Главная >> 5 >> 34 >> 1

Ровно тридцать лет и три года

Работает в томском театре драмы актер Александр Ланговой


Александр Васильевич Ланговой родился 1 января 1945 года в селе Лифляндка Алтайского края. Отслужил в ракетных войсках. В 1968 году поступил на актерское отделение Свердловского театрального училища. С 1972 года работает актером в Томском театре драмы. Сыграл более ста ролей. Как режиссер осуществил постановку восьми спектаклей. За создание спектакля "Темная история" был награжден премией областного театрального конкурса "Маска-94" - "За самый шлягерный спектакль". Автор и постановщик юбилейного представления "Нам - 150", а также целого ряда бенефисов, капустных программ, презентаций. В течение четырнадцати лет избирался председателем Томской организации Союза театральных деятелей России.


"Прекратить смехи!"


- Это были мои первые гастроли по области. И роль первая на томской сцене - коварный соблазнитель Агишин в комедии "Женитьба Белугина". Приехали мы в большое красивое село Назино. Клуб небольшой, набился полный, люди пришли со своими табуретками, скамейками. Дверь на улицу открыта, и там народ стоит. Принимают спектакль замечательно: там, где нужно, притихнут, где нужно - вздохнут, а там, где надо смеяться, смеются. И вдруг во время монолога Белугина встает в первом ряду солидный мужчина и говорит: "Товарищи артисты, я хочу сказать слово". Белугин - Олег Афанасьев - вступил в диалог: "Мы еще не закончили. Вот когда кончится спектакль, тогда и скажете". - "Нет, сейчас скажу, товарищи артисты, и можете продолжать". Он повернулся к зрителям и сказал: "Товарищи колхозники, как вам не стыдно! Вы же видели, что при входе в клуб висит афиша, на которой русским языком написано "Томский ДРАМАТИЧЕСКИЙ театр". Отставить смех! Если кто-нибудь еще гыгыкнет, полетит отсюда вверх тормашками! Продолжайте, товарищи артисты". В зале наступила гробовая тишина, зато на сцене "раскололись" артисты, просто "поплыли", а за кулисами хохотали монтировщики, костюмеры, парикмахеры. Отхохотавшись, Олег обратился к выступавшему: "Вы председатель этого колхоза?" Председатель, видимо, был прежде военным. Он вскочил и ответил: "Так точно!" - "Пожалуйста, разрешите своим людям посмеяться". На что тот ответил "Слушаюсь!" и повернулся к залу: "Смейсь!"


Когда в кабинет даже на несколько минут заходит Саша Ланговой, он обязательно оставит на память какую-то шутку, байку, историю. Больше всего он рассказывает о театре. Что естественно. Не только потому, что он служит в томской драме более тридцати лет. А потому, что театр - его работа, любовь, предмет постоянных забот и размышлений и просто смысл жизни. Нет, он не фанатик со взором горящим, а нормальный мужик с разнообразными интересами и пристрастиями. Но все перечисленные качества все равно как-то сходятся на театре. У Лангового есть безусловный талант литератора - его публиковали и в томских газетах, и в журнале "Сибирские Афины". Но публикации эти по большей части посвящены театральным историям. Не раз было доказано, что обладает Ланговой и режиссерским потенциалом. Помню, как наши ведущие актеры Галина Непорожнева и Дмитрий Киржеманов начали самостоятельную работу над спектаклем "Скамейка". Очень скоро поняли, что без режиссерского глаза не обойтись, и пригласили в компанию Александра.Оба актера яркие, с сильными темпераментами и несколько склонные к эмоциональному перехлесту. И именно Ланговой сумел с ними выстроить всю партитуру действия, уточнить психологический рисунок, построить мизансцены. Спектакль получился тонким, умным.


Отдельная песня - театральные капустники.


Смеялись долго зрители


И к выводу пришли,


Что Сашеньку родители


В капустнике нашли.


