Главная >> 5 >> 35 >> 3

Рената в ананасах

"Настройщик" Киры Муратовой. Премьера в Венеции


Кира Муратова опять сняла черно-белый фильм, и в этом его особая прелесть, как и в черно-белой фотографии, совсем уже было вытесненной цветом, но в последние годы переживающей всплеск интереса. "Настройщика" покажут 6 сентября на 61-м Венецианском кинофестивале. И он нечто вроде криминальной мелодрамы, а согласно представлению компании-производителя - детектив. Герой картины - интеллигентного вида человек, в консерваториях обучавшийся, но ставший мелким аферистом. Он мило и элегантно присвоит денежки боготворившей его пожилой дамы.


Продюсировал проект Сергей Члиянц, вслед за "Бумером" Снимали на Одесской киностудии. Сценарий написан Сергеем Четвертковым ( с ним Муратова работала и прежде, он снимался в ее фильмах), при участии художника и мужа Муратовой - Евгения Голубенко, а также самой Киры Георгиевны. Оператор - Геннадий Карюк. Лица -прежние и хорошо знакомые по другим муратовским картинам. И актеры тоже почти все ее за редким исключением.


Сама Муратова в один из своих приездов в Москву говорила о "Настройщике" как о маленькой, простенькой истории про мошенников. Так и получилось - мошенники действительно мелкие, Герой выдает себя за настройщика музыкальных инструментов, проникает в дом одинокой и немолодой дамы с собачкой. "Это фильм про виктимность, как я ее понимаю, - сказала тогда Муратова. - Люди хотят отдаться, хотят быть ограбленными, использованными. Они готовы отдать душу, тело, деньги. Это трогательное свойство, присущее очень многим нашим соотечественникам" Не зря же в финале обобранная героиня Аллы Демидовой в трамвае станет развивать эту тему. "Бедный мальчик" - скажет она, сама, мол, во всем виновата, сообщила номера облигаций. "Это все равно, что положить деньги на тротуар и думать, что их никто не возьмет. Люди слабые, бедные, беззащитные" - отлично сказано.


Книгу "Король сыска" знаменитого российского сыщика царских времен Аркадия Кошко Муратова случайно купила в Москве. Перенесла ее события из царских времен во времена нынешние и демократические. Книга традиционная, и кино Муратова делала традиционное - конечно, для нее, для Муратовой. Все эти странные и по традиции "второстепенные" герои обитают в колоритной среде. Квартира обобранной Анны Сергеевны (почти Алла Сергеевна, как Демидова, и Анна Сергеевна, как у Чехова в "Даме с собачкой") - антикварная, с картинами, старинными часами и лампами. Тут вечно обитают старички. Беседуют, играют на музыкальных инструментах, репетируют не на улице же им этим заниматься. Муратова обожает всех этих бабушек-старушек, которые почти всегда имеются в ее фильмах. Жилище Лины, героини Ренаты Литвиновой, и ее спутника "настройщика" Андрея - нечто инфернальное, наполненное странными предметами, то ли чердак, то ли подвал. Но сам факт наличия в этом пространстве Ренаты делает его почти божественным. Умеет же девушка все так обустроить. Потом Рената будет пропадать в общественном туалете, который тут как дворец. Чистый, словно образцово-показательная клиника, светящийся белоснежной плиткой и унитазами. Тут Лина встретится с друзьями и осуществит одну из своих афер. Сделает это со вкусом, красиво. Когда она только переступит порог сего заведения, приятель, служащий здесь, спросит: "Дорогая, пописать пришла или просто так?" Ни то и не другое. Пришла девушка по делу. Туалеты становятся любимейшими кинематографической и сценической площадками. Так и тянет в них режиссеров всего мирового пространства. Причем сортир должен быть непременно общественным, в этом весь шик.


