Главная >> 5 >> 28

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ: ВЫ В МЕТРО

За месяц, прошедший со времени трагического февральского взрыва на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", наша боль не стала меньше, но жизнь берет свое. 9 миллионов пассажиров ежедневно продолжают спускаться в московское метро, и на их лицах угадывается не страх перед террором, а всегдашняя озабоченность - как бы не раздавили.


Дмитрий Гаев, начальник Московского метрополитена, признает, что на сегодняшний день столичная подземка "представляет собой переполненную квартиру". Она, по его словам, рассчитана на комфортную и безопасную перевозку лишь 7,5 миллиона человек в день. А при сверхнормативном "довеске" в полтора миллиона "можно обеспечить безопасность, но нельзя снять дискомфорт".


На мой взгляд, эти понятия надо не противопоставлять, а связывать воедино. В час пиковых нагрузок в толпе, спрессованной по схеме "сельди в бочке", труднее заметить потенциального террориста-смертника, а ему много легче взорвать себя, злорадно прикидывая, какую уйму безвинных жертв он унесет с собой. Так что снятие сверхперегрузок, в которых много лет работает столичное метро, обеспечило бы не только дополнительный комфорт, но и дополнительную безопасность.


И вообще, не потому ли так вольготно чувствуют себя преступники под землей, что прославленное московское метро за последние годы заметно пообносилось, замусорилось и временами напоминает не только переполненную квартиру, но и бомжатник? Под ногами в вагоне перекатываются пустые бутылки, в том числе из-под пива, только что распитого (что, кстати, строго запрещается делать в любой уважающей себя стране), а на скамьях, вытянувшись во весь рост, храпят алкаши. В такой атмосфере криминал самозарождается так же неизбежно, как вши на давно не мытом теле.


Так что заявление, которое Гаев сделал журналистам - Московский метрополитен - "самое безопасное место в столице", - по меньшей мере спорно. Для начала метро надо капитально вычистить, что безусловно требует больших усилий, но не слишком больших денег, которых в России фатально не хватает. Особенно на то, что насущно необходимо.


Что касается технических средств обеспечения безопасности, то в этом году около 6 миллиардов рублей предполагается потратить на оборудование вагонов камерами скрытого наблюдения, которые уже действуют на перронах и в переходах. Принято решение о наращивании численности подразделений милиции, обеспечивающей защиту порядка в метро. Их личный состав возрастет на полторы тысячи человек.


Что можно сделать еще? От установки в метро спецприборов по улавливанию взрывчатки его руководители дружно отказываются. Логика простая: допустим, прибор заподозрил ее наличие, а как выдернуть предполагаемого злоумышленника из толпы, плотность которой описана выше? Тут решать специалистам, но отвергать на корню идею, разработка которой ведется во многих странах, вряд ли стоит.


Мировой опыт, фрагменты которого мы сегодня воспроизводим, показывает, что арсенал антитеррора не так уж велик. Особое значение имеет отработка взаимодействия между силовыми и спасательными службами, властью и населением, что в России никак не складывается. Может, сложится хоть теперь, после "Норд-Оста" и 6 февраля?


Валерий Джалагония


Японцы навсегда запомнят запах зарина


Решение о том, что он приговорен к смертной казни через повешение, Си-око Асахара, предводитель секты "АУМ Синрикио", выслушал с полным бесстрастием. Однако, зная ярость, которую вызвало это сообщение среди фанатичных последователей апокалиптического культа, власти решили, что, начиная с 27 февраля, дня, когда был оглашен приговор Токийского окружного суда, охрана всех поездов метро в столице Японии будет осуществляться в усиленном режиме.


Продлившийся почти 8 лет процесс над Асахарой и его последователями, проведшими зариновую атаку против токийской подземки, позволил во всех деталях изучить жестокую идеологию и преступную практику "АУМ Синрикио" ("Учения истины АУМ").


Путь "АУМ" начался в 1987 году. Ее духовный лидер Тицзуо Мацумото, более известный под именем Сиоко Асахара, с самого начала предсказывал неизбежность Армагеддона и скорое приближение "конца света". Согласно "учению", генеральное сражение Сил Света, в лице сторонников Асахары и Сатаны за которым стоят все остальные, должно было состояться в 1997 году.


