Главная >> 5 >> 34 >> 3

УЧИТЕЛЬ ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА

Есть такая наивная примета: надо держать сжатыми кулаки, если хочешь, чтобы человек, которому желаешь удачи, победил. Кто знает, почему... А может, объяснение в том, что мы, сжимая кулаки, как бы концентрируем энергию и нацеливаем человека на успех? Ну, как бы там ни было, давайте последуем примете. Дело того стоит.


Сейчас, именно в эти дни, в далеком Санкт-Петербурге проходит Всероссийский музыкальный конкурс имени В.В. Андреева. В музыкальном мире это имя хорошо известно и весьма уважаемо: еще Василия Васильевича Андреева зовут отцом русской балалайки, именно он стал создателем первого великорусского оркестра. Как доносит история, однажды Андреев слушал игру балалаечника Антипа, игра была великолепна, музыкант поразился уникальным возможностям народного инструмента. Возможно, конечно, балалайка не потеряла своего значения как исконно народный инструмент... Хотя кто его знает, и не такие потери были в истории нашей культуры... Но вернемся к теме: благодаря В.Андрееву балалайка обрела еще и концертную судьбу.


Потому конкурс и носит имя «отца» балалайки. Соревнование очень престижное и очень серьезное. Наш город на этом конкурсе представляет юный музыкант Сергей Андросенко. И ему надо очень и очень постараться, чтобы добиться признания и высокой оценки. Я, конечно, не музыкант, но, послушав, как играет Сергей, думаю, есть все шансы надеяться, что из Санкт-Петербурга наш земляк вернется, как говорится, со щитом.


Сережа, безусловно, талантлив. Но любой талант, как алмаз, требует ювелирной огранки. Потому наш сегодняшний рассказ о том, как талант взращивается и шлифуется. Ученика мы уже представили, теперь представим учителя: педагог городской музыкальной школы N4 Елена Христовна Земскова. Признаться, знакомство с Еленой Христовной и Сережей состоялось по причине вовсе не возвышенной (как того требуют талант и музыка), а сугубо бытовой: была реальная возможность принять участие в престижном всероссийском конкурсе, но, увы, финансовые возможности школы весьма ограничены - словом, школа искала спонсоров... Опустим детали поисков, скажем лишь, что найти их удалось: помогли осуществить поездку юного талантливого балалаечника, его педагога и концертмейстера в Санкт-Петербург министерство культуры и депутат краевой Думы А.Яшкунов. За что большое им спасибо.


Хотя сама ситуация наводит на довольно грустные размышления: ну почему в нашей стране талант так зависим от случайностей?! Чтобы его выпестовать, нужны огромные усилия и одаренного талантом человека, и его наставника. Слава Богу, с этим все в порядке! Но ведь любой талант - великий дар не только его носителю, но и обществу, не так ли? И он просто не может, не имеет права быть потерянным, его надо развивать и реализовывать. И всяческие конкурсы - хорошее средство для этого. Преподавательский коллектив музыкальной школы прилагает все силы, чтобы воспитанники принимали участие в подобных мероприятиях. Тем более что почти всегда юные ставропольцы привозят с них призы. У нашего юного героя их уже целая коллекция: в 2002 году на региональном конкурсе молодых исполнителей в Нальчике Сережа занял первое место, побеждал на городских состязаниях, на зональных, добыл успех и в российском конкурсе «Орлята России», который проводился в мае в Туапсе. Теперь вот отправился в Санкт-Петербург, чтобы померяться силами с такими же талантливыми сверстниками. А не окажись столь отзывчивыми министерство культуры и депутат краевой Думы, что тогда? Смог бы Ставрополь представить своего делегата на этот конкурс?


Еще академик Ломоносов заметил: и может собственных Плутонов и быстрых разумом Ньютонов земля российская рождать... Что земля и делает. А задача общества и власти, приняв этот дар, всецело поддержать и развить его.


Но вернемся в музыкальный класс. Что мы знаем о балалайке?


Имею в виду не музыкантов и меломанов, а обыкновенных слушателей. На ум сразу приходит частушечное: трынь-брынь, балалайка... Или вспоминаются лубочные картинки...


Но придите на концерт ансамбля русских народных инструментов музыкальной школы N4, создала который и руководит которым Елена Христовна Земскова, и вы получите громадное удовольствие, думаю, даже испытаете гордость за нашу национальную культуру. А главное, кардинально измените мнение о певческих способностях балалайки, домры, гитары и т.д. Я сходила послушала. И потому высказываю этот совет. Я была просто поражена, как виртуозны исполнители, как эмоциональна балалайка в руках. Сережи Андросенко, как она поет! Она как бы рассказывает о нашей России, о ее красоте, о нашей любви к ней... Так, наверное, и должно быть, ведь балалайка - истинно народный инструмент. И как легко играет на ней Сережа!


