Главная >> 5 >> 25

ЗОЛОТАЯ ПОДРУГА ДЕРЕВНИ

ЮБИЛЕИ ГЛАВНОЙ ВЫСТАВКИ РОССИИ


Чтобы жить, надо чувствовать себя в жизни, не признавая своих лет. Глядитесь не в зеркала - глядитесь в свои юношеские фотографии, вспоминайте дом, слова любимых, друзей, дороги. И тогда, может, в благодарность за незабытое вдруг приходят открытия, где их совсем не ждешь.


НЕУЖЕЛИ этот смешной мальчишка - я! Посреди счастливого лета с седым одуванчиком, поднятым на уровень глаз. Мгновение - и легкие парашютики унесут семена весеннего цветения земли, но за миг до этого мгновенья наш фотокор поймает меня в объектив своего фотоаппарата. Чтобы почти полвека спустя всплыл тот день. По нынешним понятиям моим самый обыкновенный, а тогда - если и не сон, то все равно - чудо. С редакционным фоторепортером Левой Савенко мы возвращались с выставки, в ту пору она еще называлась сельскохозяйственной, куда были командированы, чтобы расписать "своих" - свинарку из колхоза "Победа" Николаеву, не помню уже ее имени, опять ставшую золотой медалисткой выставки. Прежде чем мы отыскали ее, прошли городом, который невозможно было представить ничем иным, кроме земного рая. Потрясающей красоты дворцы, радуга в струях фонтанов, до которой можно было дотянуться рукой, разливы, реки, родники благоухающих роз -вот так, наверное, и должны были выглядеть сады Семирамиды. И множество родных, благорасположенных, удивленно радостных лиц.


Нет, такого не может быть, нет! Но вот же оно, вот!


Мы были тогда совсем другими, чем нынешние. Нас можно было еще удивлять, мы еще всему верили и боялись врать сами.


Неужели это было?


Свою героиню мы отыскали в павильоне "Свиноводство", у одной из своих многодетных мам, вывезенной в Москву, в окружении озорной малышни, чувствовавшей себя соответственно положению лауреатки - в отличие от своей хозяйки, которой "уже надоело тут и страсть как хочется домой". Мы посмеялись с ней, выспросили и засняли все, что нужно, и опять пошли к земным чудесам, тоже в некотором роде чувствуя себя героями. По крайней мере, для меня лично эта поездка была хоть и не медалью, но тоже наградой -за репортаж, в котором я, наконец, как жар-птицу поймал слово, определившее мою жизнь. И смешно, по-мальчишечьи захотелось что-то оставить здесь, и я поднял белоголовый одуванчик, чтобы в этом зеленом мире проросло что-то и мое.


Прорастет много позже. Моя нынешняя кормилица, моя боль и душа, моя "Сельская жизнь" будет участницей выставки и уже за газетные репортажи с нее я получу воистину бесценную крестьянскую награду - серебряную медаль ВДНХ.


Но к чему это лирическое отступление? Что углядел, что вспомнил я, узнавая в том парнишке себя? Не менее как предстоящий праздник, хоть и не круглой, но приметной даты: 1 августа - 65 лет знаменитой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, праматери столь же знаменитой ВДНХ, потом ВВЦ, а с 1992 года ГАО ВВЦ, то бишь Государственного акционерного общества "Всероссийский выставочный центр".


Она началась с обращения II Всесоюзного съезда колхозников-ударников к партии и правительству с просьбой об организации в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, дабы показать, чего мы достигли к тому времени, и научить других, к чему надо идти. Просьбу удовлетворили. Был создан главный выставочный комитет, назначен директор - им стал известнейший ученый-академик АН СССР и ВАСХНИЛ Николай Васильевич Цицин, впоследствии дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий.


Место выбрали на северной окраине Москвы, в Останкино, и работа закипела.


