Главная >> 5 >> 25

Кто с песней по жизни шагает...

Борис Клименко помнит историю почти каждой из пяти тысяч пластинок, что хранятся у него дома. Коллекцию записей Борис Александрович собирает большую часть своей жизни. И если раньше это были исключительно пластинки, то последние несколько лет собрание пополняется аудиокассетами и дисками, так что к пяти тысячам пластинок прибавилось около 250 записей на современных носителях.


Гармошка для Бориса


Страсть самарца Бориса Клименко к музыкальным записям имеет свою историю. Дело в том, что Борис Александрович всю жизнь трепетно относился к музыке, она помогала ему скрашивать минуты одиночества и зарабатывать на жизнь.


Судьба Бориса Александровича не баловала. Ему было суждено родиться незрячим и в бедности. Маленький Борис жил с мамой и тетей в небольшой деревушке Ростовской области. Семья была очень бедной, а в послевоенные годы приходилось и вовсе тяжело. Жили в землянке, мама работала, зарабатывала мало. Так что в буквальном смысле приходилось выживать.


- В ясли меня взяли, а вот из детского садика выгнали, - рассказывает Борис Александрович. - Незрячий всегда требует особого внимания, и даже в деревне, где все друг друга знают, мало кто отважится взять на себя такую ответственность. Так что воспитывали меня дома. Мама ходила на работу с утра, а тетя вечером.


Интерес к искусству появился у Бориса благодаря тете, которая работала в местном клубе.


- С утра вместе с тетей мы ходил в клуб принимать кино, - вспоминает Клименко. - Как сейчас помню: киноленты привозили в больших железных ящиках. Доступ в кино у меня был неограниченный, а фильмы тогда показывали просто великолепные: "Тарзан", "Кубанские казаки" и т. д. А позднее, в 56-м году, когда привезли "Мистер Х", я прослушал его одиннадцать раз.


Еще одна возможность приобщиться к прекрасному выпала Борису в два года, тогда ему подарили гармошку. Однако жизнь у инструмента была недолгой, попав в руки малышу, он тут же был разобран на запчасти. А лет в пять мальчик получил в подарок новую гармошку, с ней он обошелся более милосердно. Борис самостоятельно учился играть. Инструмент заменил ему друзей и скрасил одиночество, тем более что оставаться дома одному приходилось часто, когда мама с тетей отлучались по делам.


И если игру на гармошке он постигал самостоятельно, то письму и чтению его учил педагог. Своего учителя, обладавшего внушительным басом, пятилетний Борис страшно боялся. Поэтому каждый раз, когда тот переступал порог дома, мальчик предусмотрительно прятался под кровать.


Своими музыкальными талантами Борис блистал на деревенских праздниках. В послевоенные годы сельчане жили бедно, так что на праздники собирались всей деревней, и каждый приносил что мог. Ну и, конечно, ни одно гулянье не обходилось без песен. Пели очень красиво. Не последним на деревенских вечеринках был и Борис со своей гармошкой.


Годы летели, приближалась школьная пора, вот только об учебе мама Бориса даже не заговаривала. Специализированной школы поблизости не было, а отвозить ребенка за 300 километров не хотелось. Все, на что мог рассчитывать паренек, это обслуживание сельских праздников. Но, несмотря на юный возраст, Борису удалось все-таки выбить себе право на обучение.


В семь лет Клименко отправили в школу в Новочеркасск. Там его взяли сразу во второй класс, потому что для первого он слишком хорошо писал и читал. Во время обучения Борис получил наверное самый дорогой в своей жизни подарок - мама купила ему настоящий баян, который стоил огромных по тем временам денег - одну тысячу триста пятьдесят рублей.


После окончания школы Борис попал в Куйбышевское культпросветучилище, а по окончании его поступил в пединститут. Вот только учительствовать Клименко не пришлось. В 73-м его пригласили работать на предприятие, выпускающее трикотажные изделия, заместителем директора по воспитательной работе. Клименко согласился занять должность, однако большой радости работа ему не приносила. Его не оставляло чувство, что он находится не в своей тарелке. На своем месте Борис Александрович почувствовал себя, когда стал работать баянистом.


Охота за пластинками


Кроме баяна у Клименко была еще одна страсть - пластинки. Их Борис Александрович начал собирать, как только появились свободные деньги. Правда, пока жил в общежитии, составить коллекцию не удавалось. Пластинки расходились по соседним комнатам и быстро терялись. Зато когда появилась собственная квартира, пластинки стали занимать почетное место в специально отведенном для них шкафу. Сейчас записей набралось пять тысяч. Это не только музыка, но также выступления Райкина и других артистов.


Свою коллекцию Борис Александрович собирал по всей стране. До сих пор Клименко вспоминает одну неожиданную находку. Долгое время он искал запись Ивана Шмелева, объездил все крупные города и уже потерял всякую надежду пополнить свое собрание этой пластинкой. Но однажды ему пришлось отправиться в командировку в маленький городок Донецк Ростовской области. После того как были улажены все дела, Борис Александрович решил пройтись по магазинам и в одном из универмагов нашел долгожданную пластинку, которой не было даже в столице.


Все свои пластинки коллекционер считает уникальными. За одними ему пришлось долго охотиться, на другие он наткнулся случайно. Например в одном из городов Кемеровской области он как-то раз набрел на газетный киоск с уцененными пластинками. Среди прочих там отыскалась одна из первых записей рассказа Чехова "Каштанка", пластинка была выпущена в 50-х годах. Этот раритет Борис Александрович приобрел за смехотворную цену - 20 копеек.


Пластинки Клименко привозил из всех своих поездок: с юга, севера и из столицы. А вот кассеты он создает в основном сам. Записывает что-нибудь с радио, а потом выбирает нужное и переписывает на чистую кассету.


Коллекционирование пластинок оказалось не только приятным, но и полезным делом. Однажды Борис Александрович услышал предложение по радио обращаться в редакцию всем, у кого есть пластинки. Клименко позвонил и рассказал о своей фонотеке, а в скором времени к нему приехали сотрудники радио. Коллекция им понравилась, пластинки стали брать для музыкальных передач, а выяснив, что Борис Александрович обладает богатым фактическим материалом (было время, когда он не пропускал ни одного концерта из тех, что проходили в Самаре), предложили ему самому вести музыкальную передачу.


Свою передачу Клименко называет музыкально-познавательной, он рассказывает о творчестве того или иного исполнителя, но никогда не касается его личной жизни - эта тема для него табу.


Среди записей Клименко в основном советская песня, но есть и романсы, бардовская песня. После того как он начал вести музыкальную передачу, Борису Александровичу стали на радио звонить слушатели и предлагать свои записи для пополнения коллекции. Некоторые пластинки ему приносят даже с помойки, ведь нередко устаревшие носители выбрасывают. Коллекционер приводит пострадавшие пластинки в порядок, дает им новую жизнь.