Главная >> 5 >> 34 >> 11

Стояли у обочины жена и дети

КОНКУРС "САМЫЙ ТРУДНЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ"


Николай Васильевич Палатин прошел в составе 272-й стрелковой дивизии 1061-го стрелкового полка путь по фронтовым дорогам. Отличный пулеметчик, он был из тех, кто поздней осенью 1941 года стоял насмерть в пос. Ошта и остановил врага.


Уже в сентябре его деревня Пиркиничи была занята врагом, и он ничего не знал о судьбе своей семьи. Во время наступления 1944 года по дивизии прошла молва, что какой-то сержант встретил семью в освобожденном концлагере в Ильинском совхозе. А было так.


К группе бойцов подошел командир взвода и сообщил.


- Товарищи, впереди совхоз Ильинский. Там гитлеровцы устроили концлагерь для наших людей. А разведчики узников освободили.


Вдруг на дороге показались две девушки, шли, всматриваясь в сидевших на обочине солдат.


- Нет ли тут земляков? - спрашивали они.


- А вы откуда будете, красавицы?


- Из деревни Пиркиничи.


Николай Палатин стал расспрашивать девушек. Они сказали, что деревню спалили, а жителей согнали в лагерь. Тут девушек окружили бойцы, подошли офицеры. На дороге остановилась легковая машина, и командир дивизии Зиновий Нестерович Алексеев, узнав, в чем Дело, предложил повезти Николая до Ильинского. Это было 26 июня 1944 года. И...


У обочины дороги он вдруг видит свою жену Наташу и детей. А рядом - своих родителей! Жена вскрикнула: "Коля! Живой!" Дети - Вера, Юра и Боря - потянулись к отцу. Командир дал Николаю сутки отпуска. Тогда по всей дивизии и разнеслась весть о том, что командир отделения встретил семью. Может быть, живы очевидцы этой волнующей встречи?


Выяснилось, что пленные жители деревни сами строили в Ильинском бараки, ограду из колючей проволоки. Очень трудной выдалась первая зима. В бараках лед, хлеба выдавали по 150 грамм в день. Люди умирали один за другим.


Еще несколько слов о Николае Палатине. Он был примером для бойцов своего отделения и для всей роты. В бою под Погран-Кондушами получил пулевое ранение в обе ноги. После нескольких месяцев в госпиталях - снова в строй. Весной 1945-го его дивизия освобождала Польшу. Под Гдыней шли ожесточенные бои, в результате которых путь на Гданьск был открыт. И снова тяжелое ранение от осколка вражеской гранаты.


После лечения воин вернулся в родной поселок Свирьстрой. Ему вручили орден Красной Звезды, орден Славы Третьей степени, медаль "За Отвагу". Дети его давно обзавелись семьями и разъехались в разные концы страны. Хоть и много воды в Свири с тех пор утекло, но ветераны дивизии помнят о встрече солдата-освободителя со своими родными - узниками концлагеря.


Юрий БОДУХИН, общественный корреспондент районной газеты, г. Лодейное Поле


P.S. Возможно, это действительно был самый трудный день войны для семьи Палатиных: разбитая дорога, встреча с родными, о которых было ничего неизвестно, и, как знать, что с ними стало? И вдруг будто в сказке - живая жена и трое детей. И родители. Так, может быть это и счастливый день войны?


От редакции: предыдущий выпуск "К 60-летию Великой Победы" мы посвятили памяти о блокаде. В нем поместили письма Николая Степановича Макарова из Санкт-Петербурга, замечательные своим военным трагизмом воспоминания Зои Ивановны Афанасьевой из Тосненского района, жителя Разметелева Геннадия Александровича Романова, а также Николая Степановича Виголайнена из Гатчины. Мы сообщаем об этом, потому что многие наши читатели просят опубликовать их материалы в субботнем номере. Но письма этих авторов пришли как раз в канун Дня блокады. И мы опубликовали их во вторник, 7 сентября. Если Вам не удастся найти этот номер газеты на местах, напишите. Постараемся выслать напечатанные ваши письма.