Главная >> 5 >> 34 >> 10

ИСКУССТВО

Вертинский из Нового Света


Фредди Коул дал концерт в рамках фестиваля "Рио - Гавана - Нью-Йорк"


НА КУБЕ И В БРАЗИЛИИ ДЖАЗ СЕГОДНЯ чувствует себя как дома. Румбы, самбы и босановы вливают новую кровь в старый джазовый стандарт, а тот придает музыкальным "соседям" размеренность и благородство. Этот симбиоз принято называть "латиной". Он давно победил в обеих Америках, и насупленные критики-пуритане уже не призывают музыкантов блюсти чистоту жанровых кровей. Даже музыка Фредди Коула - этот образец традиционного салонного джаза - нет-нет да и прорастала карибскими мотивами, когда легендарный американец закрывал фестиваль в зале на Остоженке. Его пальцы гуляли по клавишам вальяжно и широко - так, наверное, фланировал бы по Рио-де-Жанейро наш Остап Бендер, если бы осуществилась его голубая мечта.


Квартет Коула исповедует камерный и очень мелодичный джаз. Его игра требует высочайшей техники, но слушатель этого как бы не замечает - настолько ароматны и головокружительны пассажи, которые Коул посылает в зал. Ну а когда аудитория целиком в его власти, Коул отходит от инструмента и демонстрирует свой вокал. Звучат его знаменитые речитативы, положенные на джазовые стандарты.


Бархатный голос Фредди наполнен исповедальными и вместе с тем лукавыми интонациями -зритель смущен и обольщен. Пение Коула часто сравнивают с выступлениями его знаменитого брата Нэта Кинга Коула, но в его вокальной манере слышны отголоски и Фрэнка Синатры, и Билли Холидэй. Казалось бы, темы песен очень просты - превратности судьбы, любовь, которая приходит и уходит, истерические измены и запоздалые сожаления... Этакий Вертинский из Чикаго или Нового Орлеана.Но надо видеть, как подает он каждую вещь, как превращает ее в маленькую сценку, разыгрывая в лицах. Не всякий выпускник театрального на такое способен.


В юности Коул хотел посвятить себя футболу, но из-за травмы руки (как это ни парадоксально!) стал профессиональным музыкантом. Не было ли здесь вмешательства свыше? Поворот в судьбе получился болезненным, зато мир обрел одного из главных музыкальных кумиров прошлого века.


Своим выступлением Коул наглядно демонстрирует, что необходимо помимо голосовых данных и техники, чтобы считаться хорошим джазовым вокалистом. Прежде всего быть шоуменом, чувствовать публику и уважать ее. У Коула и его товарищей это уважение проявляется во всем, даже в одежде. Выглаженные костюмы цвета кофе с молоком демократично контрастируют с благородной обшарпанностью древнего контрабаса и видавшего виды барабанного сета. Ну и, конечно же, умопомрачительный свинг - та самая "малость", которой часто не хватает российским джазовым талантам. Умение чувствовать тайную пульсацию, скрытую отнюдь не в сильных и слабых долях, дано не всякому. Наверное, для этого и впрямь нужно родиться негром.


Как-то Луи Армстронга спросили, что такое джаз, и он ответил: "Если вы спрашиваете, то никогда не узнаете..." Слушая Коула, даже профан поймет детскость этого вопроса. Однако набор музыкальных авторитетов, названных Коулом, говорите многом: "Дюк Элингтон, Телониус Молк, Луи Армстронг и Иоганн Себастьян Бах - самый джазовый композитор всех времен и народов".


Евгений Белжеларский


* * *


Идеологически подкованный стул


Авангардная мебель в Музее современной истории России


В БЫВШЕМ АНГЛИЙСКОМ КЛУБЕ итальянская торговая палата показывает мебель, сделанную по эскизам российских и итальянских авангардистов 1910-1920-х годов. Тот факт, что итальянцы, признанные законодатели моды в мебельной промышленности, обратили внимание на русский авангард, говорит о том, что в мебельной индустрии наступил кризис идей. Авторы проекта, который с итальянского переводится примерно как "Обжитое время" (Abitare il tempo), признаются, что обратиться к прошлому их вынудило отсутствие идей в настоящем: современники измельчали, стиля нет, единственное, что движет прогресс, - это постоянная жажда потребления. Резюме: нужно искать новые пути, а лучшее новое, как известно, - хорошо полежавшее старое. В результате исследователи вытащили на свет кучу эскизов футуристической и супрематической мебели, которая, по замыслу творцов начала прошлого века, должна была изменить взгляд современников на окружающую действительность. Однако вряд ли пыльный авангард способен стать идейным донором для современности, потому что за прошедшие девяносто лет взгляды общества на дизайн менялись многократно. И никого уже не удивят родченковские столы-трансформеры, не говоря уже о креслах, превращающихся в диваны.


