Главная >> 5 >> 29

"ВСЕ МЫ НЕМНОГО КЕНТАВРЫ"

Нынешней осенью в шестой раз "Торговая газета" получила приглашение на Международный Волковский фестиваль Ярославле, эпиграфом и девизом которого являются слова знаменитого русского актера Михаила Щепкина: "Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны! " Говорят, что в стране 600 трупп, проводится до 250 фестивальных акций. Ярославская - едва ли не самая престижная из провинциальных. На сцене первого русского театра, созданного Федором Волковым в 1750 году, вручаются три ежегодных премии Правительства РФ имени прославленного актера людям искусства из столичных городов.


За одной из премий 2005 года в 100 тыс. руб. в Ярославль позвали художественного руководителя пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского Георгия Исаакяна. Он молод, смел, неординарен в подходах к музыкальной драматургии, известен творческой выдумкой и экспериментами. Свидетельством тому была и опера "Бестиарий", оказавшаяся трудной для восприятия. Ее название - от средневековой книги и о "бестиях" - загадочных диковинных животных, к которым относятся грифоны, сфинксы, обладающие человеческим началом. По немецкому заказу либретто оперы написал московский переводчик и критик Алексей Парин, музыку сочинил харьковский композитор Александр Щетинский. Впервые ее услышали год назад в монастырской церкви XII века маленького германского городка Локкума на международном фестивале "Сакро Арт".


- Во все времена люди обращались к теме: чего в человеке больше - божественного или животного? - пояснял Исаакян. - В оперном проекте "Бестиарий" использованы мотивы новеллы Франца Кафки, сказок Карло Гоцци и Ханса Христиана Андерсена. Спектакль не дает ответа на извечный вопрос: его должен сделать каждый слушатель.А вообще-то, все мы немного кентавры.


4 оперных певца за час с небольшим пытаются предстать жабой и жуком, принцессой и министром, священником и попугаем, набрасывая или скидывая с себя белые одеяния, под которыми непривычно выглядят обтягивающие тело костюмы телесного цвета.


Второй лауреат - народный артист России Николай Горохов из Владимира выбрал для показа премьеру сезона "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира. Московский режиссер-постановщик Александр Огарев отнесся к классике своеобразно, что позволило некоторым театроведам сравнить спектакль с капустником. Его легко и задорно сыграли ученики Горохова из его школы-студии при драматическом театре. Сам мэтр довольствовался небольшой ролью.


- Это Шекспир, - комментировал он, - но несколько другой.


Новое звучание получила и комедия "Свадьба Кречинского" Александра Сухово-Кобылина, с которой выступила труппа Новосибирского академического молодежного театра "Глобус", ставшая третьим по счету, коллективным обладателем правительственной награды. Действие было перенесено московским режиссером Мариной Глуховской из дворянского дома в современный бутик, насыщено музыкой, вокалом.


Наряду с лауреатами, в фестивале по традиции приняли участие актеры из других театров России, ближнего зарубежья и даже из Вашингтона. Им, в знак признательности, волковцы дарили хрустальные колокола, изготовленные мастерами Дятьковского завода с изображением здания театра и портретом его основателя. Кострома, Воронеж, Санкт-Петербург, Магнитогорск - ежевечерне менялись города, приславшие театры на фестиваль. И каждая труппа старалась показаться оригинальной: в прочтении и постановке пьесы, игре актеров, декорациях.


Большинство спектаклей, представленных драматическими театрами, оказались музыкальными или "с музыкой", как поскромничал Казанский академический русский большой драматический театр имени В. И. Качалова в афише "Трехгрошовой оперы". Она звучала даже не в записи, а в исполнении оркестра, расположившегося в глубине сцены.


Калужский государственный областной театр поразил музыкальным ревю "Если любишь, найди...", в котором на провинциальной танцплощадке в течение двух часов актеры поют и танцуют под шлягеры прошлого века, не произнося между собой ни слова. Национальный академический драматический театр имени М. Горького из Минска участвовал рок-оперой "Анджело и другие" по произведениям А.С. Пушкина. В афишу фестиваля был включен и балет "Кассандра" Национального оперного театра "Эстония" (Таллинн). А какой водевиль бывает без песен, романсов, танцев? И верно, не бывает, отвечает актеры МХАТа имени М. Горького спектаклем с водевилями Н. Некрасова и В. Соллогуба, поставленные народной артисткой СССР Татьяной Дорониной. Два дня она сама была в Ярославле у земляков. В фойе театра продавался ее юбилейный альбом за 1000 руб.


Верные классике, ярославцы сыграли премьеру спектакля "Бешеные деньги" А.Н. Островского, также поставленного московским режиссером народным артистом России Сергеем Яшиным. Гости и зрители увидели в образе Кучумова народного артиста России Владимира Солопова и отметили его 80-летие.


Не пустовала и камерная сцена. 2 вечера на ней с моноспектаклем "Как это делалось в Одессе" по рассказам Исаака Бабеля выступал внук писателя художественный руководитель, актер и режиссер театра-студии имени Станиславского в Вашингтоне Андрей Малаев-Бабель.


Праздник искусства был впечатляющ. Он собрал почти полтысячи участников и продемонстрировал, чем живет современный театр, находясь вне театральной столицы, которая тем не менее влияет на театральный процесс, посылая ставить спектакли своих режиссеров.Фото:


- "Козий остров" (Магнитогорский театр имени А.С.Пушкина)


- Сцена из спектакля "Свадьба Кречинского" (Новосибирск)


Ярославль