Главная >> 5 >> 26

С Рождеством

Сочельник в семейном кругу встретят дети-сироты из Коропецкой школы-интерната, который находится в Тернопольской области. Правда, счастливчиков не так много. Несколько семей тернопольцев откликнулись на призыв общественной организации «Братство сирот» пригласить воспитанников интерната на праздники. Все зимние каникулы пятнадцать детей проведут в семьях. Всего же в школе-интернате воспитывается около 140 детей


***


Сочельник на Буковине


С приходом желанной поры Рождественских праздников мы погружаемся на три недели в волшебный мир, созданный воображением и фантазией многих поколений наших предков. Об этих стародавних верованиях и обрядах украинцев Буковины мы попросили рассказать автора нескольких монографий о народной духовной культуре украинцев Карпат и Прикарпатья, доцента кафедры религиеведения и теологи Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича Игоря Чеховского.


Итак, это был мир, наполненный народными поверьями, былями и легендами о невероятных чудесах и сверхъестественных существах. Якобы тогда раскрываются небеса, вода превращается в вино, а у домашних животных просыпается дар говорить человеческим языком. Вместе с тем на протяжении этой переходной поры года в жилише возвращались души умерших и активизировалась всяческая «нечистая» сила, а также связанные с нею колдуны и ведьмы.


Чтобы уберечься в Рождественскую ночь от «нечистой» силы и колдовства, наши предки испокон веков прибегали к разным магическим действам, заимствованным когда-то давно из арсенала настоящих магов — ворожбитов, приговорщиков и т. п. Однако самым верным средством противодействия силам зла считали неуклонное соблюдение в это время старинных обычаев и обрядов.


Представление о том значении, которое придавали своему ритуальному поведению носители традиции, передают карпатские поверья о праздновании Сочельника. Обязательным обычаем этого праздника считался одаривание обрядовыми кушаньями соседей, родственников или знакомых, что носило жертвенный характер. За соблюдением этого обычая следили мифические силы зла — посланцы старейшего Иуды, то есть Сатаны, которых он отправлял в тот вечер в мир, чтобы «переведать, ходят ли люди друг к другу с ужином». Ведь, как убежден гуцул, пока люди будут ходить друг к дружке с ужином, до тех пор «будет мир стоять» и «будет самый старший Иуда прикован цепями к скале». Отголосок этих преданий нам удалось услышать от местных старожилов еще в наши дни. Таким образом, соблюдение календарной традиции и выполнение магических ритуалов считалось залогом стабильности «своего» мира и его безопасности от посягательств потусторонних сил зла, приобретало в глазах носителей этой традиции чрезвычайное общественное значение. Главным ритуалом Рождественских праздников у украинцев считался коллективный семейный ужин в рождественский Сочельник (Святой вечер). Он посвящался душам умерших родственников и предков, которые, согласно народным верованиям, приходили на эту «тайную вечерю». Прихода этих особых адресатов жертвоприношений добивались призыванием их на трапезу. У гуцулов перед началом трапезы в Сочельник глава семьи, газда, брал со стола миску со всеми святовечерними яствами и, передавая ее кому-нибудь из домашних, здесь же, за столом, приглашал на ужин «божьи и грешные души», с тем чтобы «они на том свете так ужинали, как мы здесь». Это символическое жертвоприношение закрепилось в рождественской обрядности в виде ряда характерных обычаев, а именно: держать пустым одно место за праздничным столом, накрывать на стол на одного больше, чем есть присутствующих, и т. п. Распространен также обычай оставлять после рождественского ужина всю посуду с остатками блюд на столе на всю ночь — с верой, что ночью прийдут на трапезу души умерших предков.


Учитывая значимость ритуального рождественского ужина-трапезы, большое внимание уделяли приготовлению обрядовых яств. Рождественское меню на Буковине обычно состояло из 12 блюд. Обязательно варили кутью, которую здесь называли «пшеничкой»; ее подслащивали медом и добавляли орехи и тертый мак. В народном календаре Буковины, составленном и изданном в 1875 г. этнографом Григорием Купчанко, перечислены кушанья, которые готовили к праздничному ужину местные хозяйки: пшеница (так традиционно называлась у украинцев Карпат и Прикарпатья кутья), галушки, бобы, пироги, фасоль, грибы, сливы (чернослив), рыба, сушеные овощи. Также буковинки пекли пироги, кныши с маком, с капустом, с горохом и др. Кушанья накладывали на стол, застеленный скатертью, под которую предварительно выстилали сено. Основные рождественские кушанья — кутья-пшеница, пироги-вареники, голубцы, рыба — сохранились в ритуальной кухне буковинцев до наших дней.