Так что дизайнерские изыскания авангардистов, воплощенные лучшими итальянскими мебельными фабриками, выглядят вполне по-музейному. Все идеи, которыми мог поделиться авангард, уже были взяты и переработаны в 30-е, 40-е и 60-е годы. А идея Эль Лисицкого относительно стандартной, легко компонующейся мебели до сих пор используется всеми производителями кухонь, детских и гостиных. Жесткие супрематические формы, столь любимые Суетиным, Степановой и Родченко, были воплощены минималистами, а сегодня используются итальянцем Джорджио Армани, чью мебель еще называют "IKEA для богатых". Так что обращение к великому прошлому и дизайнерскому взрыву начала XX века оказалось хоть и эффектным, но совершенно бесполезным. Придется мебельщикам искать вдохновения где-нибудь в другом месте -архивы и библиотеки уже тщательно исследованы. Растительный и животный мир, правда, тоже уже дал жизнь своему дизайнерскому направлению. Остались неизведанные подземные глубины и космические просторы. А поисками общей идеи, которая объединила бы бездуховное современное общество, занимаются лучшие умы. Производителям мебели остается положиться на философов и терпеливо ждать окончания их поисков: прошлое уже ничего полезного не предложит.


Н.Ф.


* * *


Сиппуку


БОРИС АКУНИН УМЕР ДЛЯ ЕГО ПОХОРОН НЕ потребовалось ни воли автора, ни отсылок к Барту, одни лишь "Кладбищенские истории": нестандартный формат, линованная бумага, триста рэ в розницу. Что эта книжка обернется прибыльным проектом, было ясно заранее. Но вышло даже с перехлестом, за десять дней продали весь тираж - 50 тысяч экземпляров. Автор проекта един в двух лицах. Физическое - японист, умница, в прошлом служащий толстого литературного журнала Григорий Чхартишвили, и виртуальное - биограф Эраста Фандорина и баловень рейтингов Б. Акунин. Раздвоившись еще в 98-м, до последнего времени Чхартишвили был к Б. Акунину снисходителен. Никакой самостоятельной жизни ему не придумал, но невнятным силуэтом в котелке обозначил. Называл исключительно беллетристом, чем заранее пресекал попытки приблизить себя к "настоящим" писателям, оставаясь при этом в рамках уже сложившейся традиции (недаром известнейший из его предшественников, Козьма Прутков, - проект именно пародийный). Чхартишвили не помешало даже то, что он нарушал правила игры, подшучивая над мировой драматургией или перенося действия акунинских романов в век нынешний.


Общая обложка свела на нет зазор между человеком и псевдонимом, столь близкое соседство не пошло на пользу ни тому ни другому. Уровень путевых кладбищенских заметок, подписанных Чхартишвили, недотягивает до эссеистики. Одни изобилуют банальностями, другие - не более чем материал по теме. Сопутствующие им рассказы Б. Акунина откровенно вторичны и балансируют на грани фола (чего стоит хотя бы проживающий на французском Пер-Лашез вампир Карл Маркс). Впрочем, о художественных достоинствах Чхартишвили-Акунина уже спорено-переспорено. Гораздо примечательнее, что "Истории" свели на нет выстроенное Чхартишвили и милое интеллектуальному сердцу размежевание: существует, мол, элитарный японист и массовый беллетрист. Игра, затеянная как литературная, превратилась в жанровую всеядность автора.


Зачем? Первое, что приходит на ум, - рейтинг глаза застит. Миллионные тиражи гарантируют уже не читателя - почитателя, и дистанцию выдерживают единицы. Хотя чаще встречается обратное. На зависть адекватная Александра Маринина переквалифицировалась из детективщицы в романисты лишь недавно, сколько лет продержалась! К сожалению, Маринина как ни садится - все не годится. Но высоколобого возмущения ее метаморфоза не вызвала, хотя еще два-три года назад... Давно ли представления о прекрасном были строго регламентированы и казалось, что слово "рейтинг" намертво срослось с эпитетом "пресловутый"? Но сегодня, похоже, границы размываются. Последний роман Курчаткина "Солнце сияло" вошел в шорт-лист статусной Букеровской премии. А незадолго до этого выиграл в "народном" конкурсе " Российский сюжет" и скоро будет экранизирован. Да еще МХТ купил роман для постановки, а Олег Павлович не только много читает, но и метко ставит, извращая в своем театре репутацию "общедоступного".


