Главная >> 5 >> 29

МАМА НАДЯ И ЕЕ ТЕАТРАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

Накануне открытия 25-го юбилейного сезона в ТЮЗе директору Надежде Даниловской присвоено почетное звание ''Заслуженный работник культуры РФ" - за большой вклад в развитие искусства Брянской области. Завлит театра Елена Предко от имени нашей газеты поздравила Надежду Ивановну и побеседовала с ней о планах и надеждах нового сезона.


- Надежда Ивановна, как ощущает себя человек, получивший такую награду?


- Скажу прямо - приятно. Очень радует, что так вот весомо отметили 35 лет моей, смею думать, безупречной работы.


- Думали ли вы в юности, что станете директором театра?


- Сколько себя помню, всегда стремилась быть лидером. Когда избирали в школе секретаря комсомольской организации, огорчалась: почему не меня?! Уверена была, что справлюсь. Это осталось на всю жизнь. Постоянно стремилась что-то и кого-то организовывать. Но, конечно, не представляла, что буду директором театра. Кстати, когда уже работала в драмтеатре, режиссер Георгий Андреев сказал: "Надя, ты - будущий директор, вспомнишь меня потом". Меня тогда это смутило, а вот в конце концов его слова сбылись.


- А что привело вас в культуру?


- Точнее сказать, кто - мой первый муж, работавший в театре драмы художником по свету. Свободная должность на тот момент была одна - распространитель билетов, с нее-то я и начала. А через три месяца меня назначили администратором.


- После окончания ГИТИСа я приехала по распределению в Брянский драмтеатр, где меня настороженно и очень по-разному встретили. Но первым человеком, протянувшим мне руку, был директор Александр Владимирович Васильев, который поддержал и как бы вел меня, знакомил с театром, опекал. Я знаю, что в вашей театральной судьбе он тоже сыграл заметную роль.


- Это был удивительный человек. Настоящий интеллигент, эрудит, грамотнейший профессионал. В театре и о театре он знал абсолютно все. Воспитывал меня, говоря, что в театральном деле нет и не может быть мелочей, все важно. Я бесконечно ему благодарна за "школу", тот бесценный опыт, который я получила, находясь рядом с ним. Он научил меня любить, понимать артистов, трепетно к ним относиться, уважать и ценить их очень тяжелый труд. Без артиста театра не существует! И в целом я благодарна тому театральному поколению, нашей гордости - М. Гермацкой, Г. Постникову, В. Грозеву, В. Богатыреву, М. Гавриловой, Н. Лисовскому, А. Есиповой, В. Медведеву. Все они мне дороги и близки.


- Какие театральные события были для вас наиболее значимыми?


- Никогда не забуду 50-летие драмтеатра. Первые гастроли в Москве, да не где-нибудь, а на сцене "Современника". Мы показывали нашу "визитную карточку" - спектакль "Эхо Брянского леса" С. Шарова, достойное произведение о войне. Успех был такой, что на второй день очередь за билетами растянулась до ближайшей станции метро, я не преувеличиваю. В финале после закрытия занавеса зрители не отпускали нас со сцены, вызывали бессчетное количество раз, минут тридцать не стихали овации. Такое навсегда остается в памяти.


Ну а из событий последних лет - замечательный театральный капустник, который подготовил коллектив ТЮЗа к моему недавнему юбилею. Он тронул меня до глубины души и показал отношение ко мне окружающих людей.


- Насколько я помню, вы были, что называется, на своем месте в драмтеатре. Почему же перешли в ТЮЗ?


- Время стало разительно меняться, из театра драмы ушли близкие мне люди, такие как мой большой друг и коллега Валентина Шевченко. Поэтому, когда я получила предложение перейти в ТЮЗ, не долго раздумывая, согласилась.


- И через шесть лет вас назначили его директором. Скажите откровенно, не страшно было?


- Еще как страшно! Стать директором ТЮЗа, в котором всегда была масса проблем, - это взвалить на себя неподъемный воз. Но тогдашний начальник управления культуры Людмила Сорокина поверила в меня, поддержала и убедила в том, что у меня все получится. Надеюсь, она об этом не пожалела.


- Как вы думаете, сейчас, по прошествии многих лет, чего достиг ТЮЗ под вашим руководством?