С соблюдением старинных обычаев накрывают на рождественский стол в наши дни в гуцульском селе Долгополье над Белым Черемошем, на Путильщине. Предварительно на стол стелют сено, которое накрывают обрусом, перевязанным красной ниткой (от злых сил и злого глаза). На столе должно быть 12 кушаний, среди которых обязательны кутья-пшеница, грибы, вареники с начинкой (например, с маком), голубцы, рыба, компот; также готовят фасульки (фасоль), салат из свеклы.


Интересно, что старинные традиции стараются соблюдать и в пригородных селах под Черновцами, жители которых в значительной степени переняли урбанизированный образ жизни. Вот как выглядит рождественский стол в пригородном селе Заволоке. Под скатерть, с краю стола, кладут клок сена. Основным кушаньем, как и везде, является вареная пшеница, приправленная сахаром или медом, а также молотыми орехами и маком. Обязательны грибы и компот из сухофруктов. К традиционным кушаньям также относятся размятая фасоль, вареные бобы, вареники с капустой и с картофелем, жареная рыба, селедка. Не обходится рождественский ужин, как и ни один народный праздник, без голубцов (или, как здесь говорят, голобцов) — разумеется, постных. Еще на стол выставляют салат из свеклы с грибами, а хорошие хозяйки могут угостить свою семью пышками с вишневой начинкой.


Праздничный стол в Рождественскую ночь обретал временный статус домашнего алтаря-жертвенника, поэтому все, что на нем находилось, тоже приобретало магический характер.


Подавляющее большинство магических действ, к которым прибегали носители традиции в Сочельник, были призваны способствовать плодородию и плодовитости всего, на чем основывалось благосостояние семьи: пашни, сада, скота, домашней птицы, пчел и т. п. Эти обряды большей частью уже не сохранились до нашего времени.


Отличительная черта магии Сочельника — особое место отводилось главным ритуальным кушаньям: калачу и кутье. Приведем несколько действ из обрядовой практики надднестрянских сел на Сокирянщине. Так, когда хозяйка замешивала тесто на калачи, полагалось руками в тесте скрутить перевесло из ржаного приколотка (так назвался сноп, который был лишь частично обмолочен) и перевязать им плодовое дерево, которое не хотело родить, или орех — чтобы урожай был богаче. Кое-кто делал это на рассвете того дня, когда был Святой вечер. Подобное магическое действо с сеном у буковинцев приводит и Г. Купчанко, но среди обрядности праздника Ивана Крестителя: «В этот день перевязывают сеном, которое лежало до этого времени от Рождества на столе, все фруктовые деревья, «чтобы родили».


Интересные обряды были связаны с кутьей. Когда из печи вынимали готовую пшеницу, то сверху на ней была присохшая корочка. Ее собирали и давали курам — но тихонько, чтобы не слышали соседи, — «чтобы не шли куры от своего гнезда». К гаданьям на рождественской пшенице прибегали и в других местностях региона. Так, у гуцулов на Сочельник хозяйка давала курам вареную пшеницу, со словами: «Ешьте, курочки! Сколько тут зернышек, столько чтобы вы снесли яиц». Хрестоматийно известен общеукраинский рождественский обряд подбрасывания вверх кутьи. Чаще всего это выглядело так: перед началом ритуального ужина глава семьи набирал ложку кушанья и подбрасывал его вверх, к потолку. Это действо обычно толковалось в русле общей магии плодородия, с уточнением относительно аграрного, пчеловодческого или скотоводческого направления. На Буковине гадали на будущий урожай зерновых, а чаще — на пчелиные рои. Хорошим знаком для гадания считалось, если зерна прилипали к потолку. Именно так трактовали это магическое действо буковинские газды во второй половине XIX в.: если подброшенная пшеница прилипала к потолку, там оставалось много зерен, то это предвещало и богатый урожай, и «добрый год на пчелу». Аграрное направление это гадание сохраняло кое-где еще до середины XX в., как, например, в надднестрянских селах Хотинщины. Как вспоминает старожилка из с. Зеленая Липа: «Перед началом ужина отец бросал ложку пшеницы к потолку — на урожай».