"Во время этой страшной битвы, - пророчествовал Асахара, - гора Фудзи взорвется, Япония уйдет под воду. Я тоже умру, но все верившие в меня спасутся, тогда как другие будут гореть в пламени ада". Готовясь к этой судьбоносной битве, секта сделала ставку на оружие массового уничтожения. Располагая огромными финансовыми ресурсами, общий объем которых оценивался почти в 2 миллиарда долларов, "АУМ Синрикио" приступила к проведению научных экспериментов в своих секретных научных лабораториях.


Ставка была сделана на производство нервно-паралитического газа зарина, впервые созданного перед Второй мировой войной нацистами, по-видимому тоже принадлежавшими к Силам Света. Первую "пробу сил" последователи Асахары провели в 1994 году в городе Мацумото, с властями которого они не смогли договориться об аренде земли. Тогда пронесшееся над городом облако зарина, распыленного ночью аумовцами с помощью специально оборудованного грузовика-рефрижератора, унесло жизни семи человек, около 200 пострадали от отравления.


Однако главный удар был запланирован на 20 марта 1995 года в токийском метро. Своеобразной репетицией этого теракта стал "несчастный случай" в Иокогаме, где в поезде отравились "неизвестным газом" 11 человек. Но это была лишь разминка.


Саму акцию, целью которой было создание политического хаоса в стране, запланировали в утренний час пик, когда столичное метро переполнено людьми, спешащими на работу. Для ее проведения были выбраны три линии - Хибия, Маруноути и Тииода, как лучи, сходящиеся к станции Касумигасэки, в районе, где сосредоточен комплекс правительственных зданий, включая офисы Главного полицейского управления. Последнее обстоятельство было особенно важным, поскольку сотни офицеров полиции используют эти линии, чтобы добраться на работу.


Для исполнения дьявольского замысла были отобраны пять активистов секты, которые оставили 11 пластиковых контейнеров с зарином (в каждом по пол-литра) в вагонах поездов, предварительно проткнув их заостренным зонтом. Действовали слаженно: вся операция заняла около 30 минут - с 7.40 до 8.10 утра.


Испарения вытекающей из емкостей ядовитой жидкости, которая находилась в движущихся поездах, быстро заполнили 16 станций, и пассажиры стали задыхаться. Вырвавшийся наружу зарин поражал и случайных прохожих вблизи входов в метро. Служащие подземки не смогли сразу обнаружить причину происходящего. Лишь спустя два часа после атаки, в 10.30, военные медики установили, что причиной отравления является зарин, и стали применять атропин в качестве противоядия. На проведение спасательной операции и обеспечение безопасности было брошено почти 10 тысяч полицейских.


Теракт унес жизни 12 человек, отравления получили свыше 5 тысяч. Более масштабных потерь удалось избежать благодаря слаженным действиям спасателей в лице полиции, медиков и пожарных.


Через два дня полиция провела в Токио и его окрестностях масштабное прочесывание объектов, принадлежащих секте "АУМ Синрикио", подозрения против которой накапливались давно. По всей стране были взяты под наблюдения отделения секты. Однако, как это ни странно, в первые дни трагедии никто из верхушки "АУМ" так и не был заключен под стражу. Прошел месяц, прежде чем были собраны необходимые доказательства, после чего последовали многочисленные аресты.


Зариновая атака в метро породила в Японии новый вид фобии - газовую. Для ее обозначения появился особый термин "сараноя". Менее чем за четыре месяца были зафиксированы несколько попыток осуществить крупную террористическую акцию с использованием отравляющих веществ. Так, в начале мая 95-го в подземке были обнаружены два пластиковых пакета, содержащих 3,5 литра веществ, образующих при соединении смертельно ядовитый газ - цианистый водород, способный убить 20 тысяч человек.


Министерство государственных земель и транспорта, в чьем ведении находится метро, выдало подробные рекомендации по недопущению и минимизации возможных потерь во время террористического акта. В качестве одной из контрмер предложило использовать видеокамеры, установленные по всему периметру станций. По мнению экспертов, они окажут "сдерживающее воздействие" на злоумышленников. А в случае реального инцидента видеозапись поможет проведению расследования и выработке плана необходимых мероприятий. Как нам сообщили в компании "Столичная ассоциация высокоскоростного транспорта", на принадлежащих ей линиях метро ныне оборудовано около 2000 видеокамер, ведущих съемку круглосуточно.