Напоминающая надгробие обложка "Кладбищенских историй" сообщает годы написания: 1999-2004. Учитывая, что даты расположены, как на погосте - прямо под фамилиями авторов, - обложка выглядит недвусмысленно. Рождение Б. Акунина позволило отметить появление на рынке массовой литературы достойного качества. Естественно, и его кончина не могла пройти незамеченной. Ну а тем, кто до сих пор не разделяет простую истину, что успех отнюдь не всегда можно счесть ругательством, процитируем Дмитрия Александровича Пригова. Он уверяет, что есть такая немецкая пословица: говно не бывает невкусным, миллиарды мух не могли бы так ошибиться.


Юнна Чупринина


* * *


Грани неразумного


На московские экраны вышел фильм "Бриджет Джонс-2: грани разумного"


ЧТО И ГОВОРИТЬ, БРИДЖЕТ ДЖОНС, обаятельная толстушка, ради которой бедная Рене Зеллвегер дважды набирала по пятнадцать кило, - беспроигрышная лотерея, один из удачнейших голливудских проектов. Второй фильм, поставленный режиссером Бибэн Кидрон, ничем не хуже первого, где наша героиня вела нескончаемый дневник, анализируя свои поражения. Ведь с победами у мисс Джонс как раз-таки напряженка. Даже когда рыба - в обличье прекрасного принца - сама плывет к ней в руки, бедняжка Бриджет всячески отмахивается и отбивается от добычи, не веря своему счастью. Марку Дарси, безупречному (даже, пожалуй, слишком) джентльмену, придется буквально горы свернуть, прежде чем возлюбленная поверит в его чувства. Но судьба, как известно, благоволит к чистым сердцем: в конце концов Дарси, надежный, как весь гражданский флот, поведет Бриджет к алтарю. Такая вот история.


Казалось бы, ничего особенного, комедия как комедия, каких в Голливуде каждый год выходит с десяток-другой. Однако в случае с Бриджет Джонс финансовые показатели (сборы в мировом прокате уже составили более восьмидесяти миллионов долларов) не врут. В обаянии Бриджет есть что-то такое, что выходит за рамки просчитанного кассового хита. Разумеется, половину успеха обеспечивает Рене Зеллвегер, актриса милостью божьей, искрометная, талантливая и разнообразная. Кстати, она и в жизни напоминает свою героиню, чье главное достоинство - остроумие. Во всяком случае на пресс-конференциях Рене мгновенно реагирует на ситуацию, умеет "держать зал", никогда при этом не скатываясь до хамства.


Однако в неменьшей степени картина обязана своей оглушительной популярностью Хелен Филдинг - писательнице, придумавшей Бриджет Джонс. Что-то в этом роде давно витало в воздухе, именно такую героиню - неудачливую, закомплексованную, смешную и непосредственную -давно ждали читательницы. Такие же смешные, закомплексованные и неудачливые, как мисс Джонс. Что уж там греха таить - идентифицировать себя с какой-нибудь Кэтрин Зета-Джонс или Джулией Робертс осмелится далеко не каждая из нас. Победителей и победительниц, каковых в большом количестве поставляет неутомимый голливудский конвейер, в обычной жизни, согласитесь, не так уж много. В общем, Хелен Филдинг, честь ей и хвала, точно попала в цель. Насколько "просчитанным" был ее проект, неизвестно. Известно другое: коль нет таланта, просчитывай ни просчитывай, все равно промахнешься. Только очень самоуверенные люди полагают, что публика - дура. На самом деле угадать ее настроение не так-то просто. А уж написать человечную, живую, остроумную книгу непросто вдвойне. Недаром братья Коэны или, скажем, Тарантино читают только бульварную литературу. Из нее и черпают вдохновение: иногда книжки в мягкой обложке, столь презираемые интеллектуалами, точнее выражают умонастроение эпохи, чем книги заумные.Как говаривал Сент-Бев: "Дурной вкус простолюдина гораздо глубже коренится в действительности, чем утонченный вкус сноба". На том стоим.


