Главная >> 5 >> 29

Улыбка на фоне логарифмов

В ее альбомах рядом с фотографиями - листочки, исписанные 11-классниками разных лет. Уходя из школы, ребята оставляли свои слова благодарности учителю. Прочитаем их сегодня.


"Хочу сказать спасибо за то, что вы „вбивали" в меня любовь к математике, к логарифмам и интегралам, за то, что всегда поддерживали меня, за то, что „ тянули за уши", за то, что вытянули".


Валентина Александровна Шайхуллина сама училась в физико-математическом классе, скорее всего, там и корни любви к точным наукам, и особая дружба, которая отличает ребят из таких классов. Ее одноклассники до сих пор, почти сорок лет спустя, раз в пять лет встречаются. Вспоминают учителей, особенно великолепного преподавателя математики Касира Сафиновича Сафина, ушедшего уже из жизни. Кстати, из их класса многие стали педагогами.


Первый урок Валентины Александровны состоялся тридцать один год назад. По распределению она поехала в башкирский райцентр. Вела математику и физику, была комсомольским секретарем.


Потом настал сибирский период жизни. В Тюменской области пришлось поработать и пионервожатой, и учителем начальных классов. Весной 1986 года математик Шайхуллина с мужем и сыном приехала в Стрежевой. Заканчивался первый учебный год новой школы номер четыре. Ее коллектив стал для Валентины Александровны третьим и навсегда своим.


- Мне тут комфортно. Я очень люблю наш коллектив. Хорошо работалось с Владимиром Петровичем Турубановым, с которым мы создавали городскую физматшколу. У нас всегда была очень интересная жизнь: школа выставляла на смотрах большой учительский хор, на соревнования - волейбольную и баскетбольную команды. А какие методические праздники проводили! Большинство наших преподавателей любят школу, идут на работу с радостью. А как дружна наша кафедра математики и информатики! Мы, учителя со стажем, стараемся помочь молодым, и те не сторонятся нас. Все вместе то едем на "Рыжую дачу", то устраиваем какие-то капустники, то готовимся к соревнованиям. Только возраст в последнее время сдерживает. И все равно, когда работаешь с ребятами, возраста не замечаешь.


"Дорогая Валентина Александровна! Огромное спасибо вам за то, что вы меня терпели и учили эти годы, заботились обо мне, дарили улыбки и т.д. и т.п.!"


- Я очень люблю улыбаться, - говорит учитель, лицо которой и во время разговора, и на фотографиях в альбоме действительно очень часто украшает улыбка.


Хотя математика - предмет серьезный, и на уроке находится место улыбке - подбадривающей и ироничной, приветливой и понимающей.


- Я всегда говорю ребятам: знания нужно поглощать весело, с аппетитом!


А если у кого-то нет „аппетита" к ее предмету? Если в точных науках человек „не тянет"?


- Не всем дано постичь математику, но, если я вижу, что человек старается, готовится, я рада ему помогать, объяснять так, чтобы до него дошло. Я работала в разных классах, среди которых были и откровенно слабые. Но в то же время они были такими человечными, душевными, и мне с ними было хорошо.


Из всех человеческих качеств я больше всего ценю порядочность. Если ученик поступил непорядочно, что-то сделал исподтишка, за спи - ной, я, конечно, продолжаю его учить - никуда не денешься. Но внутри какая-то стеночка отчуждения возникает и отворачивает меня от этого ученика. Считаю, что если есть порядочность, надежность, то все остальное приложится. Со слабым классом у нас было много человеческого, внеурочного общения, я много с ними работала, и, глядя на это, они и экзамен сдали хорошо. Когда я узнала результаты, откровенно радовалась!


"Дорогая В.А.! Спасибо вам за все, что вы для меня сделали! Я еще вернусь (за помощью!)." И в самом деле они возвращаются. Приезжают на вечера встречи, и тогда все желающие пообщаться не вмещаются в кабинет. Приходят просто так, оттого что потянуло в школу, захотелось поделиться, посоветоваться. Все физматклассы она считает своими, любит, помнит и для их выпускников становится не менее близкой, чем классные руководители. Тем более что кто-то из классных руководителей уже уехал из Стрежевого, и ребята идут к своей „маме Вале".


Валентина Александровна возглавляет городскую физматшколу, работающую по субботам на базе четвертой школы. Она очень любит своих „фэмэшат" - нестандартных, погруженных в формулы и задачи, целеустремленных, потрясающе работоспособных. Эти мальчики и девочки, загруженные до предела, занимаются, когда другие гуляют на улицах. В обычном окружении их нередко считают „заучками", „ботаниками", говоря языком нынешних подростков. Ребята, которым дано больше, чем другим, раскрываются среди себе подобных, среди равных.


Она называет выпускников разных лет - лидеров городских олимпиад, призеров областных. Был среди ее учеников даже участник всероссийской математической олимпиады. Практически все ребята становятся студентами престижных вузов Томска, Новосибирска, даже Москвы.


"Я хочу сказать, что вы замечательный человек и потрясающий учитель. Без капельки лести скажу, что за десять лет обучения в школе я не встретила учителя лучше, чем вы." Автор этого высказывания эмоциональна так, как бывают эмоциональны 17-летние. В школе-юбиляре много замечательных учителей. Но на общем фоне труд и педагогический дар Валентины Александровны Шайхуллиной не остались незамеченными. В 2001 году она получила нагрудный знак „Почетный работник общего образования Российской Федерации", в 2003-м - почетную грамоту. А в этом, 2005-м, стала лауреатом премии губернатора области.