В то же время власти понимают, что полностью исключить возможность теракта нельзя. Поэтому одним из приоритетов научных программ, проводимых под эгидой правительства, является обеспечение служб метрополитена средствами скоростной коммуникации и оперативной диагностики. В настоящее время японская подземка имеет в своем распоряжении детекторы, позволяющие определять наличие химических веществ и сообщать об их возможной опасности. Не менее важными являются специальная тренировка служащих метро на случай чрезвычайной ситуации и улучшение координации между полицией и силами самообороны (так именуются вооруженные силы Японии), от слаженных действий которых во многом зависят человеческие жизни. Опыт показывает, что в случае получасовой задержки число летальных исходов при зариновой атаке приближается к 50 процентам, а в случае распыления спор сибирской язвы - к 75.


Особые меры безопасности предприняты в связи с отправкой национального воинского контингента в Ирак. В стране введен высший уровень террористической опасности, поскольку экстремисты из "Аль-Каиды" не раз угрожали нанести удар по японским городам, "как только первый японский солдат ступит на иракскую землю".


И все же, извлекая уроки из мартовской трагедии 1995 года, токийские власти полны решимости сохранить высокую марку столичного метро, по праву считающегося одним из лучших в мире. Многокилометровые автомобильные пробки, парализующие основные магистрали Токио, давно отвадили большинство его жителей от пользования личным автотранспортом. Метро с его ежедневным многомиллионным пассажиропотоком остается важнейшей транспортной артерией, задающей ритм деловой жизни Токио.


Андрей Антонов


ТОКИО


Перестроились и парижане


С терактами в метро одними из первых столкнулись парижане. Взрыв, прогремевший в 1995 году, радикальным образом изменил их отношение к этому виду транспорта и преобразил сам парижский метрополитен.


С тем, какие нравы в нем царили, я, как это ни странно, впервые познакомился в Москве, на станции "Дзержинская", ныне "Лубянка", в 1970 году, когда мне довелось сопровождать делегацию из стран "франкоговорящей" Европы, прибывшую на юбилейные мероприятия по случаю 100-летия Ленина.


Увлеченный беседой с гостями, я вздрогнул от дикого крика за спиной: "В милицию сдам мерзавца! С сигаретой! В метро! На площади Дзержинского!" Контролерша внушительных габаритов держала за горло одного из моих подопечных - щупленького лидера Национального союза студентов Франции Ги Конопники. Глаза у него были вытаращены от ужаса, а в руке дымилась сигарета. Эта сцена ожила в моей памяти, когда недавно я встретил фамилию тогдашнего нарушителя порядка, а ныне аналитика и публициста газеты "Фигаро" под статьей о кризисе левого движения. В тот раз мне долго пришлось объяснять разгневанной контролерше, что сигарета - не "иностранная провокация в святом для каждого советского человека месте", просто такие уж нравы у них, на Западе...


Через несколько месяцев мне довелось познакомиться с этим уже непосредственно в парижском метро. Пассажиры спокойно курили не только на станциях, но и в вагонах, бросая окурки прямо на пол. Запах стоял специфический, ведь многие французы предпочитают черный, а то и сигарный табак. Название станций и отправление никто не объявлял, пассажиры сами открывали двери на остановках изнутри вагонов или с перрона. Под ногами повсюду валялись использованные билеты, которые на некоторых станциях приходилось компостировать. Словом, парижская подземка не шла ни в какое сравнение с московской...


Так было до 25 июля 1995 года, когда на станции "Сен-Мишель" напротив собора Парижской богоматери в Латинском квартале был осуществлен теракт, унесший 8 жизней, около 200 человек были ранены. Не стоит верить рассказам о традиционной беспечности французов: в минуту опасности они способны мобилизоваться, отказаться от любимых привычек, а если потребуется, то и поступиться самым святым - правами человека.


Теракты в Париже (вслед за метро несколько демонстративных взрывов прогремели на поверхности, в мусорных баках; по счастью, обошлось без жертв), организаторами и исполнителями которых были алжирские исламисты, обострили болезненную для Франции со времен войны в Алжире тему исламского терроризма. Кстати, к ним имели отношение исламисты, действовавшие в Бельгии и Великобритании. Совсем недавно в Лондоне спецслужбы вышли на след террористов, готовивших теракт с применением рицина. Тогда же, в июле 95-го, после короткого шока жесткие меры безопасности были приняты незамедлительно и повсеместно. Вступил в действие антитеррористический план "Вижипират", разработанный еще в 1978 году и усовершенствованный с учетом обстоятельств. Его название образовано от слов "бдительность" и "пират" (в смысле угонщик самолета или другого транспортного средства).