Диляра Тасбулатова


* * *


Бит вокруг Кремля


На прошлой неделе легендарная группа "Браво" отпраздновала юбилей в Кремле


В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СРЕДИ ЖУРНАЛИСТОВ стало модным ругать музыкантов за "кремлевские" юбилеи: мол, слишком все пафосно и официозно. К лицу ли это вольному художнику? Однако любят наши рок-корифеи отмечать свои юбилеи именно в этом зале. Этакий, знаете ли, дурной хороший тон. Или, как сказал поэт, "влеченье, род недуга". Зато каждый патриарх, справив именины на фоне алого бархата, коим обтянут партер главного зала страны, считает своим долгом представить общественности нечто вроде объяснительной записки по этому поводу. Борис Гребенщиков, к примеру, утверждал, что таким образом выражается его тотальная ирония по поводу несовершенства мироздания. Ну а отец-основатель "Браво" Евгений Хавтан предложил куда более простое объяснение юбилейной гигантомании: "Мы прошляпили все сроки, и оказалось, что концертный зал "Россия" уже занят, а зал "Горбушки" не подходит для такого юбилея. Так что остался один


Кремлевский дворец". Да только вот как отплясывать разухабистый твист в этом самом бархатно-алом партере? Никакая охрана не позволит этакое бесчинство. Вот и пришлось публике чинно сидеть, положив руки на колени и кивая головой в такт "Московскому биту", "Черному коту", "Васе" и прочим взрывным нетленкам Хавтана и компании.


И все же этот бит вокруг Кремля не выглядит диссонансом. Ведь группа и раньше существовала как будто бы не в своем времени и не совсем на своем месте, как маленькая вселенная внутри большой. Хавтан, Агузарова, Сюткин и остальные участники этого славного предприятия, кажется, и не вспоминали о том, что на дворе - слякотные и сумеречные восьмидесятые. Главная рок-бит-твист-группа нашей страны, можно сказать, заведовала своей собственной эпохой -солнечными шестидесятыми. Эпохой стиляг, взбитых коков, клетчатых пиджаков и оранжевых галстуков - когда-то такие называли "пожар в джунглях". Помните: "От холода и ветра дрожит его спина, / Порвалась на гитаре четвертая струна, / И, как назло, сломался опять магнитофон - / Промокший и несчастный идет домой пижон. / Эй ты, пижон, куда идешь? / Скажи, пижон, где ты живешь? / Ну, где же твой пижонский рай? / Держись, пижон, не умирай". Это его, болезного, выслеживали на вечеринках комсомольские оперотряды, это ему устраивали выволочки на собраниях и грозили исключением из всех мыслимых и немыслимых заведений. Только все это было намного раньше, чем группа "Браво" явилась на свет. Когда же двадцать лет назад музыканты "Браво" вывели в своих песнях вечно танцующего героя -"мужчину небесной красоты" с искрометным юмором, вальяжными манерами и гитарой под мышкой, - в нем явственно ощущался привкус "ретро". Однако стиль группы не был просто кусочком ностальгии в яркой и привлекательной обертке. В их песнях та самая эпоха жила вопреки календарям. Она и сегодня, похоже, жива-здорова. Потому-то и поет эти старые песни о главном нынешняя музыкальная молодежь - "Би-2" и 5'Nizza, Илья Лагутенко и Татьяна Литвиненко, Светлана Сурганова и Макс Покровский.


Евгений Белжеларский


* * *


Из века в век перелетая


Выставка Екатерины Рождественской в Галерее искусав Зураба Церетели


4 декабря в Галерее искусств на Пречистенке откроется персональная выставка Екатерины Рождественской: около 150 фоторабот из знаменитой "Частной коллекции", кроме того, несколько вещей, сделанных в рамках двух других проектов - "Родня" и "Мужчина и женщина". Но изюминка выставки - галерея нигде ранее не публиковавшихся портретов, жанрово не связанных с уже известными проектами. Интересен и календарь "Двенадцать месяцев". Он, как и предыдущий, составлен из фоторабот в жанре ню. Двенадцать месяцев 2005 года олицетворяют двенадцать самых ярких звезд отечественного ТВ, кино, шоу-бизнеса и спорта.


Что касается "Частной коллекции", то она выставляется уже в десятый раз. Первый показ состоялся в октябре 2002 года в Московском доме фотографии, в залах которого уместилось 350 работ. По словам директора МДФ Ольги Свибловой, каждый день у входа выстраивались километровые очереди. Выставка побывала в Киеве, Одессе, Донецке, Харькове, Нижнем Новгороде...


"Частная коллекция" все время обновляется, уже создано около тысячи портретов, - рассказывает Екатерина Рождественская, - и в этот раз на выставку не попадут те персонажи, что выставлялись в 2002 году. Повторений будет очень немного".


