Главная >> 5 >> 26

Колядки села Фоминичи

"Ночь перед Рождеством" Н. В. Гоголя знают все россияне - если и не читали книгу, то уж фильмы, по ней снятые, точно каждый смотрел. И все помнят красочно описанный великим писателем сельский обычай, смысл которого далекой от народа "интеллигентной публике" Гоголь растолковывал так:


"Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка или хозяин, кто останется дома, колбасу, хлеб или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от того пошли колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж, если правду сказать, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа, а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому".


Описание вполне емкое и точное даже с точки зрения этнографа. Действительно, большинство европейских народов еще с дохристианских, "языческих" времен особо выделяли две недели вблизи Солнцеворота. Самые долгие в году ночи считались особым, мистическим временем, самым подходящим для того, чтобы с помощью гаданий и примет узнать свою и не только свою судьбу в новом году, задобрить с помощью обрядов духов-хранителей, да и просто, "без политики" - передохнуть от бесконечных крестьянских дел...


Пожалуй, именно последнее обстоятельство привело к тому, что Святочные обряды оказались самыми устойчивыми и не просто сохранились после принятия христианства, но и дожили до настоящего времени! В самом деле - чем является обычай украшать елку, как не старинным языческим действом? Да и новогодний маскарад ведет прямую родословную от отпугивавших страшными масками духов жрецов...


А можно ли нынче в России посмотреть на настоящие хождения ряженых, услышать колядки? Имею в виду, конечно, не фольклорные праздники и реконструкции поклонников "этнических" религий - все это, да простят меня организаторы, театральные постановки, наигранность коих чувствуется за версту...


Оказывается, кое-где в сельской местности в той или иной мере сохранились настоящие, идущие от предков, древние обычаи.


Летом этого года "Весть" уже писала о "завивании березок" , вплоть до последнего времени бытовавшем в селе Фоминичи Кировского района. Как вы помните, в "русалью неделю" прошлого года этот обряд впервые (минимум за тысячу лет!) не проводился. Однако, рассказывая о том отмершем обычае, мы сознательно не стали упоминать про другую сохранившуюся традицию этого села - святочном колядовании. Между тем, приглашение посмотреть на него мы летом получили, и под Старый Новый год я вновь отправился в это село.


Познакомиться теоретически и практически со здешними святочными обычаями помогла заведующая сельским домом культуры А. Тихонова (за что очень ей благодарен):


- Вечером колядовать будут обязательно! - успокоила меня Анна Андреевна, - я знаю, что собирались наши сельчанки. Это не клубная работа, не постановка - в нашем районе издавна так принято. Я родом из соседнего села Волое - там тоже на святки ряженые ходили... Сейчас вырождается традиция, но в Фоминичах еще жива.Колядуют почему-то не в ночь на Рождество, как в литературе описано, а под Старый Новый год. Сколько помню - всегда так было. Может быть, после революции дата изменилась? За неделю еще до праздника собираются компании, человек по пять-семь, готовятся, наряды придумывают. В последние годы только одна взрослая группа колядует, женщины - это у нас Валентина Амбросимова заводила. Всегда что-то придумает: то гусем нарядится, то чертом. Ну и подруги от нее не отстают. Вот в прошлой раз решили вырядиться в гоголевских персонажей: там и черт был, и дьяк, и Солоха... Лица накрасят, а то и маски сделают, иногда даже не узнать! Но больше, чем взрослых, детских групп образуется. Как-то считалось, что это больше детский обычай.


И вот, как стемнеет, начинают колядовать. По улице с частушками идут, стучатся во все дома подряд, там припевки поют. Удачу, счастье хозяевам и дому желают. Только одна компания выйдет - уже другая заходит. Детям хозяева обычно конфеты дают, иногда и мелкие деньги. Взрослых кроме того и чем-то покрепче угощают. Веселятся все. Скоро сами все увидите...


Действительно - часов в шесть вечера на крыльце слышится возня, раздается стук в дверь, и в дом входит... толпа цыган! Первой входит важная цыганка в цветастом платке, с подкрашенными до огромных размеров глазами и губами, нарисованными на лице конопушками. Отвесив поклон, объявляет:


- Мы всем табором пришли, даже наш барон с нами!


Вперед выталкивают цыганского барона. Он невероятно дороден (за пазуху сунута подушка), в сапогах, с огромными усами-метлами, в традиционной цыганской шляпе и просторном костюме. Остальные персонажи тоже вполне в стиле и узнаваемы: молодуха в "медицинской" полиэтиленовой шапочке и с "грудным ребенком" (большой куклой-голышом) в руках, вместо колядки частящая всем известное "сами мы не местные... " , старуха в шубе с огромным "горбом" , мальчик с намалеванным на щеках румянцем и игрушечной гитарой... И просто "цыганки" в платках...


Поздравив с шутками и припевками с Новым годом, "цыгане" начинают приплясывать, петь частушки и, вжившись в образ, заигрывать с присутствующими.


