Главная >> 5 >> 29

Дом для Мельпомены

К 100-летию омский театр получил замечательный подарок


ЭТО СТАРИННОЕ ЗДАНИЕ, ПОСТРОЕННОЕ В СТИЛЕ РУССКОГО БАРОККО, УЖЕ ДАВНО И ПО ПРАВУ СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ АРХИТЕКТУРНЫХ СИМВОЛОВ ГОРОДА НА ИРТЫШЕ. ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ К НЕМУ ПРИШЛА ПОСЛЕ КРУПНОМАСШТАБНОЙ РЕСТАВРАЦИИ. РАСХОДЫ НА НЕЕ ИСЧИСЛЯЮТСЯ СОТНЯМИ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ, ЧТО УЖЕ САМО ПО СЕБЕ КРАСНОРЕЧИВО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ТОМ, КАКОЕ ВНИМАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ УДЕЛЯЮТ ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА.


В Омске любят театр. История этой любви началась давно. Упоминания о первых любительских спектаклях, которые ставили офицеры гарнизона Омской крепости, относятся еще к середине XVIII века, когда в стране профессиональный театр только создавался. Позднее самодеятельные постановки скрашивали нелегкую жизнь каторжан Омского острога. Об этом упоминает Ф.М.Достоевский в своих бессмертных "Записках из Мертвого дома".


В мае 1874 года в городской роще было выстроено первое деревянное театральное здание. Вот что писал по этому поводу омский житель в газету "Сибирь": "Город наш небогат, средства наши невелики, но наше чиновничество несет последние гроши, прислуга - жалованье; у кого нет - занимают, продают, что можно. В лавках заметно упала продажа товаров... Мясники жалуются, что господа ныне берут в долг и не платят. А все театр. Такова потребность цивилизации".


Первое здание театра через три года сгорело. Спектакли шли в манеже - казарме на Плацпараде. В 1898 году купец П. К. Сичкарев выстроил для театра новое деревянное здание с ареной, залом и амфитеатром.


Но настоящим праздником для омских театралов стало 24 сентября 1905 года. Именно в этот день распахнул свои двери новый театр, построенный по проекту городского архитектора Илиодора Хворинова, и был сыгран спектакль "Ревизор". И по сей день это здание в стиле русского барокко многие считают самым красивым в Омске.


На первых порах оно было красно-кирпичным. Оштукатурили его в 1912 году. Еще через несколько лет была завершена лепнина, в нишах на фасаде появились бюсты Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, а над крышей - композиция "Крылатый гений" чешского скульптора Владимира Винклера. Оказавшись в начале Первой мировой войны в русском плену, он много и плодотворно работал в Омске.


Со временем театр оброс пристройками и стал, как говорили приезжавшие на гастроли режиссеры, похож на торт. За столетие здание ремонтировали не раз. Но такой реставрации, как нынешняя, еще не было. Говорят даже о регенерации здания, потому что ревизии, проверке на прочность подвергались все конструкции от самого основания фундамента. И хотя реставрация заняла не один год, архитекторы и строители сумели так составить ее график, что репертуар почти не пострадал - показ спектаклей все это время практически не прекращался.


Строили в начале XX столетия воистину на века, стены толщиной в метр были нормой. А в подвале, который является и фундаментом, они и того толще. Но время берет свое. И строительные работы начались с усиления грунтовых оснований, с закачки песка под фундамент.


Потом омичи увидели обновленный фасад. Класс реставрации - даже в грамотном выборе колера для стен и крыши.Много сегодня предпринимается попыток обновить старину в историческом центре города, выбираются дорогие современные материалы. Но сколько стилевых неточностей! Театр же на Любинском проспекте выглядит эталоном и в цветовом решении, и в аккуратной проработке всех деталей.


В начале XX столетия нынешние классики, а в ту пору смелые реформаторы театра К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко настаивали на том, что не украшением лож должен быть прекрасен театр, ничто не должно отвлекать зрителей от сцены, и потому для МХАТа были выбраны интерьеры серого цвета. Омский театр стал золотой серединой между двумя крайностями. Торжественная строгость, лаконизм и изящество отделки особенно очевидны сейчас. Нежный желтый цвет - как раз тот, что был "родным". И когда освободили от наслоений многочисленных побелок лепные украшения, стали понятны их сюжеты. Например, в ложах бенуара открылась барельефная композиция из двух скрещенных жезлов, один из которых венчает образ Арлекина. А раньше казалось, что изображены пушки. Люди пожимали плечами, гадали, какой смысл вкладывал художник, украшая зрительный зал воинственными символами.


Считается, что при реставрации предпочтительнее всего следование эстетике оригинала. Но это не всегда верно. Сегодня полы фойе отделаны гранитом. А в 1905 году они были созданы из самого современного в ту пору, невиданного прежде материала - асфальта. Когда мостовые были булыжными, а тротуары деревянными, казалось возможным применить асфальт в зданиях.


