Главная >> 5 >> 26

Московский фестиваль "Гончарный круг" - праздник для коллекционеров

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в феврале 2006 года принял участие в организации и проведении выставки "русский стиль" , на которой среди Множества различных экспонатов было представлено современное гончарство. А с 13 по 22 апреля 2007 года наш музей планирует провести Московский фестиваль "Гончарный круг".


Он состоится на открытой площадке перед зданием музея, на Делегатской улице. Подобный фестиваль проводится в Москве впервые. В нем примут участие мастера из разных областей России и ближнего Зарубежья, которые привезут гончарную посуду и глиняную игрушку для широкой московской публики и коллекционеров.


Судьба традиционного русского гончарства (оно включает горшечное дело и изготовление игрушек: свистулек, простейших фигур) - это своеобразное отражение истории народа. Феномен России в том, что до нашего времени почти без изменения дошли многие типы архаической игрушки. Их по-прежнему изготавливают современные мастера. Зарождение игрушек связано с древними языческими временами. Прежде ими не играли. Они были предметами религиозного обряда. Постепенно, при укоренении православия и утрате цельного "природного мировоззрения" , старые верования приобрели характер суеверий, а игрушки стали детскими забавами, принадлежностью народных праздников, ярмарок.


Гончарным ремеслом занимались целые деревни, так называемые центры гончарства. Они были в тех уездах России, где располагались природные залежи глины. Мастера крутили посуду на ручном или ножном гончарном круге. Обжиг производили в русской печи или горне. Посуду, в зависимости от местной традиции, расписывали ангобом, делали обварной или чернолощеной, покрывали поливой. Навыки и приемы, которым учились у родителей, держали в секрете от посторонних. Готовые изделия мастера или скупщики, возами и баржами везли на продажу.


Гончарная посуда, простая по формам, разнообразная по назначению, имела свои отличительные черты и признаки, в том числе по декорированию, она сохраняла особенную первичную красоту, целостную линию. Предметы керамики столь соответствовали своему предназначению, что некоторые из них остались основными, устойчивыми образцами до сего времени. Прежде всего это относится к тарелке, миске, кувшину, горшку, чашке. Но об этом в повседневном быту мы не задумываемся.


Глиняная посуда и игрушки, вероятно, имелись в каждом городском и деревенском доме, их было много, поэтому они долго не привлекали внимание собирателей. Художники и искусствоведы обратились к этой теме в конце прошлого века, когда из-за развития промышленности и активного влияния городской эстетики, народные промыслы переживали кризис. Сохранение традиционного гончарства - во многом заслуга русской интеллигенции. На рубеже XIX - XX веков профессиональные художники Иван Билибин, Николай Рерих, Михаил Васнецов и многие другие в поисках "русского стиля" обратились к пристальному изучению крестьянских поделок. Они оценили этический и религиозный потенциал народного творчества и разглядели в нем юмор, озорство, творческую смелость. Декоративность, лаконичность, конструктивизм, приемы крестьянского дизайна роднят крестьянское творчество с произведениями художников М. Ларионова, Н. Гончаровой, К. Малевича.


В годы советской власти народное гончарство разделило участь своих изготовителей - крестьян. Законодательными, идеологическими и экономическими рычагами подрывался национальный крестьянский уклад. Такая политика продолжалась вплоть до шестидесятых годов, когда отечественная культура, как бы очнулась и поняла, что в народе еще живы замечательные мастера.


Московский искусствовед Александр Фрумкиы (1941 - 1998) справедливо писал: "К сожалению, до сих пор преданы забвению многие очаги художественных ремесел. Их поддерживают лишь случайные заказы музеев и коллекционеров. Последние, однако, не всегда верно понимают свою роль в общении с народными мастерами: поборники "чистоты традиций" стараются, часто неоправданно, законсервировать, засушить живое искусство. И наоборот, искатели необычного, "уникального" толкают талантливых художников на создание произведений, лишенных традиционных корней... Важное место в этой работе должно принадлежать выставкам, посвященным различным видам народного творчества. Логично начать с гончарства... "


Сегодня хранителями традиции являются современные мастера-гончары, художники - большей частью городские. Это они подхватили, как упавшее древко знамени, традицию русского гончарства, незаслуженно забытого, недооцененного, преданного забвению на долгие, долгие десятилетия. Они - активные участники фестивалей, прошедших в Вологде, Твери, Скопине, Одоеве, Богородске, Смоленске и в других городах России, А теперь - в Москве. Фестиваль "Гончарный круг" неслучайно пройдет во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. В его залах экспонируется достойная коллекция работ крестьянских мастерок 60-80-х годов XX века и хранится уникальное собрание дореволюционного Музея кустарных промыслов. Кроме того, здесь, в Клубе искусствоведов ежемесячно проходят творческие встречи с коллекционерами и народными мастерами, проводятся их выставки. В музее можно получить консультацию специалистов, обсудить творческие проблемы, найти своего коллекционера.


Иллюстрации предоставлены автором.