Главная >> 5 >> 35 >> 3

Москве наставили рога

Хеллоуин в столице начался с фестиваля трэшевого кино и закончился массовыми гуляньями зайчиков и нечистых


На самом интересном месте немецкого блокбастера "Гондон-убийца" по техническим причинам предательски пропал синхронный перевод. "Звук, звук", - слабо пискнула интеллигентного вида девица из глубины кинозала "На пуфиках" Московского дворца молодежи. "Да зачем здесь звук", - рассмеялись в ответ мужчины.


И действительно, картина о страшных похождениях зубастых презервативов, охотящихся за мужским достоинством, на звание интеллектуального кино явно не претендовала. Впрочем, так же, как остальные кинопроизведения второго фестиваля трэша, который с триумфом прошел в Москве в канун загадочного праздника Хеллоуин.


Главные ценности трэшевого кино - это антиценности декларированного культурного общества. Разможженные головы, лужи блевотины и крови, женщины-убийцы в полицейской форме, все мыслимые формы извращений и практически полное отсутствие смысла. Оказалось, любителей протухшей "клубнички" в Москве хоть отбавляй - все сеансы двухдневного фестиваля проходили с неизменным аншлагом. Зрители, которые явно изрядно подготовили свой мозг к восприятию неоднозначной картинки различными стимулирующими средствами, встречали диалоги героев и шокирующую картинку овациями и истеричным смехом. К концу сеанса веселый настрой предсказуемо спадал, и культурно обогащенная модная публика уходила домой, оставляя в проходах между пуфиками лужи пива и блевотины. Не экранной, а настоящей. А значит, фестиваль трэша удался.


На Западе трэш-кино - целая индустрия. У фильмов не для всех - значительные бюджеты, внушительный съемочный размах и именитые создатели. Над фильмом-манифестом


Ллойда Кауфмана "Рассказы с помойки" работали 7 режиссеров, 15 сценаристов и несколько сот актеров. Упомянутый "Гондон-убийца" был спродюсирован будущим продюсером "Эвиты" Ральфом Дитрихом, а легендарная комедия "Каннибалы. Мюзикл" создана будущим автором "Южного парка" Трэем Паркером.


У нас трэш-кино только начинает завоевывать чувствительные сердца зрителей. Россию на фестивале представлял пятнадцатиминутный трэш-детектив "Офшорные резервы" режиссера Александра Дулерайна. Да и тот - без кровищи и секса, а про вечную отечественную проблему - власть американского доллара. И все-таки перспективы у трэшевого кино в России несомненно радужные.


Пресыщенную мировыми премьерами и пиратскими копиями еще не вышедших блокбастеров публику можно удивить только тем, что в народе называют "из ряда вон". И тематика смерти и всего, что за гранью нормального, воспринимается у нас с особым восторгом. Подтверждение тому - забугорный праздник нечистой силы Хеллоуин, с каждым годом все больше приобретающий черты национального торжества.


Несколько лет назад Хеллоуин в Москве отмечали разве что иностранные бизнесмены, да и то в своих закрытых клубах и в традиционной офисной одежде


- за костюм на улице можно было получить по нерусской физиономии. В этом году в полночь полностью остановилась улица Мясницкая - модная московская молодежь пыталась добраться до вечеринки в бывшем помещении клуба XIII. В маленький особняк в центре Москвы, по разным подсчетам, набилось от четырех до шести тысяч человек. На вечеринку компании "Zeppelin Production" в клубе "Гауди", расположившемся в огромном помещении бывшего элеватора, - как минимум пять. Остальные разбрелись по другим заведениям - Хеллоуин отмечали практически в каждом московском клубе. В ночь на 31 октября в центре столицы царила абсолютно новогодняя атмосфера. Черти, клоуны, викинги, моряки, цыгане, дамы в старинных нарядах и тысячи медсестер вылезали из застрявших в пробках машин с бутылками шампанского и устраивали праздник прямо на улице.


Популярность фестиваля трэш-кино и неоднозначного для русской ментальности Хеллоуина - звенья одной цепи. Народ хочет развлекаться. И если первый удовлетворяет запрятанную в глубину души потребность в недозволенной обществом грязи, второй - дарит ощущение праздника. Не чопорного - с транспарантами и российскими флагами, а отвязно-новогоднего.


"Нечистая" тематика Хеллоуина отошла в России на второй план. Не случайно принцесс и зайчиков на московских вечеринках потусторонней силы гораздо больше, нежели вампиров и ведьм. Это повод лишний раз в году нацепить на себя карнавальный костюм, разнообразить опостылевшие однообразные вечеринки в клубах масштабным красивым действом. Костюмы в театрах и специализированных магазинах тусовщики заказывают уже за месяц до Хеллоуина. Не только девушки, которым раз в год выпадает счастье провести ночь в кринолине, но и молодые люди, с удовольствием наряжающиеся в офицерские бушлаты, костюмы пиратов, графов, медведей, агентов ФСБ и даже сперматозоидов.


Как ни ругай пошлое во всех смыслах кино и ни запрещай празднование Хеллоуина в школах, от влияния нечистой силы Запада никуда не деться. Делать и смотреть то, что делать и смотреть нельзя, - всегда приятнее. Поэтому остается только ждать - пресытится ли российская публика иностранным и собственным трэшем или возведет его в ранг национальной культуры, как одиозную, слизанную с Запада попсу и пошлую рекламу.