычные, рук не опускали. В старинном парке, невзирая на непогоду, обустраивался Город мастеров. Подле могучих крепостных стен Кирилло-Белозерского монастыря и у Дома культуры возводились сценические подмостки. Раскидывали яркие шатры и видавшие виды палатки устроители аттракционов, рыбаки, вездесущие пивовары, шашлычники. Из распахнутых окон клуба далеко окрест разносились такие распевки самодеятельных артистов, что сразу было ясно: эти выйдут на сцену под любым дождем.


Чудо не чудо, но факт. Впервые за все нынешнее ненастное лето именно субботнее праздничное утро засияло в Кириллове такой безмятежной небесной лазурью, что сюда чуть не с первыми петухами со всех сторон потянулись враз повеселевшие ремесленники, "челноки", народные таланты и всяк, кто хочет себя показать и на других поглядеть.


И закружился пестрый людской муравейник. Прибаутки нахваливающих свой товар зазывал, переборы гармонистов, песни, частушки, переплясы, духовитая рыбацкая уха прямо на берегу Сиверского озера, разукрашенные конские повозки, восторженная малышня верхом на пони, визг, писк, смех - все смешалось воедино, заражая каждого особой ярмарочной энергетикой и приподнятым настроением. Даже погоде, по-северному подшучивая, люди простили всю ее долгую немилость: мол, наконец-то наступило лето, и хорошо, что оно совпало с выходными.


Не обошлась без шуток и небесная канцелярия. В самый разгар концерта, когда у открытой эстрады собрались и стар, и млад, принесло-таки тучу, накрывшую и артистов, и публику теплым грибным дождичком. Никто и не подумал укрыться. Ответом на незлобивый вызов небес стала песня про то, как "полгода плохая погода, полгода совсем никуда". Гости праздника из города Сокол, замечательные исполнители от клуба авторской песни "Доверие" Татьяна Орлова и Александр Ханин с присоединившейся к ним Еленой Карасевой из подобного вологодского клуба "Откровение" пели с таким чувством, что подхватила вся площадь: "...но откладывать жизнь никак нельзя!" Похоже, небеса прислушались, и замаячившая на горизонте грозовая армада, урча и погромыхивая, прошла мимо в сторону Вологды.


- Как обстановка, как ваша ярмарка?! - названивали из областной столицы кирилловскому голове, костеря проливной дождь за своим окном.


- Ну это у вас хлещет, а у нас благодать! Зря, что ли, город всю ночь молился! - с легкой душой рапортовал неутомимый Дьяков, успев уже и перед земляками выступить, и прилавки сельсоветов обойти, и Город мастеров проведать, и с коллегами из соседних районов дела обсудить. Гости благодарили за хлеб-соль, к себе приглашали, принимая у кирилловцев покатившуюся по Вологодчине своеобразную ярмарочную эстафету, где у каждого района своя изюминка. Неизменно одно: обилие талантов, мастеровитость населения и его глубинное нестяжательство, что по нынешним временам по меньшей мере поражает. Вспомнился случайный разговор с деревенским пареньком на одном из зимних фестивалей "В снегах Кириллова". Тогда он вместе с отцом продавал, труд недорого ценя, удивительные деревянные поделки - миниатюрные копии северных часовен, мельниц, прялок, собранных, как и оригиналы, без единого гвоздя, поражая точностью крохотных деталей и филигранностью работы. Народ вокруг восхищенно ахал, удивлялся, хвалил золотые руки игрушечных дел мастеров, но торговля шла ни шатко ни валко. Местному люду, у которого каждый рубль на счету, было не до забав, а приезжих ценителей раз-два и обчелся.


- А стоит ли этим вообще заниматься? - с грустью спрашивал молодой подмастерье, украдкой оглянувшись на молчаливого отца, который только что, махнув рукой, попросту отдал дивной красоты часовенку для какой-то выставки. Просто так, за "спасибо".


- Еще как стоит! Перемелется - мука будет. За вашими чудо-поделками еще в очередь встанут, - убеждали парня прикатившие на праздник москвичи, пока тот заворачивал кому ветряную мини-мельницу, кому ажурную прялочку.


Гости знали, о чем говорят. В столице ничего подобного нынче днем с огнем не сыщешь. Все забито чем-то сплошь иноземным, чужим или таким аляповато псевдорусским, что с души воротит.


