Главная >> 5 >> 26

...Воистину воскрес!

"От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели Новые, во всю седмицу во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь".


(Шестой Вселенский Собор, 691 г.)


Как ни удивительно, но празднику Пасхи на Руси не так уж много лет - всего лишь 11 веков; официально он был введен в апостольские времена, в конце Х века. Любопытно также то, что изначально Пасха была настолько благочестивой, что в это время вообще не допускались никакие народные гуляния (даже верховая езда не одобрялась), а полагалось исключительно удивляться чуду воскресения. Но со временем нравы смягчились, и люди вздохнули свободнее: Русь, несколько запоздало включившаяся в одни из основных христианских празднований, быстро оказалась "впереди планеты всей" по масштабу гуляний.


Пасха всегда была одним из любимейших народных праздников. Встречали ее решительно везде - от московского кремля до самой бедной избушки в сибирской тайге. Причем праздновали с таким размахом, что иностранцы только рот раскрывали от изумления. Один любитель путешествий даже выпустил в 1620 году в Лейпциге специальную книжку о русской Пасхе, где, в частности, написал: "На всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя". По подсчетам педантичного немца, в Пасхальную неделю каждый русский дарил друзьям, знакомым и просто кому ни попадя до двухсот яиц, а уж подсчитать количество взаимных поцелуев и вовсе было невозможно.


Особенно активно приходилось целоваться русским царям. Им полагалось "творить целование во уста" с патриархом, митрополитами, архиепископами, епископами, архимандритами, игуменами и протопопом Успенского собора. При этом государи всем жаловали красные яйца - не только боярам, но и всем, кто гулял рядом с собором. В результате этих правил за царем-батюшкой следовали до пяти специальных телег с яйцами. Пустели они быстро, но на третий день Пасхи начинался обратный процесс: многочисленные священники, чиновники и просто гости, в свою очередь, дарили царям припасенные яйца - и тогда количество телег доходило до десяти.


Надо сказать, цари относились к Пасхе по-разному. Легендарный Иван IV (Грозный), например, в течение одной ночи три раза падал в обморок, принимая дары. А последний в истории России император Николай II, наоборот, прославился тем, что свел процедуру дарения-целования-приема до десяти минут, искренне ненавидя этот процесс - за него обычно отдувался не менее легендарный Григорий Распутин.


- За неделю до Пасхи, в понедельник начинается Страстная седмица, пост усиливается, - рассказал "Хронометру" архиепископ Астраханский и Енотаевский владыка Иона. - В Великий четверг совершается литургия, этот день называется еще Чистый четверг. В древности в этот день люди мылись, но только до службы - до 9 часов утра. Вечером читаются двенадцать страстных евангелие. Люди стоят с зажженными свечами, а после службы стараются донести огонек до дома и зажечь лампадку. Свечку нужно оставить, и когда человеку бывает тяжело, он страдает или начинает болеть, эту свечку нужно зажечь и помолиться, и человек обязательно получит облегчение. В Великую пятницу в два часа дня - вынос плащаницы, и по древней традиции, до этого времени люди ничего не вкушают - не пьют, не едят. Но это только те, кому позволяет здоровье. В Великую субботу - литургия, а в два часа дня в Покровском соборе начинается освящение куличей. В 11 часов вечера начинается Пасхальная заутреня и в 12 часов - Крестный ход.


Отдельно стоит остановиться на алкогольной тематике. Пить вино можно только после того, как отслужены все молебны. Но уж когда этот момент наступает, народ может погулять вволю, что он и делает с завидным азартом. Взрослые "гостюют" друг у друга, без меры пьют водку, поют песни и с особенным удовольствием посещают колокольню, где и трезвонят с раннего утра до 4-5 часов вечера, а иногда даже оттуда падают. Исторические документы свидетельствуют, что активность православных, как правило, заканчивалась тем, что батюшка посылал дьячков унять развеселившийся люд и прогнать всех посторонних с колокольни от греха подальше.


В современной России, конечно, до нетрезвых падений с колоколен дело не доходит, но лучшие пасхальные традиции сохранились. В первую очередь это касается куличей и других праздничных продуктов. Понятно, что мало кто готовит куличи самостоятельно - гораздо проще и значительно выгоднее купить их в магазине. Но, разумеется, нужно удостовериться в том, что куличи и пасха изготовлены в соответствии со старинными канонами.


Директор по производству компании "Лента" Ирина Вдовкина:


- В наших торговых комплексах практикуется традиционная технология замешивания дрожжевого теста: приготовление опары, брожение теста в течение 2- 3 часов, украшение готовых изделий глазурью. Тесто для куличей готовится по старинному русскому рецепту с большим количеством сдобы - яйца, маргарин, сахар, изюм. Что касается творожной пасхи, то это изделие из свежего натурального творога с добавлением яиц, сахара, изюма и цукатов. Изготавливается она по оригинальной технологии в специальных формах и украшается шоколадной глазурью. Процесс выпечки куличей в мини-пекарне можно наблюдать своими глазами, и получить его с пылу, с жару.


По традиции, в торговых комплексах "Лента" в канун Пасхи в торговых залах православные священники святят куличи для всех желающих.