ГЛАВНАЯ > ХРОНИКА > КАТОЛИЧЕСКИЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ КОЛОКОЛЬНИ ИВАНА ВЕЛИКОГО

Ярким событием в предновогодней Москве стало завершение первого этапа реставрации шедевра русского зодчества - колокольни Ивана Великого. Заказчик работ - музей-заповедник "Московский Кремль", генеральный подрядчик - реставрационно-производственное предприятие "Таргет-цель", проектировщик-ООО "Реставратор-М".

Самая высокая колокольня нашей столицы в народе называется Иваном Великим. Она была сооружена на месте церкви Св. Иоанна 1ествичника. Автором проекта стал современник и земляк Леонардо да Винчи итальянский зодчий Бон Фрязин. Он создал сооружение высотой около 60 метров. В первом ярусе сохранили престол древнего храма. Это было детище последнего из Рюриковичей Федора Ивановича. После предоставления им права управления страной своему шурину Борису Годунову стройка продолжилась. Борис Годунов решил построить в Кремле храм по образу Иерусалимского и приказал увеличить размеры колокольни, надстроив ее верх высоким барабаном с золоченой главой. Получился стиль архитектуры ломбардо византийский.

Как свидетельствуют летописи, помимо иностранных мастеров, постройкой занималось много русских людей, которым Борис Годунов во время голода хотел дать заработок. Благодаря их труду высота столпа вместе с крестом достигла 81 метра и на протяжении двух веков Иван Великий был самым высоким зданием не только в Москве, но и во всей Руси.

В память об окончании строительства колокольни под ее главою была сделана надпись из огромных золоченых букв: "Изволением Святой Троицы, Повелением Великого Государя, Царя и Великого Князя Бориса Федоровича, всея России Самодержца, и сына его благоверного Великого Государя Царевича Великого Князя Федора Борисовича всея России. Храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 года" (1600 г. - Прим, редакции). Спустя пять лет, во времена великой Смуты, ставший царем сын Бориса Годунова Федор Борисович при приближении к Москве Лжедмитрия I был свергнут и убит, а надпись на Иване Великом была залеплена. Она была открыта спустя почти столетие по повелению Петра Первого. При нем и затем при Екатерине II строительные работы в Московском Кремле активно продолжались, и Иван Великий стал архитектурным ансамблем, состоящим из столпа, Успенской звонницы и Филаретовской пристройки.

Первый ярус занимала церковь Св. Иоанна Лествичника. Между ней и вторым ярусом - высокая цилиндрическая пустота, около которой шла вверх винтовая лестница. По преданию, тут Лжедмитрий хотел устроить римско-католический костел. Третий ярус - непосредственно колокольня. Всего колоколов на Иване Великом с пристройкой было 34 общим весом 16 тысяч пудов. Звон всех колоколов вместе разрешался только по самым большим праздникам и, по преданиям, производил чарующее впечатление.

На звоннице уникальным местом является так называемое гульбище. Это обзорная площадка. Выше нее, на самом верху колокольни, - вызолоченная глава. На ней - крест, составленный из нескольких железных полос и обитый медными позолоченными листами. Но этот крест новый, а самый первый был снят Наполеоном. В 1812 году при отступлении из Москвы французы пытались взорвать многие достопримечательности, в том числе колокольню Ивана Великого, но лишь слегка повредили ее. В 1814-1815 годах она была восстановлена.

На вершину колокольни поднимался и начинающий поэт Михаил Лермонтов. Он написал блистательное эссе "Панорама Москвы", в котором передал не только восторг от Первопристольной, но и глубокое раздумье о Кремле: "Что величественнее этих мрачных храмин, тесно составленных в одну кучу, этого таинственного дворца Годунова, коего холодные столбы и плиты столько лет уже не слышат звуков человеческого голоса, подобно могильному мавзолею, возвышающемуся среди пустыни в память царей великих? ! ".