- Эй, молодой, позолоти ручку, дай погадаю, - подскакивает ко мне "цыганка" в цветастом платке с колодой карт в руках.


Услышав согласие и просьбу поведать будущее, гадалка ничуть не растерялась и мгновенно сымпровизировала:


- Завтра ждет тебя дорога дальняя, в Калугу поедешь, а что дальше будет - сам узнаешь...


От души повеселившись, "цыгане" прощаются с хозяевами, еще раз желают удачи, с песнями и частушками идут по улице, стучась во все дома подряд (исключая, впрочем, те, где есть маленькие дети - чтобы не напугать), где все действо... нет, не повторяется, а продолжается и развивается: ряженые импровизируют с учетом характера, возраста и привычек хорошо им, конечно, знакомых односельчан. Кстати, как ни удивительно, последние часто не могут сходу узнать ряженых, настолько мастерски иные из них преобразились. Впрочем, бывают и казусы: у цыганского барона время от времени отклеивались усы - пожалуй, только тогда и стало понятно, что играет его женщина!


... Вслед за цыганами появилась новая группа колядующих, состоящая из детишек лет восьми-двенадцати. Все они тоже ряженые, только образы более пестрые: здесь и Дед Мороз, и Снегурочки, и то ли пираты, то ли разбойники... Однако непосредственности, пожалуй, даже больше, чем у взрослых.


- Уууу-х! - кричат дети, поднимаясь на крыльцо, а войдя в дом, колядуют кто во что горазд. Хотя хозяева более чем снисходительны, "выступить" обычно требуют "как положено"! И девчонки поют вполне традиционные частушки:


- А у нас во дворе


Квакали лягушки!


А я с печки босиком -


Думала, подружки!


Впрочем, "верности канонам" особенно не требуется. Кто-то поет песенки из мультфильмов, совсем маленькая девочка вместо колядки читала "У лукоморья дуб зеленый... "


Оригинально колядовала следующая группа, состоящая из старших школьниц. Украшенные елочной мишурой, еще на крыльце они брали, что называется, быка за рога, исполняя чуть ли не в стиле рэпа:


- Денег нету, нету,


нету, нету...


Дайте мани, мани,


мани, мани...


Последнее окончательно убедило меня, что я вижу не театрализованную постановку, а действительно народный праздник, участники которого вовсе не зациклены на том, чтобы все делать "по обычаю". Точнее, обычай один - чтобы было весело!


Хождения продолжаются почти час, а потом постепенно заканчиваются.


- Как успехи? - Останавливаю стайку ребятишек. - Много наколядовали?


- А как же - по тридцать рублей! Идем чипсы покупать! - отвечает паренек лет двенадцати. - Каждый год ходим. Сами собираемся. И костюмы сами делаем - не покупать же, это нерентабельно будет, - рассудительно поясняет собеседник. - А вы специально приехали наших ряженых смотреть? Сейчас-то уже их мало стало. Да и вообще, в селе людей все меньше остается. Вот у нас в школе в девятом классе один ученик всего учится! Да и в других всего по нескольку человек. Каждый день учителя спрашивают. Вымирает деревня. Когда я в первом классе учился, намного больше ряженых ходило - с гармошками, на любой улице слышно было. А сейчас вот и не видно никого. И где все порастерялись?


Однако это был еще не конец гуляньям. Наколядовавшись, ряженые прямо в костюмах отправились в клуб, а вскоре подтянулись туда и другие сельчане. Начался новый этап праздника, представлявший собой нечто среднее между современной дискотекой и традиционным сельским "пятачком": были и забавные конкурсы, и цыганские песни под караоке с цыганскими же плясками, и вполне современные танцы под последние хиты российской эстрады. Разошлись почти в полночь, причем молодежь отправилась кататься на ледяную горку!


... Неизвестно, сколько еще лет продержится в Фоминичах обычай колядовать под Новый год - традиции отмирают на глазах. На снятой фоминичским видеолюбителем записи 2004 года, которую мне показали, видно, что даже два года назад компания ряженых была больше. Впрочем, это процесс закономерный... Жизнь не стоит на месте, новое сменяет старое, и ничего в этом плохого нет. Другое дело - пока не поздно, стоило бы записать сохранившиеся там обряды, ибо представляют они нужный для этнографических исследований материал. Не думаю, что Фоминичи - такое уж уникальное село, наверняка многие древние традиции в той или иной мере бытуют и в других селах и деревнях Калужской области, просто мы о них не знаем. Населенных пунктов в области много, краеведы и ученые физически не могут побывать во всех. И мы просим читателей помочь - поделиться информацией о сохранившейся "живой старине" , о населенных пунктах, где до сих пор проводят народные гулянья с традиционными обрядами.


Автор и его единомышленники ждут писем по адресу: 248030, Калуга-30, а/я 613. Заранее спасибо!