Главная >> 5 >> 26

Семейный подряд на строительство моста

Дирижерская династия Ярви выступила в Мариинском театре


"Мост над Финским заливом" - так была озаглавлена программа "Ярви-гала" в Мариинском театре, с которой выступили знаменитый эстонско-американский дирижер Неэме Ярви и два его сына, Кристиан и Пааво. Продолжая балтийский вектор фестиваля "Звезды белых ночей" , они представили сочинения русских, эстонских и финских композиторов.


Эстонию от Финляндии отделяют воды Финского залива и час неспешного плавания на комфортабельном пароме. Россию от упомянутых стран - несколько часов езды на поезде. В смысле же музыкальном границы и вовсе стираются: Ян Сибелиус, финский классик, учился в Петербурге, выдающийся эстонский симфонист Эдуард Тубин - тоже. В Петербургской консерватории, в классе знаменитого профессора Николая Рабиновича, учился и Неэме Ярви. Годы учебы наложили неизгладимый отпечаток на его предпочтения и дирижерский стиль.


Неэме Ярви - дирижер, как говорится, милостью божьей: по точной пластике и мягкости рук, по поразительно разнообразной мануальной технике ему нет равных. Его старший сын Пааво слеплен из другого теста. Учившийся в Филадельфии, в знаменитой школе Кертис, он представляет тип дирижера-интеллектуала, интроверта и в этом мало похож на отца - жизнелюба и оптимиста.


Младший сын Кристиан, учившийся в Нью-Йоркской Джульярдской школе и составивший из ее студентов ансамбль современной музыки "Абсолют" , пока своей дирижерской манеры не выработал. И хотя за его плечами есть опыт работы с большими симфоническими оркестрами, в нем еще нет той музыкантской хватки и напора, которые отличают его отца и старшего брата.


Кристиан впервые исполнил в Петербурге с оркестром Мариинского театра Десятую симфонию Эдуарда Тубина. Тубин, эмигрировавший в Финляндию, где прожил большую часть жизни, в советские времена был персоной поп grata, и потому его музыка в Союзе не звучала, хотя его симфонии, испытавшие несомненные влияния Мясковского и Шостаковича, представляли немалый художественный интерес. Положение стало выправляться лишь в последнее десятилетие - во многом благодаря стараниям и активной культурной деятельности семьи Ярви.


Лукавство и доброжелательность, присущие Неэме, сообщают его музицированию неповторимый шарм. Маэстро умеет за считанные минуты расположить к себе любой оркестр: недаром он так популярен, приглашения сыплются отовсюду.


В его интерпретации пышная и картинная сюита Сибелиуса "Карелия" , начинающаяся с музыкальной зарисовки народного праздника-шествия, превратилась в настоящий фейерверк. И в пружинно-чеканном марше (Alia Marcia), и в лирически-напевной Балладе намерения дирижера были кристально ясны и выражены оркестром абсолютно адекватно. Вместе с отцом на сцену вышла и его дочь, флейтистка Маарика : она сыграла соло в Musica triste Эйно Тамберга - одного из самых интересных и уважаемых эстонских композиторов старшего поколения.


В этот раз Неэме не сыграл ничего из музыки Арво Пярта, хотя в его репертуаре сочинений Пярта немало, и даже судьба семьи дирижера отчасти переплелась с судьбой композитора. Например, отъезд Ярви из Таллина на Запад осенью 1980-го произошел фактически из-за Пярта: после исполнения его Credo, на которое Ярви осмелился вопреки запрету властей, разразился скандал.


Результатом стала эмиграция Пярта, а вслед за ним - семьи Ярви. Впрочем, совсем без Пярта на концерте не обошлось: его Cantus памяти Бенджамина Бриттена представил Пааво Ярви. Характерные для Пярта простейшие мелодические линии сливались в согласный хор струнных: печальный поток струился в сопровождении погребальных колоколов, как реквием без слов.


Вместо заявленной Пятой симфонии Сибелиуса, которая логично завершила бы "балтийскую" программу, в финале концерта прозвучала Четвертая симфония Бетховена. Замена равноценная, да и Германия, строго говоря, так же, как Финляндия, выходит к Балтийскому морю.


Грациозная и игривая симфония, мастерски сыгранная мариинцами, завершила Ярви-гала, продемонстрировав все грани дарований музыкальной семьи. Кстати, похоже, что династию продолжит внук Неэме и сын Кристиана. Во всяком случае, дедушка с гордостью рассказывает, что внук любит взгромоздиться на стул в гостиной и дирижировать под запись какой-нибудь симфонии. А на концертах подходит к первому ряду и дирижирует параллельно с отцом.