- Исполняет, - тактично поправляет Елена Христовна, - играть и исполнять - разные понятия. Научиться исполнительскому искусству - работа длительная и очень трудная. Я с гордостью могу сказать, что сейчас Сережу уже можно назвать профессионалом.А насчет трудностей... Вот потрогайте струны балалайки, видите, какие тугие...


Я попробовала ущипнуть струну: действительно, извлечь звук непросто. А Сережа играет так легко...


- Так и должно быть, - согласно кивает преподаватель. - Слушатель не должен знать, как достигается подобная легкость исполнения.


Ладно, пусть слушатель остается в счастливом неведении, а вот читателя чуть-чуть просветим.


- Сережа, как пальцы? Выдержат, если сейчас исполнишь «Семена»? - задала непонятный вопрос Елена Христовна.


Все стало ясно, когда Сережа начал игру. Концертная пьеса на тему шуточной плясовой «Эй, сыпь, Семен», с которой он будет выступать и на конкурсе в Санкт-Петербурге, очень быстрая, что, впрочем, естественно для плясовой, настолько напряженная и многоплановая, что рукам музыканта приходится ох как нелегко. Было и такое (правда, Сережа тогда был помладше), что на сцену он выходил в бинтах. Так старался, с таким усердием ударял по струнам, что кожа на пальцах не выдержала, кровь начала капать на корпус инструмента. Он так был увлечен, что сперва даже боли не почувствовал, лишь удивленно воскликнул: что это, откуда кровь?! Теперь уже опытный балалаечник, он старается не допускать кровопролития, но на пальцах - заслуживающие уважения мозоли...


Высшая оценка любого исполнения - кажущаяся легкость, полная отдача как инструмента, так и музыканта. Но вот добиться этой легкости... Что касается техники, то тут Елена Христовна спокойна, ею ученик владеет хорошо. Но душа произведения раскрывается не только


через технику, но и через образ. А скорее всего, именно через образ. Но его сперва следует найти, почувствовать и принять, чтобы получилось то, что надо. Казалось бы, какие проблемы с поиском образа? Все ясно и понятно: балалайка - исконно русский инструмент, стало быть, образ - сама Россия...


- Так-то оно так... Но скажите, как ее, Россию, должен мысленно представить музыкант? - по-учительски спрашивает Земскова. - Вот тут-то и вся сложность. Мы репетировали с Сережей одно из произведений, как бы не того же «Семена», так, Сережа? - Мальчик подтверждающе кивнул и .засмеялся.


- Вот-вот, теперь ты посмеиваешься, - улыбнулась и учительница, - а как мы мучились, помнишь? Играем, играем, а что-то не получается... В чем дело? Я объясняю: представь себе просторы России, ее поля, степи... Сережа кивает, начинаем играть, опять не то... Ну почему?! Я опять веду речь про просторы, про природу, про всякие красоты. И тут Сережа возвращает меня из возвышенной поэзии на землю: хороши просторы - кругом грязь и мусор... Что тут возразишь? Решили закрыть глаза на мусор, а думать о том, что истинно красиво... Это лишь маленький штрих нашего совместного поиска, но так мы работаем постоянно.


Сережа Андросенко, безусловно, гордость и школы, и педагога. В его становлении как музыканта существенная часть души и педагогического таланта Елены Христовны.


Но этот мальчик - далеко не единственный ее ученик. Сейчас у Земсковой занимаются 14 учеников, плюс к этому она, как уже говорилось выше, руководит ансамблем. Свободного времени практически нет, я обратила внимание, что дозвониться ей домой можно не раньше 9 часов вечера, до этого времени она на работе. Репетиции, репетиции... Но она считает, что результат оправдывает трудовые затраты: многие ее ученики в самостоятельной жизни выбирают стезю искусства. Она этим очень гордится. Ее жизненное кредо - побеждать; этому учит и детей.


Она мне с восторгом рассказывает об успехах каждого ученика, показывает альбомы с их снимками. Как же повезло этим ребятам, что на их пути встретился такой, педагог! И очень приятно отметить что подобных подвижников в специализированных школах много. Наверное, по-другому и нельзя, если хочешь, чтобы из ребенка вырос музыкант, художник, спортсмен, танцор... Но вот какой вопрос возникает: почему все эти школы занимают как бы вторичное место в системе образования? Тем боле4 если очень часто для воспитанников это дополнительное образование становится профессией?


...Но сейчас давайте держать сжатые кулаки, болея за своего земляка, виртуозного балалаечника Сергея Андросенко, участника престижного конкурса имени В.Андреева. Успеха, призов и признания!


***


фото: