Главная >> 5 >> 25

ВЫЙДУ НА УЛИЦУ, ГЛЯНУ НА СЕЛО

Крестьянский мир в русском искусстве


Выставка под этим названием открылась в Государственном историческом музее в Москве. На ней представлено около 300 произведений: иконы, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство из собрания Государственного русского музея.


Среди них полотна А. Венецианова, В. Тропинина, И. Репина, И. Крамского, Ф. Васильева, А. Куинджи, а также мастеров русского авангарда, чье творчество было связно с крестьянской культурой, - К. Малевича, П. Филонова. Почти половину экспозиции составляют произведения народного искусства: резные украшения домов, домашняя утварь, а также игрушки, одежда, тканые, вышитые и кружевные изделия.


"Крестьянский мир в русском искусстве" - первая выставка, организованная на средства Попечительского совета и спонсоров музея. В оформлении экспозиции, которая занимает площадь около 800 кв. метров, использованы современные дизайнерские и электронные технологии, кино- и фотоматериалы.


Само слово "крестьянин" в его теперешнем смысле появилось на Руси в XV веке. На выставке представлены четыре иконы, в одной из них - "Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре" (конец XVII в.) святые выступают как покровители лошадей. Не случайно на Руси день памяти этих святых (18 августа) называли "лошадиным праздником".


Первые картины из жизни русских поселян появились в эпоху сентиментализма. Художники того времени, обращаясь к сюжетам из жизни современников, практически не изображали труд. Их занимали сельские праздники и пирушки, сцены крестьянских трапез и свадебных сговоров.


К числу самых ранних картин о русской деревне принадлежит холст "Крестьянская пирушка" (конец 1760-х - начало 1770-х) И.Вишнякова. Напоминающее театральную сцену полотно несет печать своего времени - "галантного века".


"Интонация этой выставки, - отметил "на вернисаже министр культуры Александр Соколов, - проникает в душу".


Да, Россия была крестьянской страной и даже Москву называли большой деревней. Были времена, когда крестьянские мотивы входили в моду, императрицы примеряли деревенские кокошники. Вряд ли этот мир уже исчез, хотя село стремится жить по-городскому.


Достойны лучших музеев мира и являются предметом вожделения для столичных эстетов показанные на выставке деревенские половики, выполненные 15-20 лет назад. А лоскутные одеяла - словно пестрые сельские луга. Сегодня сельчане специально делают их на продажу по старым образцам.


Впечатляют картины, в которых много красоты и изобилия родной земли. Художников волнует красота деревенских лиц и традиционных нарядов, расписных дуг, раскованная пластика движений. Портреты крестьян отразили процесс демократизации общества. Они отличаются простотой и разнообразием приемов "подачи" модели, естественностью поз и жестов.


...Почти 85 лет назад, в декабре 1929 года в залах Исторического музея в Москве открылась выставка "Русское крестьянское искусство". Ее организатор -выдающийся собиратель и исследователь Василий Сергеевич Воронов (1887-1940) впервые показал тогда широкой общественности предметы народного быта не в качестве образцов материальной культуры, а как произведения искусства и ценнейшее художественное наследие. Впервые обращалось внимание на красоту и художественные богатства изделий крестьянского труда, до той поры искусством не считавшихся. За прошедшие годы крестьянское искусство стало неотъемлемой частью национальной культуры. Его собирают, показывают, изучают не только крупнейшие музеи страны, но и частные лица.