О том, чтобы курить в метро, отныне не могло быть и речи. Заодно весь Париж остался без мусорных контейнеров и урн на улицах. Такая ситуация сохраняется до сих пор: контейнеры разрешено выкатывать только перед проездом мусороуборочной машины, а урны заменены пластиковыми прозрачными пакетами. Парижане смирились со многими неудобствами, даже с возможностью быть обысканными прямо на улице, понимая, что делается это во имя их безопасности. Полицейские патрули и призывы к бдительности населения уже тогда помогли предотвратить несколько возможных терактов.


Сегодняшний парижский метрополитен не идет ни в какое сравнение с тем, каким он был раньше. Изменилось не только его внутреннее убранство, но даже поведение горожан и многочисленных разноязыких туристов в парижской подземке, где царит чистота и - что еще более удивительно - тишина. Однако радоваться рано. После 11 сентября французские эксперты считают вполне реальной угрозу террористической атаки в метро не только с применением взрывного устройства, но еще более страшного химического или биологического оружия.


Так же полагают и сами парижане, о чем свидетельствуют опросы, проведенные СМИ. Не случайно французские власти постоянно шлифуют взаимодействие силовых, спасательных и других структур, чтобы быть готовым к любому развитию событий. Последние такие учения проводились перед Новым годом.


План "Пиратокс", разработанный на случай химической атаки террористов в метро, был экстренно введен в действие в самом центре Парижа в один из октябрьских вечеров. Выход из станции "Дом инвалидов", где проходили учения, расположен на пересечении самых популярных туристских маршрутов, всего в нескольких десятках метров от МИД Франции, офиса авиакомпании "Эр Франс" и знаменитого моста Александра III. Имитировалось применение печально знаменитого японского зарина. За учениями наблюдали главы силовых министерств и лично премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен, благо Матиньонский дворец находится в ста метрах.


Забота о безопасности в метро не ограничивается только учениями или патрулированием спецнарядов в поездах и на станциях. В подземке предполагается установить специальные датчики для определения биологического заражения, над созданием которых уже работают специалисты Управления вооружений Минобороны.


Уровень бдительности населения порой перехлестывает через край, но спецслужбы относятся к любым сигналам со всей серьезностью. За примерами далеко ходить не надо. На ручке двери Американского института, расположенного рядом с корпунктом ИТАР-ТАСС, после рождественской вечеринки кто-то случайно или в шутку забыл пластиковый пакет, содержимое которого не просматривалось. В считанные минуты этот участок улицы был оцеплен полицией, прибыли спасатели и пиротехники. И пока злосчастный пакет, к великой радости соседских мальчишек, не подорвали, полицейские вежливо, но настойчиво рекомендовали гражданам перейти на другую сторону улицы.


После новогодних праздников "Вижипират" в системе парижского метро и на электричках находится на самом низком из возможных - "зеленом" уровне. Но это не значит, что он отменен. План действует постоянно, но в несколько ослабленном режиме. Французы запомнили трагические уроки 1995 года и делают все, чтобы не допустить их повторения.


Юрий Ульяновский


ПАРИЖ


Безопасность подземки проверил... олень


Трагедий, подобных той, что случилась в начале февраля в Москве, газовой атаке в Токио в 1995 году или страшному пожару в южнокорейском Тэгу в 2003-м, вашингтонская подземка, к счастью, не видела. Это, однако, не означает, что к вопросам обеспечения безопасности американские специалисты относятся с меньшей серьезностью, чем их зарубежные коллеги. Представитель пресс-службы вашингтонского метрополитена Стивен Тобенкайбл, беседуя со мной, неоднократно подчеркивал: "Мы не полагаемся на удачу".


Вместе с тем, Тобенкайбл признал, что теракт, совершенный в московском метро, не привел к изменениям в работе службы безопасности транспортного управления Вашингтона. "Знаем ли мы о происшедшем? - задал он сам себе вопрос. - Разумеется. Делаем ли мы что-то иначе в свете событий в Москве?" Тут он на мгновение замешкался, понимая, что отрицательный ответ прозвучал бы неловко, но достаточно быстро нашелся. "В течение всего прошедшего после терактов 11 сентября 2001 года времени, - сказал мой собеседник, - наше управление находилось в состоянии повышенной готовности. Мы ни разу не опускали ее уровень. Ни оценки властями степени террористической угрозы, ни уведомления об этом по введенной американским правительством в начале 2002 года пятиступенчатой цветовой шкале не влекли за собой изменений в принятых нами правилах действий. И они не будут меняться в обозримом будущем, потому что мы живем в городе, который террористы считают одной из своих целей".