Дело о трупе


И капуста в огороде у Сашиных родителей произрастала, и пироги капустные мама Пелагея Никитична пекла. Тем более что в послевоенные годы в деревне Лифляндка все жили в основном на "подножном корме". Но жили замечательно. По опубликованным и устным рассказам Александра можно предположить, что шукшинские "чудики" населяют все алтайское пространство - порода там такая выведена. Все талантливые, все с "закидонами" да плюс еще с необыкновенными фамилиями, чему был посвящен рассказ Лангового "А Жуков пас коров... " - история о том, как милиция расследовала в их деревне дело об утопленнике.


Небольшая цитата: "Василий Егорыч, мужчина обстоятельный и, как полагается заведующему складом, авторитетный, по очереди подал милиционерам руку, по очереди представился: - Василий Егорович Трупп, Трупп Василий Егорович. У милицейских отвалились челюсти. Василий Егорович смотрел на них в упор, лихорадочно прикидывая, чего им от него надо: мясца ли, медку или просто семечек для забавы. "Без председателя не дам! Без председателя не дам", - стучало у него в голове. Первой челюсть пришла в движение у старшего: - Это вы сегодня утонули?" А потом милицейские встречаются с главным бухгалтером Менделеевым, пастухом Жуковым и прочими необыкновенными персонажами обыкновенной российской глубинки. И если считать, что преданность Лангового родным корням находится в стороне от преданности театру, то это неверно. Потому что всем его односельчанам и родным явно не чужды артистизм, чувство юмора, обаяние - первостатейные театральные качества.


Что наша жизнь? Игра!


И все же Александр ни на что не захотел променять свою артистическую судьбу. Он - артист. Остальное - хобби. За прошедшие годы сыграл он огромное количество ролей. Разных. Конечно, каждый актер предпочитает роль "с ниточкой" - так в старину называли роли, текст которых состоял из нескольких страниц и их надо было сшивать. Но в "Поминальной молитве", спектакле-долгожителе, многие годы у Лангового была эпизодическая роль, а не так давно он начал играть одну из главных - Лейзера. Ввод в идущий спектакль - дело особо ответственное и трудоемкое. Александр создал выразительный, трогательный и смешной образ немолодого мясника, мечтающего о женитьбе на молодой девушке. Но и к маленькой, и к большой ролям он относился с одинаковой любовью. Сегодня зрители могут увидеть его еще в одном спектакле с долгой и счастливой судьбой - в "Игроках" по Гоголю. Лихой шулер в гусарском обличье за десять лет несколько заматерел, но по-прежнему браво существует в компании отпетых мошенников. Среди новых работ можно отметить хвастливого и трусоватого свекра в "Семейном портрете с дензнаками", и наполеоновского генерала Гурго в "Мадам генерал".


Если быть точным, то служба Александра Васильевича томской драме продолжается ровно тридцать лет и три года. Невольно напрашивается ассоциация: не является ли в данном случае театр той старухой, которая все время изводила героя разнообразными желаниями? Причем особенно много требовал театр в трудные для себя дни. Именно тогда Ланговой брался за постановку спектаклей, не просто удовлетворяя собственные амбиции, но и выручая коллектив во время вынужденных простоев или обеспечивая интересной работой актеров, мало занятых в репертуаре. Он легко и весело выполнял самые разнообразные обязанности, от которых другой рад был бы отмахнуться. Это могла быть незапланированная беседа со зрителями или выпуск стенной газеты. (К слову, в свое время стенгазеты в драме выходили многометровыми, яркими и смешными). Потому что он относится к особой породе, называемой "театральные люди". Для Лангового театр - единственно возможная среда обитания, он мог бы стать осветителем, столяром, но - в театре. Недаром еще можно услышать от старшего поколения: "Я служу в театре". Не работаю - служу. "Служенье муз... " Здесь он нашел жену, друзей, нашел судьбу.