Главную роль исполнил Георгий Делиев - клоун из комик-группы "Маски-шоу" снимавшийся у Муратовой во "Второстепенных людях" и "Чеховских мотивах" которого мы недавно наблюдали в образе О.Бендера в "Двенадцати стульях" немки Ульрике Оттингер. Рядом с ним живет неземное, в общем-то, существо - Лина, хотя никакая она не Лина, а просто Рената Литвинова, небожительница и богиня. Живет роскошно даже в бедности. Сама себе праздник. Нет денег - найдет. Если уж питается в ресторане, то с шиком. Сидит среди ананасов, каких-то рыб и прочих блюд. Просто девушка в ананасах, есть же девушка с персиками. Делит трапезу со случайной бомжихой. А той фартило в тот день. Помаду на помойке нашла, губы намазала. Потом Лина - Рената пригласила разделить с ней трапезу. Уплетает теперь бомжиха в драной кофте рыбу с грушей вприкуску. Вкусно. Лина ей и мороженое оставила в своей вазочке и все приговаривала: "Ешьте, женщина, ешьте" С придыханием, манерно, как это умеет фирменно делать Литвинова. Ее каблуки способны растоптать какое угодно сердце, выпустить из него кровь. Каблук - своего рода орудие не пролетариата, конечно, но таких вот опасных дам. Потом Лина появится с косой как смерть на пороге дома героини Демидовой. "Смерть ей к лицу" - сказала как-то о своей обожаемой Ренате Муратова. Тема эта будет развиваться в самых разных вариантах. Литвинова на этот раз произносит не собственный текст, а тот, что предложили ей сценаристы. Но он словно ее, родной. Особенно, когда Лина заговорит про аборты. Или вот прелестный пассаж о былом возлюбленном, который еще надеется на взаимность: "Не знаю, может быть, у меня с ним ресурс, или нет?" Отлично сказано. А нынешнему спутнику - Делиеву - она скажет прямо: "Какой ты активный. Молодец! Я с тобой поживу еще некоторое время" Потом она произнесет какую-то околесицу о том, что меняет свою хорошую квартиру на однокомнатную, поближе к кладбищу, где муж похоронен. Но это шутка. Фирменная - муратовско-литвиновская. Еще один перл из запомнившихся: "Я не записалась в клуб. Мне там не понравилось. Все такие потные" А так хотелось позаниматься фитнесом. Не суждено.


Подруги, подле которых все время вертится мнимый настройщик (Нина Русланова и Алла Демидова), - такие разные, что призадумаешься о том, что их, собственно, объединяет. Но это жизнь, а в ней всегда рядом видишь тех, кто вроде бы не должен быть вместе. Люба Нины Руслановой - медицинская сестра. Люба хочет замуж, очень хочет. Знакомится с мужчинами по объявлениям, встречается и становится жертвой обманов. Наверняка неслучайно обманул Любу киномеханик, а не какой-нибудь повар. Он, подлец, женился, отправился с женушкой в свадебное путешествие, да и был таков с ее денежками. Такие люди трудятся в кинофикации. У Руслановой отличная работа, как всегда, к тому же у Муратовой она снимается много лет.


С Аллой Демидовой Муратова прежде не работала, но присмотрелась к ней на каких-то официальных мероприятиях и пригласила в свое кино. Демидова тогда сказала, что у нее есть собачка, с которой ей не хочется расставаться. А Муратова как-то призналась, что хотела бы снять кошку, ведь если кошка выходит на сцену во время концерта, то ей - все внимание. Вот пекинес Демидовой по имени Микки и пришелся ко двору, снялся в "Настройщике" Муратова подарила Микки даже роскошный крупный план.


Мы вот все о дамах, о дамах. Потому что они интересные. У Демидовой так просто блестящая роль. Ничего подобного у нее десятилетия не было в кино. Меж тем главный-то герой - мнимый настройщик Андрюша. Но он какой-то непримечательный. Дамы его забили. А он просто приятный - касается это артиста и образа. Не виноват же герой в том, что не может в этой стране благородным трудом на хлеб заработать, тем паче такую красотку, как Лина - Рената, содержать. Вот и приходится ловчить да изворачиваться, одиноких женщин обирать во имя своей, единственной.