Новые работы Рождественской публикуются в журнале "Караван историй". Многие признаются, что начинают знакомство со свежим номером с просмотра ее проектов (помимо "Частной коллекции" это "Родня", "Братья и сестры", "Реинкарнации", "Ассоциации") и уже потом приступают к чтению. Идея "вписывать" современников в контекст шедевров пришла Екатерине Рождественской в 1998 году во время церемонии ТЭФИ. Пока вручали призы, она придумала игру, пытаясь определить, кто из присутствующих мог бы попозировать для того или иного хрестоматийного полотна.Вскоре Екатерина сделала несколько фотосессий, подбирая к фигурам современников "шедевральный" антураж. Ход оказался точным и ярким. За пять лет в героях "Частной коллекции" побывали почти все наши звезды. Непревзойденной оказалась Людмила Гурченко - она хороша и в образе бесплотной девы Альфонса Мухи, и в роли любительницы земляничного мусса с картины Спира Раскина.


Рождественская несколько раз пыталась проект завершить, но каждый день подбрасывал ей новые идеи и образы. Хочется верить, что "Частная коллекция" еще не раз порадует нас новыми "приобретениями". Что и подтверждает экспозиция в Галерее искусств Зураба Церетели.


Ядвига Жук


* * *


800 миллионов долларов было потрачено на полную реконструкцию МоМА (Museum of Modern Art) - одного из самых известных музеев современного искусства в Нью-Йорке. Новое здание спроектировал японский архитектор Йошио Танигучи. По его проекту старое здание, сооруженное в 1939 году, было помещено внутрь нового. Также сохранился сад, в котором расположена большая коллекция скульптурных работ. Более 500 миллионов долларов музею "подарили" частные меценаты, но, несмотря на это, плата за входные билеты теперь повысится почти на 70 процентов и составит 20 долларов.


* * *


1 миллион рублей требует внучка Никиты Хрущева, Юлия Хрущева, от двух столичных издательств -"ЭКСМО-Пресс" и "Алгоритм-книга", выпустивших книги "Полководец Сталин" и "Генералиссимус". По словам адвоката истицы, в этих изданиях содержится ложная информация о ее отце: "Поводом для обращения в суд стало утверждение авторов этих книг, что якобы сын Никиты Хрущева - Леонид Хрущев -во время Великой Отечественной войны перебежал на сторону немцев, служил в СС, а затем по приказу Сталина был доставлен в Москву и расстрелян", - сказал адвокат Юлии Хрущевой Борис Кузнецов. Помимо этого Юлия Хрущева намерена получить компенсацию от авторов книг Владимира Карпова ("Генералиссимус") и Владимира Суходеева ("Полководец"). Правда, с них Хрущева просит взыскать всего 100 тысяч рублей.


* * *


2 миллиона фунтов стерлингов - в такую сумму оценивается коллекция драгоценностей Оззи Осборна, украденная из дома музыканта на прошлой неделе. Неизвестные проникли в особняк бывшего лидера культовой группы Black Sabbath с помощью обыкновенной стремянки. Сам Оззи и его супруга Шэрон в момент ограбления мирно спали. Услышав шум, Оззи проснулся, выбежал в гостиную и ухватил грабителя за шкирку. Тот, однако, вывернулся и улизнул с мешком, наполненным сокровищами семейки Осборн.


* * *


Какого вам Овна?


На следующей неделе, 10 декабря, состоится торжественная церемония вручения Национальной премии кинокритики "Золотой Овен". На пресс-конференции, предшествовавшей церемонии, один из учредителей премии, Марк Рудинштейн, попенял кинокритикам: мол, плохо себя рекламируете, не уважаете свой труд. Совершенно справедливо: как бы ни кичились творцы своим первородством, без критики в современном искусстве никуда. В Америке это, кстати, понимают: иначе бы "Золотой глобус", премия американских кинокритиков, не котировался бы столь высоко - почти так же, как "Оскар".


Уже подведены итоги первого голосования, по результатам которого определились претенденты в номинациях "Лучший фильм", "Лучшая режиссерская работа", "Лучший актер", "Лучшая актриса" и других. Любопытно, что в число соискателей в первых двух номинациях, самых престижных, не попал фильм Павла Чухрая "Водитель для Веры", победивший этим летом на "Кинотавре".Видимо, у критиков свой взгляд, им больше по душе "Настройщик" Киры Муратовой (кроме Муратовой, на премию за лучший фильм претендуют "Мой сводный брат Франкенштейн" Валерия Тодоровского и "Свои" Дмитрия Месхиева). Не исключено, кстати, что во втором туре голосования победит именно Муратова, давняя любимица отечественной критики.


