Главная >> 5 >> 25

ТИХИЕ ШЕДЕВРЫ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, ИНОГДА ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВЕЛИКИЕ, ПОДЖИДАЮТ НАС НЕ ТОЛЬКО в МОСКВЕ и САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, но и во многих МУЗЕЯХ НА ПРОСТОРАХ БЫВШЕГО СССР. ВОЗМОЖНО, НАШ РЕЙТИНГ СОРИЕНТИРУЕТ ТЕХ, КТО БУДЕТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ЭТИМ ЛЕТОМ


Часть сокровищ (но только тех, что хранится в российских провинциальных музеях) можно было увидеть в последнее время и в Москве благодаря долгоиграющему проекту Третьяковской галереи "Золотая карта России" (скоро пройдет уже двадцать пятая выставка). Но мы обращаем внимание не только на российские музеи и не только на те (курский, краснодарский, омский), которые заметила Третьяковка.


КУРСК: Дейнека. Курская областная картинная галерея имени Дейнеки не привозила в Москву (в рамках "Золотой карты") очередной - фирменный для провинциальных музеев - набор картин известных европейских и русских художников. Хотя выставка подобных шедевров была ей по силам: в собрании есть даже картина Тьеполо. В Москве продемонстрировали только работы Александра Дейнеки - культового советского художника, едва ли не единственного из классиков соцреализма, сумевшего сохранить живую душу и смелую повадку. Дейнека поделился с галереей не только именем. Здесь хранится самая большая коллекция его произведений, в том числе "Автопортрет" (1948), "Футболист" (1932), "Портрет жены" (1936), множество рисунков, акварелей, иллюстраций, плакатов - почти тысяча работ. Москве показали едва ли десятую часть.


КРАСНОДАР: русский авангард. Краснодарский краевой художественный музей имени Коваленко, старейший на Северном Кавказе, располагает прекрасным разнообразным собранием, однако же лучшее в нем - русский авангард. В коллекции - главные имена, великолепные классические произведения: "Деревенские купальщицы" Михаила Ларионова, "Беспредметное" Василия Кандинского, "Живописная архитектоника" Любови Поповой (фото 1), "Супрематизм" Казимира Малевича, уникальные конструктивистские работы братьев Стенбергов и Константина Медунецкого, картина Ивана Пуни, что и вовсе редкость для российских музеев.


КИЕВ: Веласкес. Киевский музей западного и восточного искусства носит теперь, как и предполагалось еще в 1917 году, имя своего основателя - Богдана Ханенко. Он увлекся коллекционированием в Петербурге, где служил после окончания Московского университета. А начиная с 1881 года, уйдя в отставку, посвятил собирательству и благотворительности все свое время. Огромное собрание Богдана и Варвары Ханенко считалось одним из лучших в дореволюционной России и совершенно уникальным, если говорить о классической западноевропейской живописи. Ни один другой частный коллекционер не мог похвастать подобными шедеврами. Жемчужина собрания - "Портрет инфанты Маргариты" великого Веласкеса: одно из двух произведений живописца, попавших в Россию (другое - "Завтрак" - находилось в императорском Эрмитаже). Картины Веласкеса вообще большая редкость в мировых собраниях, почти все шедевры испанцы оставили у себя, в мадридском музее Прадо. "Портрет", который Ханенко приобрел на берлинском аукционе, считается эскизом к большому парадному, хранящемуся в Прадо, но у инфанты из Киева особое очарование. Картину другого знаменитого испанца Сурбарана "Натюрморт с мельницей для шоколада" Ханенко купил в Москве почти случайно. Среди других украшений киевского музея - картины итальянских живописцев Перуджино и Беллини, нидерландского мастера XV века "Поклонение волхвов". Но как и многие коллекционеры того времени, Ханенко не ограничивался живописью. В музее можно увидеть и египетские статуэтки, и античную скульптуру, и иконы с Синая, и гобелены, и витражи, и древнерусские и византийские иконы. Богдан Ханенко умер в мае 1917 года. Его вдова Варвара, дочь богатого сахарозаводчика Николы Терещенко, во исполнение воли покойного мужа передала коллекцию, семейный особняк и огромную, в 10 тысяч томов, библиотеку городу Киеву. Единственное условие дара - музей должен носить имя Ханенко - вскоре было нарушено. К сожалению, пострадала и цельность коллекции - значительная часть ее была распределена по различным музеям: досталось и московским, и питерским, и даже Ташкенту.


В 1930-е восемь произведений были изъяты для продажи за рубеж, в том числе еще один шедевр - готический французский гобелен, изготовленный в 1512 году. А "Сельский праздник" Брейгеля украшает теперь музей Метрополитен в Нью-Йорке.