Гранит заказывали в Италии, трех видов. Например, в чудесной голубой гостиной гранитный пол синеватого оттенка. Мрамор, конечно, тоже пригодился: из него выточены балясины лестницы, а перила украшены камнем под названием змеевик. Эти работы выполнили мастера из Екатеринбурга.


В начале минувшего столетия строители, с любовью отделывая долгожданный в Омске театр, использовали редкие материалы. Например, под бархатной обшивкой лож бенуара обнаружился бамбук. И нынче реставраторам поставляется все самое лучшее и отовсюду.


Кресла изготавливались по заказу в Испании. Элегантные, как вся испанская мебель, они обиты малиновым бархатом. Цвет кресел, занавеса - привычный для зрителей.


Важный заказ выполнялся для театра в Чехии. Эта страна славится изделиями из стекла и хрусталя. Для Омского академического театра драмы фирма "Прециоза" создала люстру - повторение старинной. Здесь же изготовлены бра для лож - фирма отвечает за все освещение зала.


Уникальным достоинством первого омского театра была и остается акустика. Актерам не нужно форсировать голос, на галерке слышен даже шепот. Акустика восхищает всех, кому доводится играть на нашей сцене. А среди них немало поистине выдающихся имен. Достаточно вспомнить Вацлава и Владислава Дворжецких, Спартака Мишулина, Юрия Кузнецова.


Отдельная большая страница в славной истории театра - работа на его сцене вахтанговской труппы. В начале Великой Отечественной войны ее здание в столице сильно пострадало от немецкой бомбардировки. Театр эвакуировался в Сибирь. На берегах Иртыша он провел около двух лет. Оба театра - местный и столичный - все это время выступали на одной сцене. Эти трудные годы стали для омских актеров и режиссеров своеобразным мастер-классом, хорошей школой профессионального мастерства. В память об этом на здании омского театра установлена мемориальная доска.И хотя с тех пор сменилось уже не одно поколение актеров, театры продолжают дружить. Свидетельство тому - обменные гастроли нынешним летом. Отныне они будут проводиться регулярно.


Столетие здания академический театр драмы отметил "капустником" и "днем открытых дверей", который был объявлен впервые. В экспозиции выставки можно было увидеть картины омских художников С. Сочивко, Г. Кичигина, Г. Баймуханова, А. Садчикова, М. Разумова - все они изобразили на полотнах театр. Все ведущие омские фотографы снимали здание с разных точек. Из прекрасных фотографий Андрея Кудрявцева составлен юбилейный набор открыток. На Камерной сцене проходила встреча с главным режиссером Евгением Марчеллии презентация новой книги "Берега любви" заслуженной артистки России Елены Аросевой - сестры исполнительницы пани Моники в не сходившей много лет с экрана телевизора популярной передачи "Кабачок 13 стульев".


Сказать, что в день открытых дверей в театр пришло много омичей - значит ничего не сказать. Экскурсии шли одна за другой, человек по пятьсот каждая. Люди приходили группами и семьями, в гардеробах оставляли детские коляски, а малышей брали на руки. Заполнены были залы, репетиционные, фойе. За кулисы и обратно потоки людей двигались гуськом, навстречу друг другу. Когда еще увидишь гримерные артистов, декорационный цех, пульт помрежа, пространство под сценой...


Так массово, с неподдельным интересом летом ходили омичи на раскопки Успенского кафедрального собора. Кстати, на старинной фотографии театр и собор сняты вместе. Два уникальных памятника архитектуры и истории, два символа города.


Заведующая музеем театра, заслуженный работник культуры Светлана Яневская рассказывает об интереснейших страницах в истории театра:


- Мне кажется, что особенно дорого не оформление стен, а то, что происходило в этих стенах. Они впитали энергию таких великих актеров, как Иван Мозжухин, Иван Слонов, Михаил Тарханов, Владимир Гарденин, Павел Орленев. Совсем недавно здесь играл на виолончели Мстислав Ростропович. Омичи последними видели на сцене Иннокентия Смоктуновского. А какого потрясающего таланта были корифеи омской сцены Александр Щеголев, Борис Каширин, Татьяна Ожигова, Ножери Чонишвили! Каждый из них оставил в этом здании частицу своей души. Сейчас вечерами театр подсвечен. Его облик меняется в зависимости от погоды, времени года, собственного настроения. Но всегда кажется, что здание живет, дышит. Здесь ясно работает ум, острее эмоции. В здании театра никогда не происходило разделений коллектива, не приживались склоки, конфликты оканчивались гармонией отношений, проблемы разрешались. Счастливый дом. И это чувствуют зрители. Они принесли в подарок музею коллекции старых программок и даже фотографию труппы 1914 - 1919 годов.


История продолжается. Специалисты утверждают, что, после столь масштабных работ по реставрации, Омский академический театр драмы еще сто лет точно простоит.