Диляра Тасбулатова


* * *


Памятник себе


Вышел в свет новый роман Виктора Пелевина "Священная книга оборотня"


НЕГЛАСНЫЙ ТИТУЛ ПРИНЦА РУССКОГО постмодерна Виктор Пелевин получил в 1997-м. Тогда его роман "Чапаев и пустота" не попал в букеровский шорт-лист, но вызвал смятение в умах гуманитариев. Однако популярность ко многому обязывает - от писателя ждали новых свершений. Поначалу ожидания оправдывались. "Generation П" - рекламно-наркотическую сагу, в которой Пелевин анатомировал быт и нравы начала 90-х, растащили на цитаты, словно грибоедовское "Горе от ума". Однако следующий роман "ДПП (NN)" вызвал противоречивые отклики. И вот на прилавках новый опус. Основное ощущение: пелевинская проза лишилась непринужденности и легкости. Когда читаешь, а тебя словно несет по ледяной горке, выстроенной из метких метафор и узнаваемых аллюзий, - этого ощущения недостает. Кроме того, автору, похоже, изменило лингвистическое чутье. Имя героини А Хули - грубый каламбур. На китайском "хули", по мнению Пелевина, означает "лиса": получается "Лиса А" или "Алиса". Не смешно. Социальные аллегории, превращавшие когда-то пелевинские романы в актуальнейшую сатиру, заметно потускнели. Юная Россия, бичующая кающегося либерала, пристрастие героя к кетамину -все эти газетные реалии развернуты слишком натужно, поверхностно и прямолинейно. То же можно сказать и о вервольфе Александре, офицере ФСБ, который оборачивается серым волком и представляет другую идиому современности - "оборотни в погонах".


Да и вообще пелевинские герои на этот раз как-то плохо прорисованы - и банкир Степа, и копирайтер Татарский выглядели куда живее. Лисичка же А Хули и ее серый бойфренд напоминают китайскую лапшу быстрого приготовления - питательно, но неинтересно. Все это больше похоже на словесную анимацию, нежели на литературу - стилистика обложки лишь укрепляет это чувство. После "Книги" так и тянет перечитать старые поэмы Елены Шварц с прекрасно раскрученной темой Дао и лисьих чар. Вот где лисичка-оборотень по-настоящему обворожительна - "с родинками на запястье в виде Лебедя созвездья". Не то что "анимэшная" пелевинская Лолита с рыжим хвостом, зажатым между ног.


В общем, новый Пелевин -памятник себе бывшему. Но главное наблюдение вот какое: ситуация с Пелевиным симптоматична для всей постмодернистской прозы. В ней последнее время наблюдается явная стагнация. Виктор Ерофеев выпускает не слишком притязательные мемуары. Его "Хороший Сталин" не имеет той романной жилки, которая придает тексту серьезные литературные амбиции. Что до Сорокина, то он давно отошел от былой интертекстуальности и зубодробительной "низовой" эстетики и написал два облегченно-коммерческих романа - "Лед" и "Путь Бро". В перспективе все это грозит сменой аудитории. Отнимите у Пелевина Дао и Людвига Витгенштейна, а у Сорокина стилизации и фекальный китч - и они сразу попадут в объятия любителей женских детективов. Стоит лишь добавить пару трупов и флегматичного следователя.


Евгений Белжеларский


* * *


Тихий Достоевский


Студенческие "Мальчики" серьезны не по годам


ПОХОЖЕ, В РАТИ (БЫВШИЙ ГИТИС) вернулось время надежд. Спустя три года после последнего выпуска Петра Фоменко на финишную прямую вышел актерско-режиссерский курс его ученика Сергея Женовача, принявшего Мастерскую от учителя. Один за другим появляются спектакли студентов и педагогов курса: "Как вам это понравится", "ОБ-ЛО-МОВ-ЩИ-НА...": "Поздняя любовь". И вот теперь - "Мальчики" по девяти главам романа Достоевского "Братья Карамазовы", постановка и композиция самого Женовача. Из огромного романа взята лишь одна сюжетная линия: история штабс-капитана Снегирева - "мочалки" и его умирающего сына Илюши. Взята и поставлена так, что у видавших виды театралов, набегающих обычно на дипломные спектакли, дыхание перехватывает. В чем тут дело? Какой секрет? Внешне ведь все подчеркнуто незатейливо и даже статично: пустая сцена, несколько стульев да заветный камень, у которого после похорон соберутся словно осиротевшие мальчики. Безыскусные интонации, аскетизм в мизансценах, цветовой гамме. Отсутствие музыки, грима. Словом, Женовач идет до конца в своем желании оставить учеников один на один с Достоевским, с его безжалостной и целительной энергетикой. По собственному опыту зная о соблазне экзальтации и близких слез, режиссер бережно проводит их через эти театральные искусы и вместе с ними создает действие, поражающее своей мудрой, мужественной простотой. Странно говорить так о спектакле, где заняты совсем молодые люди, но что же делать, если другие эпитеты здесь неуместны? Ведь то, что происходит на сцене, сродни религиозному действу, тихому и сосредоточенному молитвенному деланию. Что, впрочем, совсем не отменяет театрального начала. Оно - особое, растворено в почти зримом движении авторской мысли, психологической точности. Чего стоит острое трагическое шутовство самого Снегирева (Алексей Вертков) или детскость Илюши (Сергей Пирняк) - кажется, он так и пахнет цыпленком. А умная сердечность Алеши (Александр Корученков), смешная отчаянная задиристость Красоткина (Андрей Шибаршин)? Конечно, как и во всякой учебной работе, не обходится и без "провисаний" или моментов актерского форсажа. Но трагическое напряжение нарастает. Спектакль незаметно переходит в зрительный зал. И только очистительное страдание над свежей могилой делает это соединение уже неразрывным. И здесь, конечно, хочется говорить не о конкретном спектакле, а о самом духе, стиле Мастерской. В ней - продолжение традиций педагогической режиссуры Кнебель, Фоменко, где обучение технологии профессии невозможно без поиска человеческой позиции, нравственного оправдания лицедейства.