ИВАНОВО: египетская мумия и римские мозаики. В отличие от дворянина, блестящего юриста, камергера императорского двора и члена Государственного совета Богдана Ханенко, ивановский фабрикант Дмитрий Геннадиевич Бурылин был человеком из народа. Он собирал предметы самые разные, руководствуясь не высоким вкусом, а страстью к диковинам, интересом к чужим, экзотическим культурам. И, разумеется, желанием принести пользу обществу: основанный им Музей промышленности и искусства стал доступен для публики незадолго до начала Первой мировой войны (и, кстати, стал не единственным добрым делом Бурылина). Поскольку Бурылин был страстным путешественником (при этом человеком везучим: купил билет на "Титаник", но не поехал - вовремя заболел), то значительная часть коллекции - это его собственные приобретения, сделанные в странствиях. Самый знаменитый экспонат коллекции хранится сейчас в Ивановском областном художественном музее - это египетская мумия (то ли принцессы, то ли просто юной девушки), которую Бурылин купил в Каирском музее в 1913 году. Это единственная мумия в российской провинции. Единственной является и замечательная крышка саркофага, которую Бурылин вместе с другими египетскими древностями (статуэтками людей и кошек, жуками-скарабеями) приобрел у известного коллекционера - дрессировщика Дурова. В Иванове можно увидеть и римские мозаики. К сожалению, как и в случае с музеем Ханенко, музей Бурылина, национализированный еще при жизни собирателя (он стал там хранителем), на протяжении десятилетий безжалостно растаскивался по частям. Масонская коллекция оказалась в Эрмитаже, часть восточной коллекции - в Музее Востока. Даже в самом Иванове собрание Бурылина ухитрились раскидать по нескольким музеям. Что делать - замечательных коллекционеров в России было меньше, чем музеев в Советском Союзе.


РОСТОВ: скифские сокровища.


В Ростовском областном музее краеведения хранится потрясающая коллекция античной пластики и скифского золота (фото 3): ювелирные украшения, изысканные сосуды, оружие - все украшено золотыми фигурками скачущих и сражающихся воинов, летящих в галопе оленей, крылатых драконов, танцующих животных.


Огромный регион от Черного моря до Сибири и Средней Азии исправно приносит урожай археологам. В курганах, разбросанных на степных просторах юга России, классические античные сосуды соседствуют с диковинными орнаментами скифского "звериного" стиля. Но кочевые племена уносили античность и далеко на Восток - с собой.


УФА: золотые олени и Капова пещера. Теперь многие золотые вещи остаются в тех областях, где они найдены. Увы, они доступны публике далеко не всегда. Чудесных золотых оленей, считающихся самой потрясающей археологической находкой в пореформенной России и постоянно прописанных в Уфе (в Музее археологии и этнографии), легче увидеть на выставках в столицах и за рубежом. Башкирия пока не может реализовать свой неповторимый туристический потенциал, хотя там находится и единственная в стране пещера с палеолитическими рисунками - Капова. Сейчас к услугам туристов лишь копии знаменитых росписей. К подлинникам не пускают, зато и плату за вход в пещеру снизили. Но впечатление получить все равно можно, тем более что другие аналогичные рисунки находятся в визовой зоне - в Испании и Франции.


ЕКАТЕРИНБУРГ: павильон Баумгартена и Кандинский. Многие региональные музеи представляют фирменные промыслы своих мест: в том же Иванове можно, например, полюбоваться на ткани. Самым странным и любопытным объектом, технически связанным с местным промыслом (в данном случае, каслинским литьем), является чугунный павильон архитектора Баумгартена (фото 2), удостоенный Гран-при на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже 1900 года. Этот павильон (огромную ажурную беседку - символ бившей через край энергии тогдашних российских предпринимателей) можно увидеть в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Здесь же находится и лучшая за пределами Москвы и Петербурга (даже превосходящая краснодарскую) коллекция русского авангарда - с шедеврами Кандинского, Розановой, Родченко, Кончаловского. Учтем, что картины авангардистов, некогда разосланные по большим и малым городам с целью организации первых в мире музеев современного искусства, сохранились далеко не везде. Екатеринбургская коллекция тоже понесла серьезные утраты, но лишь в ней гармонично представлены лучшие художники, причем картинами первого ряда.


***


А также


Омский областной музей изобразительных искусств: сокровища курганов, редкие за пределами столиц произведения Михаила Врубеля, имя которого и носит музей, работы московских художников группы "Бубновый валет", а также местных - объединения "Червонная тройка".


Национальный музей Республики Татарстан, Казань: египетская, античная, булгарская коллекции, искусство эпохи Казанского ханства, настенные рисунки шамаили.


Пермская государственная художественная галерея: знаменитая коллекция деревянной скульптуры, строгановские иконы XVII - начала XX веков, русская и зарубежная живопись.


Нижегородский государственный художественный музей: одно из лучших собраний передвижников, западноевропейская живопись: "Лукреция" Лукаса Кранаха Старшего, "Площадь Навона в Риме" Бернардо Белотто, "Юноша с лютней" Джузеппе Мария Креспи.


Дальневосточный художественный музей, Хабаровск: западноевропейская живопись - картины Каналетто, Тициана, мастерских Брейгеля и Рубенса. Кроме того, произведения нанайских мастеров, эскимосские изделия из кости, дальневосточный модернизм начала прошлого века.


Новгородский музей-заповедник: великолепное собрание новгородских икон, замечательная археологическая коллекция.


Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: прекрасное собрание икон, в том числе работы Дионисия уникальной сохранности, традиционные промыслы Русского Севера. Рядом - монастыри Кириллов со знаменитым иконостасом и Ферапонтов с росписями Дионисия.


Саратовский государственный художественный музей имени А.И. Радищева: картины русских классиков, небольшая коллекция западноевропейской живописи - работы Давида Тенирса, Франсуа Буше, Джорджо Вазари.


Самарский областной художественный музей: произведения русской живописи и отличная коллекция русского авангарда.


Тверская областная картинная галерея: в Путевом императорском дворце - собрание древнерусской живописи (особенно интересны работы местной тверской школы), картины передвижников, произведения западноевропейских художников.