- Как я уже сказала, в ТЮЗе всегда было много проблем. Они не все еще решены, но мне кажется, мы достойно выходим потихоньку из этого трудного положения. У нас сложился сильный профессиональный коллектив, устоялся хороший ритм производственной деятельности. И главное - то, ради чего театр и существует: наши спектакли радуют зрителей.


Зданию ТЮЗа пятьдесят лет, поэтому каждый год приходится что-то ремонтировать. К сожалению, до сих пор нет современного технического уровня световой и звуковой аппаратуры. На выездные спектакли мы ездим с доисторическим катушечным магнитофоном! Нам, конечно, помогают, особенно в последнее время стали больше нас финансировать. Но дыр, увы, слишком много - латать и латать. Хотелось бы привести в порядок малый зал и показывать в нем спектакли.


- Ни для кого не секрет, что ТЮЗ после отъезда Л. Кулагина вот уже почти два года без главного режиссера. Спектакли ставят приглашенные режиссеры из других городов. Вам приходится решать наряду с хозяйственно-административными и все творческие вопросы. Как удается это совмещать?


- А что остается делать?! Но я не одна, у меня отличные помощники во всех структурах и цехах театра. Мне, как никому другому, необходим рядом главный режиссер (и коллективу в целом тоже) как воздух. Мы ищем молодого, интересного режиссера, знающего современный театр, сегодняшнюю молодежь.


- О ТЮЗе главным администратором работает ваша старшая дочь Оксана, она пошла по вашим стопам. Вы повлияли на ее выбор?


- Конечно, Оксана выросла в театре. Все спектакли смотрела десятки раз, знала наизусть огромные сцены, и часто дома у нас были "вторые" спектакли. К счастью, она никогда не мечтала стать актрисой, хотя хотела работать кем-нибудь в театре. Мой опыт, видимо, сказался. Она получила хорошее высшее образование и успешно работает. Ответственна и исполнительна, имеет свой профессиональный стиль. Мне за нее не стыдно.


- Так сложилось, что буквально каждый человек в нашем коллективе в сложные, драматичные периоды своей жизни обращался к вам за помощью. И меня вы не раз выручали, а десять лет назад, когда я пропадала абсолютно без работы, просто спасли, пригласив в ТЮЗ.За это человеческое понимание и участие все мы искренне вам благодарны. Для вас действительно все работники в театре одинаково важны, их проблемы на какой-то момент становятся своими?


- Да, именно своими. Ведь театр - это большая семья, где все близкие люди. Если я узнаю, что кому-то плохо, ломаю голову, как помочь. Вы сами, Елена Николаевна, знаете, что я никогда не жду, чтобы ко мне обратились с просьбой, а, опережая, предвидя, иду навстречу человеку. Стараюсь быть в курсе всех дел и никого не забыть.


- Для того, чтобы управлять такой большой театральной семьей, конечно же, нужны силы. Видимо, вам их дает ваша собственная семья?


- Совершенно верно! Я считаю, что я счастливая женщина: у меня любимый муж, две великолепные девочки, растет внук и, слава Богу, жива мама. Вот они-то, их тепло, забота и любовь, и помогают мне держаться на высоте во всех ситуациях.


- Надежда Ивановна, сезон у нас предстоит юбилейный, яркий. Но праздники праздниками, а остаются и будни. Над чем коллектив будет работать?


- Главный акцент сезона мы делаем на классике. Открываемся премьерой "Вассы Железновой" М. Горького. Затем Михаил Мамедов поставит комедию А. Грибоедова "Горе от ума". А уже после юбилея, ближе к весне, вновь к нам приедет Михаил Скандаров для работы над драмой Ф. Шиллера "Коварство и любовь". Все это серьезнейшая драматургия, думаю, спектакли будут интересными, событийными. А параллельно с этим в течение сезона актеры самостоятельно будут репетировать чудесную сказку Е. Шварца "Золушка". Это их собственная инициатива, которую я с радостью поддержала. Впереди много дел, так что сидеть в кабинете сложа руки не придется.


- Присоединяюсь ко всем поздравлениям, которые вы сейчас получаете, и желаю вам самой, вашей малой и большой семье успехов и благополучия.