В том, что люди истосковались по своему, родному, настоящему, убеждала и нынешняя Кирилловская ярмарка. В то время как торговцы турецко-китайским ширпотребом, оккупировавшие со своими палатками чуть не всю центральную улицу, явно скучали, в Городе мастеров товар уходил, что называется, влет. Купленные за смешные деньги плетеные короба, корзины, туески тут же доверху заполнялись и чисто сувенирными штучками, и вполне практичными вещами, будь то разная керамика, домотканые половики и даже валенки, забавно контрастирующие с палящим солнцем и буйной зеленью вокруг. Ничего не попишешь, долгая северная зима себя особенно ждать не заставит.


- Да какую же выбрать? - терялись покупатели, столпившись у лотков Белозерской школы ремесел, заполненных барышнями и сударынями, искусно сделанными из льна и мочала. Что ни кукла - ни одной похожей. А уж какие все пригожие! На какую ни глянь, невольно сам разулыбаешься.


- Так и должно быть, - открывает свои маленькие секреты мастер Светлана


Колпакова. - Никогда не сажусь расписывать кукле личико в плохом настроении, только в хорошем...


У детворы свои предпочтения. Сувенирную красавицу, как она ни хороша, особенно не потискаешь, не то что тряпичных кукол, в какие играли еще далекие прабабки. Эти нехитрые Иваны да Марьи приводили малышей в такой неописуемый восторг, что никакие шикарные Барби рядом не стояли.


Вообще детям земли Вологодской повезло расти здесь, на заповедном Русском Севере. Умные взрослые по мере сил держат оборону, защищая подрастающее поколение словом и делом от наносных разрушительных поветрий нашего времени. Как когда-то на Куликовом поле беспримерной стойкостью и высокой жертвенностью прославилась белозерская дружина, ценою собственных жизней заплатившая за победу над неприятелем и спасшая от гибели святого князя Димитрия Донского, так сегодня на Вологодчине своим последним редутом, своим засадным полком называют учителей.


В то время как слова "патриотизм" и "духовность" в устах политиков всех мастей превращаются в стертые пятаки, в здешних детсадах, школах и даже музеях именно эти понятия стали основой современного воспитания. Правда, между тем, о чем так пафосно вещают с трибун, и тем, о чем доверительно беседуют с детьми на Вологодчине, есть разница, и существенная. Здесь с малолетства прививается патриотизм непафосный, негромкий, основанный на сердечной привязанности к родному дому, родной земле, стремлении к укорененности, на желании творить добро, знать о родине как можно больше, включая природу, историю, сегодняшний день.


Вот уже около семи лет полторы тысячи местных педагогов и воспитателей внедряют на практике уникальный образовательный проект "Истоки", в основе которого лежат фундаментальные ценности бытия русского человека, не имеющие никакого отношения к оголтелому национализму, уже потому что среди первых таких ценностей стоит и уважение к людям других национальностей, другой культуры. К слову, после того, как учебник "Истоки" доктора исторических наук, профессора Вологодского государственного педуниверситета Александра Камкина и его единомышленников получил федеральный статус, его приняли на вооружение уже в двенадцати регионах страны. Это добрый знак. Так считают и съехавшиеся в Белозерск участники большой межрегиональной конференции "Духовность и современное общество". На такое бы мероприятие да выездное заседание Госсовета!


Не успела закончиться научная конференция, как стартовал межрегиональный фестиваль "Белоозеро-2004", который шестой год подряд - главное событие Дня города Белозерска, отмечающего ныне 1142-ю годовщину. Вспомнили белозерцы и еще одну дату. В 1974 году, ровно 30 лет назад, именно здесь проходили съемки фильма "Калина красная". Неделя художественных и документальных фильмов "По следам "Калины красной", посвященная памяти режиссера и актера Василия Шукшина, прошла при полных залах.


Пока на Белом озере вовсю радовались белым ночам, ибо дня участникам фестиваля явно не хватало, на озере Кубенском в селе Устье мотив свой. Сюда, на традиционный областной конкурс, собрались мастера-лодочники. Командовал парадом, как и прежде, возглавляющий жюри адмирал Попов.


- Да вы приезжайте к нам, в Сокольский район, на Петра и Павла, - приглашали радушные сокольчане. - Такой широкой ярмарки, как наша, Петровская, еще поискать.


...Воистину "в этой деревне огни не погашены, ты мне беду не пророчь...". Эту песню на стихи Николая Рубцова на Вологодчине знают и поют всюду. Хором, дуэтом, соло. Как получится. Хорошо получается.