Елена Сизенко


* * *


"Итоги" представляют


Немного солнца в холодной Москве


Девять свежих, с пылу с жару, французских картин - некоторые из них не вышли еще даже на парижские экраны -вот программа фестиваля "Французское кино сегодня", который пройдет со 2 по 5 декабря сразу в нескольких московских кинотеатрах. Товар лицом будут представлять такие мэтры, как Франсуа Озон и Жан-Пьер Жене. Новая работа последнего, картина "Долгая помолвка", равно как и "Квартирант" Александра Каааньетги и Корантена Жюлиуса, обещает вызвать наибольший зрительский ажиотаж.


* * *


Пой!


"Когда мы записали с "Бигудями" предыдущий альбом "Сейчас", я не видел никакой возможности для развития этой истории ни в музыкальном, ни в текстовом плане. Это могло быть только повторение с учетом тех или иных ошибок, с их разбором" - так литератор, актер, а с недавних пор и певец Евгений Гришковец предваряет свой новый проект "Петь", вышедший, по сути дела, по одной-единственной причине: Гришковцу очень понравилось выступать на концертах. 1 декабря при поддержке все тех же "Бигудей" он напоет новинку в галерее Арт-плей.


* * *


В движении


5 декабря завершатся столичные гастроли театра АХЕ. Питерская труппа привезла один-единственный спектакль, но именно тот, который в прошлом году стал лауреатом "Золотой маски" в номинации "Новация". Латинское название Sine loco переводится на русский как "Без места". Художники Максим Исаев и Павел Семченко целый час возят трибуну со зрителями между двумя площадками, на которых разыгрываются совсем не связанные между собой фантастические картины. По мысли авторов, перевозить зрителей гораздо интереснее, чем декорации.


* * *


На все руки мастер


3 декабря в Москве можно будет увидеть работы чешского фотографа Павла Брунцлика: в галерее на Солянке открывается его первая персональная выставка. Первоначально Брунцлик получил техническое образование, а затем стал еще и дипломированным режиссером и сценаристом документального кино. В 1981 году его пригласили работать на Телевидение Чехословакии, а через некоторое время Павел начал снимать документальные фильмы для студии Czechoslovak Army Films. Однако работа в рамках госпропаганды не давала ему возможности реализовать себя. Брунцлик стал свободным фотографом и объехал весь земной шар. В прошлом году он добрался до Байкала, а в ближайшем будущем собирается в путешествие по Сибири. Выставка продлится до 21 декабря.


* * *


Трудно первые сто лет


В Москве вновь показывают "Вишневый сад" режиссера Эймунтаса Някрошюса. Совместный проект Международного фонда К. С. Станиславского и литовского театра "Мено Фортас" приурочен сразу к двум вековым юбилеям: 100-летию первой постановки пьесы в Московском художественном театре и 100-летию со дня смерти самого Антона Павловича. Свою оценку тому, насколько "сумрачному литовскому гению" поддались российские артисты, можно будет дать, побывав на фестивале "Сезон Станиславского". Закроется фестиваль 7 декабря.