В системе транспортного управления Вашингтона занято около 10 тысяч человек. В его структуре имеется собственное подразделение полиции, в состав которого входят 385 стражей порядка, а также 16 собак, натасканных на обнаружение взрывчатых веществ. Обеспечивающие безопасность метро полицейские поддерживают тесный контакт с министерством национальной безопасности США, которое было сформировано после 11 сентября.


Кроме того, двое сотрудников полиции вашингтонской подземки прикомандированы к межведомственной антитеррористической рабочей группе, которую возглавляет ответственный работник ФБР. Именно по каналам этой структуры метрополитен в первую очередь обеспечивается оперативной информацией о возможных угрозах.


Стивен Тобенкайбл подтвердил, что лица, отвечающие за охрану подземки, постоянно участвуют в учениях и тренировках, совершенствуя навыки действий в чрезвычайных ситуациях. По его словам, для тех, кто отвечает за безопасность в метро, предметом особой гордости служит уникальный тренировочный объект, расположенный под Вашингтоном в штате Мэриленд. Это туннель, в котором находится настоящий электропоезд. Там в условиях, максимально приближенных к реальности, устраиваются учения, в том числе по тушению пожаров и ликвидации задымлений. Ни один из 13 других имеющихся в США метрополитенов подобным комплексом не располагает. Поэтому учения под Вашингтоном регулярно проводят сотрудники спасательных служб всех американских подземок.


Самое пристальное внимание уделяется технической оснащенности вашингтонского метро, что, в общем, неудивительно, если принять во внимание размер его бюджета. В текущем финансовом году он равен 1,2 миллиарда долларов. После событий 11 сентября увеличились и ассигнования на те же цели из федерального бюджета. Все это позволило вашингтонскому метро первым в мире обзавестись специальным оборудованием, позволяющим проводить обеззараживание большинства боевых биологических средств. Кроме того, как минимум на 12 его центральных станциях установлены сенсоры, распознающие наличие в воздухе опасных химических веществ. В ближайшей перспективе число таких станций планируется довести до 47.


В распоряжении полиции метро имеются также детекторы радиоактивности и взрывчатки. На абсолютно всех станциях установлены видеокамеры наблюдения, записывающие происходящее на пленку. Недавно в целях предосторожности со станционных платформ были убраны мусорные корзины и автоматы по продаже газет. А находящиеся у входов/выходов в метро баки для мусора заменены на новые, которые способны выдержать взрыв "адской машины", если ее вздумают в них засунуть.


Для борьбы с задымлением в туннелях метро через каждые 762 метра вырыты вентиляционные шахты, оборудованные вытяжными механизмами. Двери вагонов могут открываться механическим путем - на случай обесточивания электросети. А для предотвращения попадания дыма из туннеля в вагоны машинист имеет возможность перекрыть поступление наружного воздуха в вентиляционную систему поезда. Самое пристальное внимание уделяется взаимодействию с пассажирами, которых настоятельно просят информировать компетентных лиц о любых вызывающих подозрение случаях. В то же время в брошюре, составленной властями для пользователей подземки, подчеркивается, что виновные в распространении заведомо ложных сведений "будут наказаны по всей строгости закона".


В вашингтонском метро запрещается мусорить, курить, есть, пить, перевозить опасные и легковоспламеняющиеся материалы, а также животных, плевать и использовать без наушников аудио- и видеоаппаратуру. Несколько неординарно в нашем представлении выглядит призыв администрации метрополитена к пассажирам "немедленно кричать", если вы стали жертвой вора-карманника. "Не бойтесь кричать. Поставьте в известность о случившемся машиниста или начальника станции и требуйте транспортную полицию", - гласит инструкция.


Последним значительным инцидентом в метрополитене столицы США стал бесхозный флакон с каким-то сыпучим веществом, обнаруженный неделю назад на одной из станций. Она была закрыта на два с лишним часа, на место происшествия прибыли команды специалистов по нейтрализации опасных для жизни человека материалов. Но тревога оказалась ложной. Не обходится и без курьезов. Незадолго до прошлого Рождества, к примеру, на одну из станций по эскалатору... спустился олень. Немного побродив по платформе, лесной гость, которого изумленные пассажиры окрестили Рудольфом - в честь его мифического собрата, впряженного в сани Сайта-Клауса, - спрыгнул на пути и исчез. Видимо, впоследствии ему удалось выбраться на поверхность, поскольку ни о каких несчастных случаях информации не поступало.