Главная >> 5 >> 29

Под одной крышей и на чужой сцене

Балет "Москва": классика и современность


Бездомный театр с громким названием "Русский камерный балет "Москва" на сцене Молодежного театра отметил двойной праздник: открыл свой 15-й сезон и справил 50-летие творческой деятельности своего директора и художественного руководителя Николая Басина. Собственно, в "Москве" под одной крышей (простите, крыши как раз и нет -на земле, вблизи Крестьянской Заставы, выделенной Юрием Лужковым для строительства театра, похоже, появится еще один долгострой) сосуществуют два коллектива, танца классического и современного. Пальма первенства в этом тандеме бесспорно принадлежит труппе современного танца, возникшей в 90-е годы, когда contemporary dance в России был искусством андеграунда. В ее репертуаре замечательные спектакли: "Весна священная" Игоря Стравинского, поставленная французским хореографом Режисом Обадиа, и "Взлом" голландца Пола Селвина Нортона, одного из самых известных молодых хореографов Нидерландов. В современных спектаклях смело смешиваются стили, рождаются новые формы, пересматриваются канонические стереотипы. Афишу составляют работы таких хореографов, как Эдвальд Смирнов и Наталья Фиксель, Раду Поклитару и Иван Фадеев. Именно современная труппа принесла театру и славу, и заслуженные награды: две "Золотые Маски" премию Союза театральных деятелей Москвы "Гвоздь сезона" и международный престиж - успех на мировых фестивалях.


Но обойтись без классики, которой, как известно, славится Россия, театр оказался не в силах и собрал труппу, специализирующуюся на золотом наследии балета. Эта труппа, конечно, несравнима по уровню с иными "балетными детьми" Москвы. И причины тому весьма объективны:


конечно, ансамблевость - краеугольный камень всех классических театров - не может быть достигнута артистами, закончившими разные школы и не попавшими в более успешные коллективы. И если кордебалет -проблема на сегодняшний день тупиковая (когда театр обретет свой дом, а стало быть, стабильность в плане репетиционных помещений и сцены, можно будет надеяться, что сюда потекут крепкие выпускники балетных школ), то среди солистов, ведущих "Лебединые озера" и "Щелкунчики" "Дон Кихоты" и "Шопенианы" и сейчас есть яркие индивидуальности: Наталья Чеховская и Василий Полушин, Марина Александрова, Екатерина Сороколетова и Алексей Бор-зов. Справедливости ради стоит заметить, что в противовес "Лебединым озерам" с некомплектом лебедей в театре наметилась тенденция постановки "игровой" камерной классики: редкий гость на московской сцене - "Привал кавалерии" единственный комедийный балет серьезного Мариуса Петипа, и "Волшебная лавка" Отторино Респиги, созданная для "Русских сезонов" Сергея Дягилева.


Кроме того, при театре действует Центр современной хореографии, объединяющий молодых экспериментаторов. Центр регулярно проводит Международный фестиваль современного танца "Рампа Москвы" участниками которого становились любопытные российские труппы и гости из Эстонии и Израиля, Германии и Словении, Греции, Канады, Италии.


Что касается самого юбилейного концерта, то он был адресован друзьям и постоянным зрителям. Только они могли безмятежно улыбаться не самым остроумным и приторно-сладким комментариям ведущего (Николай Тамразов) и "вычитывать" цитаты из путаного капустника, в котором под современную музыку не очень весело веселились и "классики" и "современщики".


Во втором отделении чествовали по преимуществу самого Николая Басина, который свой творческий путь начинал как артист балета в Карелии, потом сделался администратором московского Театра Ленинского Комсомола (старейшины актерского цеха тепло вспоминают его, что случается нечасто), продолжил искать себя в качестве организатора больших эстрадных программ. Тех самых, с которыми колесили артисты разных жанров по всем уголкам СССР и странам соцлагеря. Поздравить худрука "Москвы" приехали Игорь Крутой и Ксения Георгиади, Александр Левенбук и артисты "Геликон-Оперы" а также собратья по балетному цеху - солисты "Кремлевского балета" и "Русского балета"