В подгорных районах этот обряд подчинялся большей частью задаче пчеловодческой магии. Присутствующие при действе дети старались словить подброшенные зерна, то есть наделенное магическими свойствами жертвоприношение, ибо, как верили, счастливец летом «поймает рой», «у в того пчелы будут водиться».


На Гуцульщине обряд получил прежде всего скотоводческое направление. С таким направлением магическое действо сохранилось до наших дней, в частности, на хуторах Буковинской Гуцульщины. В начале рождественского ужина газда или кто-то из старших набирает ложку пшеницы или еще какого-нибудь кушанья из зерновых или бобовых и разбрасывает по дому. Делается это для того, чтобы «целый год водился скот».


В основе этого рождественского обряда — жертвоприношение характерного славянского ритуального кушанья — каши в виде кутьи-пшеницы, которое подносили душам покойников. Известны похожие по форме действа с подношением-разбрасыванием жертвенного кушанья, которые сохранили четкий поминальный характер. Таков, в частности, обряд, который еще в начале XX ст. тоже бытовал в Сочельник у гуцулов. Его исполнителем выступала хозяйка дома, которая в начале ужина раскладывала по пол-ложки пшеницы и других кушаний в уголках окон и разбрасывала бобы по всем уголкам дома. Это адресовалось «ангелам и душам умерших, которые в эту ночь приходят подкрепиться».


Хрестоматийное действо подбрасывания (или разбрасывания) кутьи-пшеницы ради плодородия в новом году первоначально было жертвоприношением ритуального кушанья душам пращуров. От них взамен ожидали содействия относительно будущего урожая, а также увеличения пчелиных роев, приплода скота.


К старинным рождественским обрядам следует отнести и приготавливание на Сочельник для скота жертвенного «ужина». С особой торжественностью этот обряд исполнялся в Карпатах и близлежащих подгорных селах. Вот как это происходило. Прежде чем садиться к праздничному столу, газдыня набирала в корытце понемножку от всех 12 блюд, а хозяин с этим «ужином» обходил маржину, то есть коров, и другой скот: коней, овец и т. п. и по горсти выкладывал перед каждым животным.


Кроме взрослых, к рождественской магии понемногу приобщалась и детвора. Большое удовлетворение как старшему, так и младшему поколению доставляла обрядовая игра с имитированием наседки, которая кое-где в наших селах сохранилась и сегодня. Она относится к арсеналу магии плодородия. Как вспоминает о своем участии в этой игре в середине 30-х старожилка из надднестрянского сельца Галица на Сокирянщине, играли в нее утром, перед Сочельником: «Мы с братом залезали под стол, где уже было настлано сено, и «квохтали»: «Квох, квох, сорок девять курочек, пятидесятый петушок». Говорили, что если так делать, то будут ранние цыплята. За это нам давали орехи, конфеты, печенье. А ко мне приходили внуки «квохтать».


Другая старожилка помнит, что еще когда-то эта игра происходила непосредственно в Сочельник и в форме диалога. Детвора залезала под стол и спрашивала оттуда: «Что хотите?» А взрослые отвечали поговоркой о сорока девяти курах и петушке и бросали вознаграждение — орехи и сладости. На Кельменетчине дети «квохтали» под столом, чтобы в новом году в хозяйстве были наседки.


А по завершении трапезы у буковинцев и сейчас, как и сто лет назад, принято ходить с ужином к родственникам и соседям. И пока будет жить эта красивая традиция в нашем народе, до тех пор и будет стоять наш украинский мир.


***


фото: Я. Пстрак. С Рождеством святым — будьте здоровы! Открытка издательства «Русалка» во Львове, 1920-е годы; праздник кочует по улицам.