ВЫСТАВКА еще строилась, а за право участвовать в ней боролись миллионы колхозников и рабочих совхозов, тысячи агрономов, зоотехников, механизаторов. Выставочный комитет получил около 250 тысяч заявок с желанием быть, как теперь говорят, ее экспонентами. Главвыставком объявил награды: тысяча дипломов первой степени и четыре тысячи второй. Для передовиков - тысяча больших и две тысячи малых золотых медалей, три тысячи больших и пятнадцать тысяч малых серебряных. Хозяйства, удостоенные диплома первой степени, получали 10 тысяч рублей и легковую машину, а награжденные дипломами второй степени - 5 тысяч и мотоцикл.


Это сегодня никого не удивишь машиной. Их выигрывают в лотереи, на скачках, дарят от щедрот своих богатеи. А тогда это было действительно наградой, которой гордились, потому как доставалась она трудом и в трудах, ныне кажущихся невозможными, как, по сути, невозможной стала выставка и сама. Представьте только: на территории в 136 гектаров вырос город мечты с двумя с половиной сотнями всевозможных строений, с прудами, парками, опытными делянками.


Лишь одних зерновых было высеяно около 600 сортов! В выставочном саду посажены около 10 тысяч плодовых деревьев и ягодников. На участке технических и южных теплолюбивых культур росли хлопок и рис, свекла и лен, конопля, еще не считавшаяся отравой, и ныне большинством незнаемые - каучуконосы, 260 культур более чем трех тысяч сортов!


Над архитектурным ансамблем выставки работали архитекторы В.Щуко, Л.Поляков, Д.Чечулин; скульпторы С.Коненков и Г.Мотовилов; монументалисты А.Дейнека, А.Бубнов, П.Соколов-Скаля, многие другие талантливые художники.


Страна готовилась к открытию выставки, как к большому всенародному празднику. И вот 1 августа 1939 года под арку, построенную в традициях древнеримских триумфальных арок, вошли первые посетителил Их встречала 24-метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница" В.Мухиной, хотя эмблемой выставки стала другая грандиозная скульптурная группа - тракторист и колхозница, высоко поднявшие над головами золотистый сноп пшеницы, установленная на 50-метровой башне главного павильона, из которого, надивившись красоте, посетитель попадал на одну из красивейших площадей - площадь Колхозов. Здесь и на прилегающих аллеях расположились павильоны союзных республик, краев и областей. Обходя эти дворцы, посетитель как бы совершал путешествие по необъятным просторам нашей Родины: от суровой Арктики до вечнозеленых субтропиков, от далекой Камчатки и до берегов Балтики.


Павильон Москвы (ныне N 59), построенный по проекту архитектора Д.Чечулина из камня, бетона, стекла, украшенного нержавеющей сталью. Фасад обрамлен горельефами с фигурами овощеводов, доярок, садоводов, трактористов и плодами их трудов. Рядом павильон "Украина", облицованный украинской майоликовой плиткой. Фасад в золотых колосьях, над входом витраж - "Переяславская рада".


Действующий образец колхозной гидроэлектростанции. Она стояла на реке Каменка, протекавшей по территории выставки. Ее расчистили, построили земляную плотину высотой около пяти метров, и ток крохотной гидростанции закрутил электромоторы соседнего здания, где были установлены сельскохозяйственные машины.


ВСХВ-39 стала не только школой передового опыта, внушительно продемонстрировав достижения сельского хозяйства, но и любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы. За три неполных месяца с 1 августа по 25 октября ее посетили свыше трех с половиной миллионов человек. В следующем году, сороковом, выставка проработала уже пять месяцев, собрав четыре с половиной миллиона посетителей. Она открывалась даже в горестном 1941-м. Но всего на месяц и пять дней, став вскоре рубежом обороны столицы.


ВНОВЬ приняла посетителей выставка лишь 1 августа 1954 года. Целью ее стала широкая пропаганда достижений сельского хозяйства возрождавшейся из руин страны, быстрейшее внедрение в колхозное и совхозное производство передового опыта, а потому, чтобы стать ее участником, надо было показать намного лучшие результаты, чем в 1939 году.