* * *


Человек большого спорта


На прошлой неделе скончался Алексей Бурков, один из самых профессиональных членов Лиги спортивных журналистов. В прошлом ватерполист и ведущий спортивных новостей российского телевидения, он в последние годы был директором и телезвездой спортивных каналов "НТВ Плюс". О своем друге и коллеге рассказывает комментатор Владимир Маслаченко:


- В обойму профессиональных спортивных комментаторов Алексей вошел последним - после вашего покорного слуги, Евгения Майорова и Анны Дмитриевой. У него был особый дар: оказываться в нужное время в нужном месте. Как у Д'Артаньяна. Впрочем, спортивный комментатор и должен быть немного Д'Артаньяном. Ему необходимы молниеносная реакция, хорошая хватка и умение видеть боковым зрением, а еще - чутье на вкусные нюансы, умение вычленить их из потока информации. Алексей обладал всеми этими качествами в полной мере. Он читал ситуацию с листа: видел картинку, и у него сразу же, спонтанно, рождался комментарий. Он точно излагал мысли, за вычурностью не гнался, никогда не тушевался в кадре и всегда мог с ходу подметить главное. А еще -был настоящим спортивным полиглотом, ориентировался в десяти видах спорта, начиная с водного поло и заканчивая футболом.


Но в историю спортивной журналистики Алексей войдет не только как журналист-универсал. Не меньшего успеха он добился как директор телевизионного канала. Под руководством Буркова спортивный проект "НТВ Плюс" вышел на мировой уровень. Тут нельзя не вспомнить, что Алексею помогала Анна Дмитриева. Их дуэт оказался на редкость плодотворным и сыграл главную роль в становлении этого могучего организма - редакции спортивных каналов. С Алексеем бывало трудно спорить, но чаще всего он оказывался прав. При этом Бурков был чрезвычайно комфортным и надежным человеком. К хорошему быстро привыкаешь и перестаешь замечать. Вот так и с Алексеем Бурковым: многие сегодня даже не подозревают, сколько он успел сделать. Даже то, что европейская Лига чемпионов транслируется у нас регулярно - его заслуга. Наши футболисты из нее, увы, систематически вылетают, зато футбольная команда "НТВ Плюс" все время в игре. И, заметьте, каждый год в финале. Все это благодаря Алексею.


* * *


Танцы на чужом поле


Наверное, только дедушка Фрейд мог бы объяснить, зачем успешный театральный и кинокритик Татьяна Москвина очертя голову вдруг бросается в омут драматургии, а известный кинорежиссер Станислав Говорухин спешит ей на помощь по слишком тонкому, как оказалось, льду театральной режиссуры. Комплексы? Сублимация? Или - о ужас! - неврозы? Нам, бедным, остается только гадать: что ж так тянет творческих людей поиграть на чужом поле? Но в итоге явилось нечто жалкое на шатких ножках: спектакль "Па-де-де" театра "Школа современной пьесы". Как сказано в программке, "три маленькие пьесы для добродушного театра", хотя вернее было бы этот благостный эпитет обратить к зрителю.


Надо и впрямь обладать немереным добродушием, чтобы полюбить эти сюжеты второй свежести, сплошь про родимую бытовуху-нескладуху, всех этих среднеарифметических несчастных жен, новых русских, которые тоже плачут, спившихся от одиночества романтичных дам, чистых сердцем провинциалов; да еще порадоваться режиссуре, ну очень здесь скромной, безо всякого остатка умершей в актерах... Вы спросите, почему "Па-де-де"? Танцуют. И даже очень. В финале необъятная буфетчица в балетной пачке (так смешнее) на пару с подругой отплясывают за всех нас общее большое "Па".


* * *


Последний девственник Америки


Два мальца из одного ирландского ларца, братья Шон и Томас Фелан, в детстве стали свидетелями убийства своего отца-Профсоюзника. С тех пор они живут с дырой в сердце и единственной семейной фотографией в священных реликвиях. Возмужав, братья разминулись: Томас поступил в колледж, а Фелан пошел по кривой и попал за решетку. Но в конечном итоге карьеру сделали оба: первый - в прокуратуре, второй - в строгой иерархии ирландской мафии. Естественно, столь неоднозначные жизненные пути в один прекрасный день должны были пересечься, что и происходит в картине "Ирландский квартал" - дебютной работе режиссера, сценариста и продюсера Дэниэла Маккарти. Дебюты часто грешат обильным цитированием, но не таков господин Маккарти. Кажется, он каким-то непостижимым образом умудрился не посмотреть ни одной криминально-мафиозной драмы, настолько девственен его взгляд на страдания ирландцев, вызванные "наездами" вездесущих и скорых на расправу итальянских "братков".


В результате диалоги тривиальны, коллизии ходульны, характеры укладываются в знаменитое "на лицо ужасные, добрые внутри". А финальная мораль сводится к классическому "убивать (воровать) нехорошо".