Подняться на верх звонницы, ставшей памятником пышного и вместе с тем несчастливого царствования Бориса Годунова, многие годы могли все желающие. В путеводителе, который был издан в начале XX века, говорилось: "Колокольня Ивана Великого. Осмотр ежедневно. Спросить сторожа".

Стоил этот народный "аттракцион" пятачок.

В первые годы после революции 1917 года вход в Кремль был доступен для всех, но после кончины Ленина вплоть до середины 50-х годов эта историческая территория стала вотчиной руководства партии и правительства. Ущерб памятникам Кремля был нанесен в годы Великой Отечественной войны, когда на эту заповедную территорию и ее строения падали вражеские бомбы. Памятью об этом служит мемориальная доска на здании бывшего Арсенала.

Было бы неверно утверждать, что власти были равнодушны к судьбе памятников. В XX веке этот памятник неоднократно реставрировался. Тем не менее все эти годы он находился в таком состоянии, что посетителей не подпускали к нему дальше порога. А что было там, знали только специалисты. Например, исследования показали, что первоначально фасады звонницы были окрашены красной краской "под кирпич", а уже потом украшены белокаменными деталями. Для того чтобы сделать открытым доступ внутрь колокольни, потребовалась крупномасштабная реставрация

По словам генерального директора Государственного историко-культурного заповедника "Московский Кремль" Елены Гагариной, реставрация самой высокой в Москве кремлевской колокольни проводится в рамках подготовки к празднованию 200-летия музея "Московский Кремль" в 2006 году. Датой основания музея считается 10 марта 1806 года, когда был издан указ об открытии Оружейной палаты.

На подготовку к 200-летию правительство выделило средства из федерального бюджета, на нужды Ивана Великого - 96 млн. рублей. Пока речь идет о первом и основном этапе реконструкции - создании в первом ярусе колокольни музея истории Московского Кремля и его архитектурных памятников. С помощью подлинных документов и уникальных музейных технологий XXI века предполагается воссоздать путь Кремля с 1147 года до нашего времени.

К юбилею колокольню решено открыть для посетителей. Но для этого пришлось выполнить большой объем подготовительных и проектно-реставрационных работ. Как уже говорилось выше, генеральным подрядчиком возрождения Ивана Великого является реставрационно-производственное предприятие "Таргет-цель". По словам его генерального директора Вячеслава Суслина, эта фирма уже 15 лет занимается реставрацией памятников архитектуры, поэтому вопрос о выборе подручных материалов и технологий не стоит. Вместе с тем каких-либо заменителей или имитаторов природного камня быть не должно. Вот почему предприятие использует традиционный для Москвы натуральный белый камень.

Важная роль в возрождении Ивана Великого принадлежит проектировщикам - коллективу научно-производственного центра "Реставратор-М". В нем трудятся сотрудники ведущих российских реставрационных организаций. Работая в тесном контакте с научными учреждениями, в первую очередь с Российской академией наук, сотрудники "Реставратора-М" используют цифровые технологии в реставрации, разрабатывают новые методики и программные продукты, многократно доказавшие свою эффективность на практике. В Московском Кремле они заняты на реставрационных работах Успенского и Благовещенского соборов, Оружейной палаты и колокольни Ивана Великого.

Помимо работ на первом этаже, много сделано по реставрации всех элементов фундамента и фасадов колокольни, по позолоте ее главы, буквенного пояса, жгутов, кокошников. Поэтому есть уверенность, что новый музеи истории и архитектуры Кремля будет открыт к весне. В музее будет создана уникальная аудиовизуальная экспозиция, на которой в трехмерном формате будут воспроизводиться этапы развития кремлевского комплекса.

Итак, пока закончена первая очередь реконструкции кремлевского исполина. А в 2007 году планируется завершить вторую очередь, и тогда любой желающий сможет осмотреть Кремль и Москву с высоты птичьего полета.

Владимир ЖУРАВЛЕВ
"Строительная газета" N 051 стр. 15 от 23.12.05
Публикация i21_25487p0