Коренным образом изменился архитектурный облик выставки. До 207 гектаров увеличилась ее площадь. Были возведены новые павильоны, арка главного входа, достроен главный павильон.


На площади Колхозов ударил в небо фонтан "Дружба народов". Скульптуры из бронзы с тончайшим золотым покрытием, снопы - из листовой с позолотой меди. В наших временах фонтан пережил свой идеологический смысл, но его героини-колхозницы в национальных костюмах, взявшись за руки, все так же ведут свой хоровод дружбы, десять лет назад разорванный вершителями наших судеб.


На противоположном конце площади Колхозов расположился тясячеструйный фонтан "Каменный цветок", сооруженный по мотивам сказов Бажова. В бассейне, обрамленном красным полированным гранитом, возвышается фантастический каменный цветок, плещутся бронзовые рыбы и птицы.


Выставочный городок украшали 40 тысяч декоративных деревьев, 450 тысяч кустарников, около 5,5 миллиона однолетних и многолетних цветов, в том числе без малого 50 тысяч роз.


Смущаясь своей деревенскости, приезжие шли к животноводческим павильонам. Для многих и многих красота и чудеса были и там. Только в 1954 году в этом разделе показывалось 800 голов крупного рогатого скота 32 пород, 800 овец 53 пород, 500 свиней 30 пород. И как живые застыли у павильона "Коневодство" знаменитый ипподромный боец - Квадрат - орловской рысистой породы и воистину - Символ - буденновской.


С ИЮНЯ 1956 года на территории ВСХВ начала свою работу Всесоюзная промышленная выставка, главными задачами которой была демонстрация успехов индустрии, а через три года с июня 1959-го гостеприимно распахнула для посетителей двери своих павильонов уже ВДНХ СССР, в свежести восприятия и чистоте духа во многом уступавшая ВСХВ, но все еще праздничная, запоминаемая (сужу по себе), все еще школа, а точнее, университет народного опыта, и для тысяч и тысяч все еще награда - поездка на выставку.


В одной из командировок - в таджикском аиле за пиалушкой чая с гордостью, трудно подбирая слова, мне рассказывал о ней водитель хлопкового комбайна, а его восемь детей, поджав ноги, сидели рядом, молча поглядывали на мой блокнот и, разинув рты, слушали отца, а затем шумно вырывали друг у друга его выставочную медаль, по такому случаю вытащенную из тайной припрятки.


С 1992 года наша главная выставка - Всероссийский выставочный центр, крупнейший и наиболее посещаемый выставочно -ярмарочный комплекс страны. Время от времени я захожу туда. И, если бы не ставшие традиционными сельские праздники "Золотая осень", мало открываю для себя нового и еще меньше - душе. Поветшали павильоны.Меньше цветов, меньше удивленных лиц, выбитый асфальт под ногами...


Ты ли это, с годами поблекшая красавица?


Ты ли это, учительница, уступившая свои знания прилавку торговца?


И признаюсь, от всей души порадовался, когда с месяц назад услышал, что Минсельхоз России в лице Алексея Гордеева, правительство Москвы в лице Юрия Лужкова и ОАО "Всероссийский выставочный центр" с исполняющим обязанности генерального директора Магомедом Мусаевым, подписали трехстороннее соглашение о совместной деятельности. Будут реконструированы аграрные павильоны, возрождаются забытые садоводческий и животноводческий центры, многое другое. Словом, создается современный выставочный комплекс с развитой инфраструктурой. Все это позволит ВВЦ вновь стать основной выставочной площадкой российского сельхозпроизводителя, главным выставочным оператором для Минсельхоза, а для нас -столь же дорогим сердцу уголком Москвы, какой была когда-то ВСХВ, дивно запомнившаяся мне по вечному фильму "Свинарка и пастух".


К слову сказать, в той моей первой встрече с ней, как в кино, сошлись моя героиня репортажа - колхозная свинарка и я, три лета отходивший за стадом. Правда, не в пастухах, а в подпасках. Потому, наверное, и любви киношной не случилось. Но выставка, как видите, запомнилась.